1. Методические указания о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348); Методическими рекомендациями по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ (РД 15-632-04), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2004 N 2.
2. Действие Методических указаний распространяется на опасные производственные объекты, на которых осуществляется транспортирование опасных веществ с использованием технических устройств, сооружений и средств, перечисленных в перечне Приложения N 1.
3. Требования Методических указаний являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и проведение государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях (независимо от их организационно-правовой формы) требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов транспортирования опасных веществ.
4. Целью проведения проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ, является выполнение соблюдения этими организациями требований промышленной безопасности, определенных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами, а также эффективность функционирования служб производственного контроля.
5. При проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанные с транспортированием опасных веществ, проверяется:
- соблюдение требований безопасности при транспортировании опасных веществ на объекте: наличие и выполнение требований нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, устанавливающих правила безопасности при транспортировании опасных веществ, планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), обеспечение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечение проведения подготовки и аттестации персонала, наличие и состояние эксплуатационной и товарно-сопроводительной документации;
- техническое содержание сооружений и устройств: подъездных железнодорожных путей (в том числе стрелочных переводов), переездов, технологических путей и проездов, искусственных сооружений, автомобильных дорог необщего пользования, обочин, откосов, разделительных полос, устройств для осмотра и ремонта транспортных средств, мест погрузки и выгрузки опасных веществ, мест подготовки транспортных средств для погрузки, сливо-наливных эстакад;
- техническое состояние транспортных средств, используемых при транспортировании опасных веществ: полувагонов, крытых вагонов, вагонов бункерного типа, вагонов-цистерн, контейнеров, контейнеров-цистерн, платформ, маневровых локомотивов, автомобильных цистерн, специально оборудованных грузовых автомобилей, автомобильных тягачей с прицепами и полуприцепами, измерительных приборов, сливо-наливной, контрольной и запорной арматуры, а также применяемых тары, упаковки, знаков опасности и других манипуляционных знаков.
6. В практике проведения проверок поднадзорных организаций применяются следующие виды проверок: комплексные, целевые и оперативные.
Виды проверок и их периодичность должны планироваться на основе систематического анализа всей имеющейся информации о состоянии промышленной безопасности на объектах транспортирования опасных веществ с учетом наличия и эффективности системы управления промышленной безопасностью.
При проведении проверок любого вида в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, необходимо:
- проверить правильность идентификации опасного производственного объекта в целях регистрации его в государственном реестре опасных производственных объектов;
- убедиться в наличии Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, страхового полиса и соответствующей лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта.
7. Комплексные проверки проводятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых осуществляется производство, переработка, хранение, транспортирование опасных веществ.
- выполнение положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- обеспечение специальных условий перевозки опасных грузов (вопросы, касающиеся классификации, маркировки, применяемой тары, в том числе крупногабаритной упаковки, условий перевозки, погрузки, выгрузки грузов, процедур отправления, применения соответствующего технологического, измерительного оборудования, транспортных средств, а также установленных требований безопасности при организации и осуществлении движения по путям (дорогам) необщего пользования;
- выполнение программ, планов, мероприятий по обеспечению безопасности транспортирования опасных веществ.
В ходе проведения комплексной проверки качество организационной и координационной работы руководителей и специалистов организации оценивается по:
- состоянию аварийности, травматизма и допущенным инцидентам;
- фактическому состоянию зданий, сооружений и технических устройств;
- наличию действующих свидетельств и протоколов об аттестации руководителей и специалистов;
- наличию и выполнению приказов и распоряжений, изданных по результатам проверок, проводимых представителями Службы;
- регулярности проведения совещаний, актуальности тем, поручений исполнителям, контролю поручений;
- назначению ответственных за выполнение требований службы производственного контроля, наличию и состоянию внутрипроизводственных инструкций и стандартов организации;
- взаимодействию служб производственного контроля с подразделениями организации в вопросах обеспечения безопасности при транспортировании опасных веществ, при работах с транспортными средствами и опасными грузами;
- количеству предписаний, штрафов и иных мер административного воздействия;
- наличию согласованных мероприятий по устранению нарушений нормативных требований.
8. Целевые проверки проводятся, как правило, в отдельных структурных подразделениях одной организации одновременно в нескольких организациях, осуществляющих транспортирование (и/или погрузку, и/или выгрузку) опасных веществ отдельных классов, а также в организациях, осуществляющих подготовку и аттестацию специалистов по промышленной безопасности, экспертизу промышленной безопасности, проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах.
В ходе проведения таких проверок проводится:
- детальная проверка отдельных вопросов, непосредственно связанных с транспортированием опасных веществ (техническое состояние путей (дорог) необщего пользования, технических устройств, мест погрузки, выгрузки опасных веществ, организация и осуществление движения по путям (дорогам) необщего пользования);
- проверка соблюдения специальных условий транспортирования опасных веществ отдельных классов опасности;
- проверка соблюдения требований безопасности в организациях, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для транспортирования опасных веществ;
- проверка соблюдения установленных требований при подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций по промышленной безопасности при осуществлении транспортирования опасных веществ;
- проверка соблюдения требований по оформлению, периодичности проведения и объемам проводимых работ при проведении экспертизы промышленной безопасности в области транспортирования опасных веществ;
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Как правило, целевая проверка проводится для оценки состояния безопасности транспортирования опасных веществ на опасных производственных объектах, а также для выявления нарушений, которые потенциально могут привести к возникновению аварийных ситуаций и инцидентов с опасными веществами отдельных классов.
9. Оперативные проверки проводятся в поднадзорных организациях для принятия мер по ликвидации нарушений требований промышленной безопасности, а также для контроля выполнения ранее выданных предписаний.
10. Начальники структурных подразделений центрального аппарата Службы и руководители ее территориальных органов обязаны в соответствии с действующим руководящим документом, регламентирующим требования о контрольной и надзорной деятельности Службы, уведомлять руководителей поднадзорных организаций о предстоящих в этих организациях комплексных, целевых и оперативных проверках с указанием сроков их проведения.
11. При проведении проверок деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ, работники структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, перечень которых приведен в Приложении N 2.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей