Приложение N 5. Критерии предельных состояний составных частей и систем компрессорных установок

Приложение N 5

КРИТЕРИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ И СИСТЕМ

КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК

┌────────┬─────────────┬────────────────────────────────────┬─────────────┐

│Номер │Наименование │Критерии предельного состояния (КПС)│ Способ │

│изделия │ изделия ├─────────────────────┬──────────────┤ определения │

│(состав-│ (составной │ качественный признак│количественный│ КПС │

│ной │ части) │ │ признак │ │

│части) │ │ │ │ │

├────────┴─────────────┴─────────────────────┴──────────────┴─────────────┤

│ 1. Поршневые КУ │

├────────┬─────────────┬─────────────────────┬──────────────┬─────────────┤

│1.1 │Общее │Общий уровень │Согласно РЭ │Измерительный│

│ │техническое │вибрации, дБ │ │ │

│ │состояние │Уровень виброускоре- │Согласно РЭ │Измерительный│

│ │ │ний в октавных поло- │ │ │

│ │ │сах на среднегеомет- │ │ │

│ │ │рических частотах, дБ│ │ │

│ │ │Общий уровень шума, │В соответствии│Измерительный│

│ │ │дБ │с ТД │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.2 │Фундамент │Трещины в фундаменте.│Не допускаются│ВИК │

│ │ │Деформация элементов │ │ВИК │

│ │ │крепления │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.3 │Рама │Ослабление болтовых │Не допускается│ВИК │

│ │(станина, │соединений │ │ │

│ │картер) │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.4 │Электродвига-│Сопротивление │Менее 0,5 МОм │Измерительный│

│ │тель │изоляции относительно│ │ │

│ │ │земли │ │ │

│ │ │Отсутствие болтов │Не допускается│Визуальный │

│ │ │крепления электро- │ │ │

│ │ │двигателя │ │ │

│ │ │Ширина щели взрывоне-│Более 0,2 мм │Измерительный│

│ │ │проницаемых оболочек │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.5 │Цилиндропорш-│ │ │ │

│ │невая группа │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.5.1 │Цилиндры с │Трещины в корпусе. │Не допускаются│Визуальный │

│ │крышками │Протечки воды, масла │Не допускаются│Визуальный │

│ │ │через крышки и │ │ │

│ │ │сальники │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.5.2 │Поршни с │Компрессия │Согласно РЭ │Измерительный│

│ │поршневыми │ │ │ │

│ │кольцами │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.5.3 │Сальники и │Трещины, изломы, течи│Не допускаются│ВИК │

│ │сальниковые │масла │ │ │

│ │уплотнения │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.6 │Механическая │Деформация вала │Не допускается│Визуальный │

│ │часть КУ │Течь масла │Не допускается│Визуальный │

│ │ │Температура вкладышей│Более 80 °C │Измерительный│

│ │ │подшипников │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.6.1 │Редукторы │Трещины в корпусе, │Не допускаются│Визуальный, │

│ │(при наличии)│выходных валах │ │УК, ПВК │

│ │ │Течь масла │Не допускается│Визуальный │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.6.2 │Коренные валы│Усталостные трещины │Не допускаются│Визуальный, с│

│ │и вкладыши │ │ │помощью лупы │

│ │коренных │Риски, трещины и │Не допускаются│Магнитная и │

│ │подшипников │забоины на шейках и │ │ультразвуко- │

│ │ │галтелях │ │вая дефекто- │

│ │ │ │ │скопии │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.6.3 │Шатуны и их │Трещины, забоины и │Не допускаются│Магнитная и │

│ │подшипники │риски на поверхности │ │ультразвуко- │

│ │ │шатуна, в местах │ │вая дефекто- │

│ │ │перехода головки в │ │скопии │

│ │ │стержень, галтелей и │ │ │

│ │ │установки болтов │ │ │

│ │ │Прилегание вкладышей │Менее 75% │ВИК │

│ │ │к соответствующим │площади │ │

│ │ │кривошипным шейкам │ │ │

│ │ │вала и пальцам │ │ │

│ │ │крейцкопфа │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.6.4 │Крейцкопфы и │Усталостные трещины, │Не допускаются│Магнитная и │

│ │детали │дефекты в виде рисок │ │ультразвуко- │

│ │соединения их│и забоин на галтели в│ │вая дефекто- │

│ │со штоками │соединительной муфте │ │скопии │

│ │ │и бурте крейцкопфа │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.6.5 │Сальники и │Течь масла │Не допускается│ВИК │

│ │сальниковые │ │ │ │

│ │уплотнения │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.7 │Система │ │ │ │

│ │воздухорас- │ │ │ │

│ │пределения │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.7.1 │Клапанный │Плотность в закрытом │Предельное │Измерительный│

│ │механизм │состоянии │значение в │ │

│ │ │Своевременность │соответствии │ │

│ │ │открытия и закрытия │с РЭ │ │

│ │ │Малый объем мертвого │ │ │

│ │ │пространства │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.7.2 │Воздухо- │Наличие деформаций │Не допускаются│Визуальный │

│ │проводы │Утечки воздуха │Не допускаются│Визуальный │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.7.3 │Воздухо- │ │ │ │

│ │сборники │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.7.4 │Воздушные │Отсутствие или │Не допускаются│ВИК │

│ │фильтры │неисправность ячеек, │ │ │

│ │ │чрезмерная │ │ │

│ │ │запыленность, наличие│ │ │

│ │ │щелей для подсоса │ │ │

│ │ │воздуха │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.8 │Система │ │ │ │

│ │смазки │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.8.1 │Система для │Расход масла │В соответствии│Измерительный│

│ │смазки │ │с РЭ │ │

│ │механизма │Температура масла │В соответствии│Измерительный│

│ │движения │ │с РЭ │ │

│ │ │Давление масла │В соответствии│Измерительный│

│ │ │(при принудительной │с РЭ │ │

│ │ │смазке) │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.8.2 │Система для │Расход масла │В соответствии│Измерительный│

│ │смазки │ │с РЭ │ │

│ │цилиндров и │Температура масла │В соответствии│Измерительный│

│ │сальников │ │с РЭ │ │

│ │ │Утечки масла через │Не допускаются│Визуальный │

│ │ │сальники │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.9 │Система │Температура │В соответствии│Измерительный│

│ │охлаждения │охлаждающей воды │с РЭ │ │

│ │ │(воздуха) на выходе │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.9.1 │Промежуточные│Перепад температуры │Более 15 °C │Измерительный│

│ │и концевые │охлаждающей воды │ │ │

│ │охладители │Температура воды │ │ │

│ │ │ - на входе │Более 25 °C │ │

│ │ │ - на выходе │Более 40 °C │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.9.2 │Водопроводы │Трещины, деформации, │Не допускаются│ВИК │

│ │ │течи │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.10 │Система │Неисправность работы │Не допускаются│ВИК │

│ │защиты │при отклонениях │ │ │

│ │ │технологических │ │ │

│ │ │параметров от │ │ │

│ │ │допустимых значений, │ │ │

│ │ │коротких замыканиях и│ │ │

│ │ │перегрузке двигателя,│ │ │

│ │ │осевом перемещении │ │ │

│ │ │вала КУ │ │ │

│ │ │Неисправности │Не допускаются│ВИК │

│ │ │предупредительной и │ │ │

│ │ │аварийной │ │ │

│ │ │сигнализации │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.11 │Система │Неисправность работы │Не допускается│Визуальный │

│ │регулирования│системы │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.12 │Насосная │Снижение рабочего │Более 10% от │Измерительный│

│ │установка │давления насосной │номинального │ │

│ │(при наличии)│установки, │ │ │

│ │ │неустранимое заменой │ │ │

│ │ │отдельных рукавов и │ │ │

│ │ │уплотнений забойного │ │ │

│ │ │водопровода │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│1.13 │Масло- │Степень отделения │В соответствии│ВИК │

│ │отделитель │масла из воздуха │с РЭ │ │

├────────┴─────────────┴─────────────────────┴──────────────┴─────────────┤

│ 2. Центробежные КУ (турбокомпрессоры) │

├────────┬─────────────┬─────────────────────┬──────────────┬─────────────┤

│2.1 │Общее │Общий уровень │Согласно РЭ │Измерительный│

│ │техническое │вибрации, дБ │ │ │

│ │состояние │Уровень виброускоре- │Согласно РЭ │Измерительный│

│ │ │ний в октавных поло- │ │ │

│ │ │сах на среднегеомет- │ │ │

│ │ │рических частотах, дБ│ │ │

│ │ │Общий уровень шума, │В соответствии│Измерительный│

│ │ │дБ │с ТД │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.2 │Фундамент │Трещины в фундаменте │Не допускаются│ВИК │

│ │ │Деформация элементов │Не допускается│ВИК │

│ │ │крепления │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.3 │Рама (стани- │Ослабление болтовых │Не допускается│Измерительный│

│ │на, картер) │соединений │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.4 │Электро- │Сопротивление │Менее 0,5 МОм │Измерительный│

│ │двигатель │изоляции относительно│ │ │

│ │ │земли │ │ │

│ │ │Отсутствие болта │Не допускается│Визуальный │

│ │ │крепления │ │ │

│ │ │электродвигателя │ │ │

│ │ │Ширина щели взрывоне-│В соответствии│Измерительный│

│ │ │проницаемых оболочек │с РЭ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.5 │Редукторы │Трещины в корпусе, │Не допускаются│Визуальный, │

│ │(при наличии)│выходных валах │ │УК, ПВК │

│ │ │Течь масла │Не допускается│Визуальный │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.6 │Корпус │Трещины в корпусе │Не допускаются│Визуальный │

│ │ │Протечки масла │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.7 │Ротор │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.7.1 │Вал с │Трещины в металле │Не допускаются│ВИК, УК │

│ │рабочими │Дефекты, вызванные │Не допускаются│Вибродиагнос-│

│ │колесами │износом основных │ │тический │

├────────┼─────────────┤деталей, перекосами │ │контроль │

│2.7.2 │Разгрузочный │вращающихся элементов│ │ │

│ │поршень │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.7.3 │Опорный диск │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.8 │Подшипники │Температура вкладышей│Более 80 °C │Измерительный│

│ │ │подшипников │ │ │

│ │ │Протечки масла через │Не допускаются│ВИК │

│ │ │корпуса подшипников │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.9 │Воздухо- │Температура │В соответствии│Измерительный│

│ │охладители │охлаждающего воздуха,│с РЭ │ │

│ │ │воды на выходе │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.10 │Система │Температура │В соответствии│Измерительный│

│ │охлаждения │охлаждающего воздуха,│с РЭ │ │

│ │(для КУ с │воды на выходе │ │ │

│ │внутренним │ │ │ │

│ │охлаждением) │ │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.11 │Система │Неисправность работы │Не допускается│ВИК │

│ │защиты │при отклонениях │ │ │

│ │ │технологических │ │ │

│ │ │параметров от │ │ │

│ │ │допустимых значений, │ │ │

│ │ │коротких замыканиях и│ │ │

│ │ │перегрузке двигателя,│ │ │

│ │ │осевом перемещении │ │ │

│ │ │вала КУ │ │ │

│ │ │Неисправность предуп-│Не допускается│ВИК │

│ │ │редительной и аварий-│ │ │

│ │ │ной сигнализации │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.12 │Система │Неисправность работы │Не допускается│ВИК │

│ │регулирования│системы │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.13 │Маслостанция │Снижение рабочего │Более 10% от │Измерительный│

│ │ │давления насосной │номинального │ │

│ │ │установки, неустрани-│ │ │

│ │ │мое заменой отдельных│ │ │

│ │ │рукавов и уплотнений │ │ │

│ │ │водопроводов │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│2.14 │Масло- │Степень отделения │В соответствии│ВИК │

│ │отделитель │масла из воздуха │с РЭ │ │

├────────┴─────────────┴─────────────────────┴──────────────┴─────────────┤

│ 3. Винтовые КУ │

├────────┬─────────────┬─────────────────────┬──────────────┬─────────────┤

│3.1 │Общее │Общий уровень │Согласно РЭ │Измерительный│

│ │техническое │виброускорений, дБ │ │ │

│ │состояние │Уровень виброускоре- │Согласно РЭ │Измерительный│

│ │ │ний в октавных поло- │ │ │

│ │ │сах на среднегеомет- │ │ │

│ │ │рических частотах, дБ│ │ │

│ │ │Общий уровень шума, │В соответствии│Измерительный│

│ │ │дБ │с ТД │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.2 │Рама │Деформация элементов │Не допускаются│ВИК │

│ │ │крепления │ │ │

│ │ │Ослабление болтовых │ │Инструмен- │

│ │ │соединений │ │тальный │

│ │ │Трещины │ │ВИК │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.3 │Электро- │Сопротивление │Менее 0,5 МОм │Измерительный│

│ │двигатель │изоляции относительно│ │ │

│ │ │земли │ │ │

│ │ │Отсутствие болта │Не допускается│Визуальный │

│ │ │крепления │ │ │

│ │ │электродвигателя │ │ │

│ │ │Ширина щели взрыво- │В соответствии│Измерительный│

│ │ │непроницаемых │с РЭ │ │

│ │ │оболочек │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.4 │Компрессорный│Трещины в корпусе │Не допускаются│Визуальный │

│ │блок │Протечки масла │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.5 │Механическая │Деформация вала │Не допускается│Визуальный │

│ │часть КУ │Течь масла │Не допускается│Визуальный │

│ │ │Температура вкладышей│Более 80 °C │Измерительный│

│ │ │подшипников │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.6 │Блок │Температура │В соответствии│Измерительный│

│ │охлаждения │охлаждающей воды │с РЭ │ │

│ │ │(воздуха) на выходе │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.7 │Масло- │Степень отделения │В соответствии│ВИК │

│ │отделитель │масла из воздуха │с РЭ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.8 │Система │Исправность контроль-│В соответствии│ВИК │

│ │тепловой │но-измерительных при-│с РЭ │ │

│ │защиты │боров, фиксирующих: │ │ │

│ │ │давление нагнетаемого│ │ │

│ │ │воздуха (за масло- │ │ │

│ │ │охладителем) и масла │ │ │

│ │ │на смазку и уплотне- │ │ │

│ │ │ние компрессора; │ │ │

│ │ │температуру │ │ │

│ │ │нагнетаемого воздуха │ │ │

│ │ │(масловоздушной смеси│ │ │

│ │ │на нагнетании перед │ │ │

│ │ │рамой-баком) и масла │ │ │

│ │ │в раме-баке │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.9 │Масляная │Расход масла │В соответствии│Измерительный│

│ │система │Температура масла │с РЭ │Измерительный│

│ │ │Утечки масла │ │Визуальный │

│ │ │Состояние масляного │ │Визуальный │

│ │ │фильтра │ │ │

├────────┼─────────────┼─────────────────────┼──────────────┼─────────────┤

│3.10 │Система │Степень очистки │В соответствии│Измерительный│

│ │очистки │поступающего воздуха │с РЭ │ │

│ │поступающего │Состояние воздушного │ │Визуальный │

│ │воздуха │фильтра │ │ │

└────────┴─────────────┴─────────────────────┴──────────────┴─────────────┘