Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.8.1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРИКАЗ, РАСПОРЯЖЕНИЕ

2.8.1.1. Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам работы Службы.

Проекты организационно-распорядительных документов - постановлений, приказов, распоряжений (далее - ОРД) готовят и вносят подразделения на основании поручений руководителя Службы, его заместителей либо в инициативном порядке.

Обеспечение качественной подготовки проектов ОРД и их согласование с заинтересованными сторонами возлагаются на начальников подразделений, которые готовят и вносят проект.

Контроль за правильностью оформления проектов ОРД осуществляет служба делопроизводства.

2.8.1.2. В случаях, определяемых руководителем Службы или его заместителем, организующим и контролирующим деятельность подразделения, разработавшего соответствующий проект, этот проект сопровождается пояснительной запиской, которая должна содержать краткое изложение существа подготовленного документа, обоснование необходимости его принятия (издания) и правовые основания для этого, а также сведения о согласовании данного документа.

2.8.1.3. Проекты ОРД визируются исполнителем и начальником подразделения, внесшим проект, начальниками подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, а также начальниками службы делопроизводства и юридической службы. Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту.

Если в процессе согласования в проект ОРД вносятся изменения принципиального характера, то проект подлежит перепечатке и повторному согласованию.

Проекты ОРД, представляемые руководителю на подпись, визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей.

2.8.1.4. Проекты ОРД печатаются на стандартных бланках установленной формы и представляются на подпись при необходимости со справкой, содержащей краткое изложение сути вопроса, обоснование предлагаемых решений, а также сведения о том, на основании чего подготовлен проект и с кем согласован.

2.8.1.5. Оформление проекта ОРД в точном соответствии с установленными требованиями является обязанностью непосредственного исполнителя этого проекта.

2.8.1.6. Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов ОРД, их согласование с заинтересованными сторонами несут начальники подразделений, на которых возложены подготовка и представление проектов этих документов.

2.8.1.7. Оборотная сторона последнего листа проекта ОРД Службы должна быть оформлена в соответствии с Приложением N 10.

2.8.1.8. Проекты ОРД визируют и согласовывают нижеуказанные должностные лица.

Визирование осуществляется в следующей последовательности:

исполнитель;

уполномоченное должностное лицо службы делопроизводства;

уполномоченное должностное лицо юридической службы;

начальник структурного подразделения, подготовившего соответствующий проект (проект вносит).

Согласование осуществляется, как правило, в следующей последовательности:

начальники структурных подразделений в части содержащихся в соответствующем проекте вопросов, относящихся к их компетенции;

начальники структурных подразделений, которым в соответствующем проекте предусматриваются задания и поручения;

начальник службы делопроизводства;

начальник юридической службы;

заместитель руководителя Службы, координирующий и контролирующий деятельность подразделения, подготовившего соответствующий проект.

Примечание - При временном отсутствии (отпуск, болезнь, командировка) руководителя, начальника из числа указанных в настоящем пункте визирование проекта ОРД вправе осуществлять лицо, исполняющее его обязанности.

2.8.1.9. Обязательному визированию в юридической службе подлежат:

документы, содержащие правовую позицию Службы;

документы, направляемые в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, за исключением документов о переносе (продлении) сроков исполнения поручений, о запросе информации, писем о направлении аналитических материалов и о представлении должностных лиц Службы в правительственных комиссиях (рабочих группах, межведомственных комиссиях) или не содержащих юридических вопросов;

документы, направляемые в органы прокуратуры, судебные и правоохранительные органы;

документы о направлении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в Службе;

заключения Службы на проекты нормативных правовых актов, представляемых для согласования или анализа;

заключения Службы на ходатайства хозяйствующих субъектов;

проекты постановлений, приказов и распоряжений Службы;

проекты договоров, контрактов, соглашений и иных сделок, где одной из сторон является Служба;

доверенности, выдаваемые руководителем Службы либо лицом, временно исполняющим его обязанности, для представления интересов Службы в судебных органах.

2.8.1.10. Визирование документов должно осуществляться в строго определенные сроки:

должностными лицами структурных подразделений - 1 день;

в юридической службе:

проекты нормативных правовых актов - до 5 дней;

проекты остальных документов - до 3 дней.

Лица, визирующие документ, наряду с исполнителем несут ответственность за его содержание по вопросам, относящимся к сфере их деятельности.

2.8.1.11. По окончании указанных выше сроков проект документа должен быть рассмотрен, завизирован и возвращен исполнителю.

2.8.1.12. Согласование проекта при числе участвующих в нем лиц более трех может быть оформлено в листе согласования (Приложения N 11 - 13).

Если проект надлежит согласовать с территориально удаленными должностными лицами или при необходимости выполнения поручения в сжатые сроки, допускается сбор согласующих подписей на листах согласования, предусмотренных для каждого должностного лица (Приложение N 12), в этом случае на обороте последнего листа проекта реквизит "Проект согласован:" оформляется следующим образом: "Проект согласован. Листы согласования прилагаются", указываются фамилии и инициалы должностных лиц, согласовавших проект.

2.8.1.13. Если у визирующего проект ОРД возникает возражение против содержания данного проекта, несогласие с его отдельными положениями, а также по приложениям к нему, то проект документа обязательно должен быть завизирован со ссылкой на наличие возражений (замечаний). Это возражение (несогласие) с соответствующим обоснованием должно быть изложено в отдельной справке о разногласиях в табличной форме, которая прилагается к данному проекту (Приложение N 14).

2.8.1.14. Приложения к постановлениям, приказам, распоряжениям визируются начальником структурного подразделения, внесшим проект документа, который несет ответственность за точность указанных в приложении данных.

2.8.1.15. Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа каждого приложения в нижней его части на уровне не ниже 2 см от нижнего края листа. Визы включают личные подписи, расшифровку подписей и дату.

2.8.1.16. Если в процессе согласования в проект документа вносятся изменения принципиального характера, то этот проект должен быть перепечатан и подлежит повторному визированию.

2.8.1.17. При выявлении в проекте ОРД (на этапе его рассмотрения на предмет возможности визирования) редакционных и иных ошибок, не влияющих на существо проекта, он подлежит перепечатке с целью устранения этих ошибок, при этом представлять его на повторное визирование не требуется.

2.8.1.18. Проекты ОРД представляются на подпись только после завершения процесса их визирования лицами, указанными в п. 2.8.1.8 Инструкции. Вместе с соответствующим проектом в необходимых случаях представляется пояснительная записка, предусмотренная п. 2.8.1.2 Инструкции.

2.8.1.19. После подписания подлинник ОРД по основной деятельности незамедлительно передается в службу делопроизводства; приказов по кадровым вопросам центрального аппарата, вопросам территориальных органов и подведомственных организаций в подразделение, на которое возложены функции по ведению делопроизводства по кадровым вопросам Службы (далее - кадровая служба) для регистрации и тиражирования.

Вместе с подлинником работнику службы делопроизводства, ответственному за регистрацию внутренних документов, передается указатель рассылки подписанного документа (далее - указатель рассылки), составляемый по формам, предусмотренным Приложениями N 15 и 16, а также текст подлинника с приложениями (если таковые имеются) в электронном виде или по электронной почте (кроме с пометкой "ДСП") с указанием наименования файла в установленном порядке для внесения в базу данных системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота.

2.8.1.20. Датой постановления, приказа, распоряжения Службы является дата его подписания.

2.8.1.21. Постановления, приказы, распоряжения нумеруются по каждой группе документов отдельно порядковой нумерацией в пределах календарного года.

2.8.1.22. Приказы по личному составу регистрируются кадровой службой.

2.8.1.23. Подлинники ОРД хранятся в течение одного года по месту их регистрации, а затем передаются на архивное хранение.

2.8.1.24. Размноженные экземпляры ОРД заверяются (при необходимости) печатью службы делопроизводства или печатью Службы "Для документов" и направляются адресатам согласно указателям рассылки.

2.8.1.25. В указателях рассылки во всех случаях предусматривается направление по одному размноженному экземпляру вышеуказанных документов руководителю Службы, его заместителям и структурному подразделению, разработавшему соответствующий документ.

2.8.1.26. Замена разосланного документа (в случае обнаружения в нем опечаток или по другим причинам) производится по указанию руководителя Службы или его заместителя, подписавшего документ, с пометкой "ВЗАМЕН РАЗОСЛАННОГО" в правом верхнем углу первого листа документа.

2.8.1.27. Проект ОРД во исполнение постановления Правительства Российской Федерации должен быть подготовлен в течение 10 календарных дней, если не установлен другой срок.

2.8.1.28. Постановление, приказ и распоряжение имеет следующие реквизиты:

2.8.1.28.1. Герб Российской Федерации.

2.8.1.28.2. Полное и сокращенное наименования Службы.

2.8.1.28.3. Наименование вида документа.

2.8.1.28.4. Дата и номер документа.

Дата оформляется словесно-цифровым способом, номер состоит из знака "N" и порядкового номера приказа, распоряжения с возможным применением буквенного индекса.

2.8.1.28.5. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста постановления, приказа, распоряжения. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал.

Например:

Об утверждении и введении в действие Методических указаний

по проведению экспертизы промышленной безопасности ленточных

конвейерных установок

Заголовок к документам, оформленным на бланках с продольным расположением реквизитов, выравнивается по центру.

2.8.1.28.6. Текст постановления, приказа или распоряжения отделяется от заголовка 2 - 3 межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером N 14 через 1,5 интервала от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

2.8.1.28.7. Текст приказа, распоряжения может состоять из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

2.8.1.28.8. В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа, распоряжения. Она может начинаться словами "в целях", "в связи", "во исполнение", "в соответствии" и т.д. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа, наименование органа, издавшего документ, даты, регистрационного номера и заголовка к тексту.

2.8.1.28.9. Преамбула в проектах приказов завершается словом "приказываю", которое печатается строчными буквами обычным шрифтом вразрядку 2 пт и в отдельную строку не выносится.

Преамбула в проектах совместных приказов завершается словом "приказываем", которое печатается строчными буквами обычным шрифтом вразрядку 2 пт и в отдельную строку не выносится.

Преамбула распоряжения завершается двоеточием (без слов "предлагаю", "прошу" и т.п.).

2.8.1.28.10. Текст приказа может содержать одну распорядительную часть (без констатирующей), начинающуюся словом "Приказываю:", которое печатается от левой границы текстового поля (с абзацным отступом без межстрочного интервала между словом "Приказываю:" и текстом приказа).

Распоряжение может состоять только из распорядительной части.

2.8.1.28.11. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о подразделении или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа, распоряжения.

Например, "Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору И.О. Фамилия" или "Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника структурного подразделения И.О. Фамилия", или "Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на структурное подразделение (И.О. Фамилия)".

2.8.1.28.12. В организационно-распорядительном документе при формулировании пункта о контроле исполнения не следует включать устарелые обороты типа: "Контроль за исполнением настоящего приказа (распоряжения) оставляю за собой".

Если не указано структурное подразделение или должностное лицо, ответственное за контроль исполнения, эту функцию исполняет подразделение, на которое возложен контроль за исполнением поручений.

2.8.1.28.13. В постановление, приказ или распоряжение не следует включать пункт "Приказ довести до сведения...".

Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится организационно-распорядительный документ, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом документа.

2.8.1.28.14. Если при подготовке проекта ОРД усматривается необходимость корректировки какого-либо требования (положения), содержащегося в действующем постановлении, приказе, распоряжении или в приложении к нему, то в готовящемся проекте должен быть предусмотрен пункт о признании утратившим силу (отмене) или изменении соответствующего требования (положения).

2.8.1.28.15. Если при подготовке проекта ОРД усматривается необходимость признания утратившим силу какого-либо действующего приказа, распоряжения, то в готовящемся проекте должен быть предусмотрен пункт о признании утратившим силу действующего постановления, приказа, распоряжения, начинающийся словами "Признать утратившим силу" и далее содержащий информацию о его принадлежности к федеральному органу исполнительной власти, дате, номере и полном наименовании признаваемого утратившим силу приказа, распоряжения. Например, "Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 сентября 2008 г. N 712 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 августа 2008 г. N 560 "Об использовании полных и сокращенных наименований управлений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".

2.8.1.28.16. В части, касающейся постановлений, приказов, распоряжений, изданных Госатомнадзором России и Госгортехнадзором России, упомянутый в предыдущем абзаце пункт должен начинаться словами "Считать не подлежащим применению..." и далее содержать информацию о принадлежности постановления, приказа, распоряжения к федеральному органу исполнительной власти (Госатомнадзору России или Госгортехнадзору России), дате, номере и полном наименовании считаемого не подлежащим применению постановления, приказа, распоряжения.

2.8.1.28.17. Подпись приказов, распоряжений состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).

2.8.1.28.18. Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия - от правой границы текстового поля.

2.8.1.28.19. Приказы, распоряжения подписывает руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в его отсутствие - лицо, исполняющее его обязанности по приказу, а также заместители руководителя в соответствии с правовыми актами Службы.

2.8.1.28.20. Приложения к проектам приказов, распоряжений оформляются на отдельных листах бумаги.

2.8.1.28.21. Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов приказов, распоряжений.

2.8.1.28.22. Приложениями являются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др. Приложения визируются на оборотной стороне последнего листа с указанием должности и расшифровкой подписи начальника структурного подразделения, внесшего проект.

2.8.1.28.23. Если в тексте приказа, распоряжения дается ссылка "согласно приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово Приложение или ПРИЛОЖЕНИЕ, ниже без межстрочного интервала дается ссылка на приказ, распоряжение. Все части реквизита выравниваются по левому краю или центрируются относительно самой длинной строки и печатаются через 1 межстрочный интервал. При наличии нескольких приложений они нумеруются по порядку.

Например:

Приложение N 2

к приказу Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 15.04.2009 N 262

2.8.1.28.24. Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов. Длина черты составляет 2 - 3 см.

2.8.1.28.25. При наличии в тексте приказа, распоряжения формулировки "Утвердить" (прилагаемое положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) необходимо на первой странице приложения в правом верхнем углу проставить отметку о приложении, разместить слово УТВЕРЖДЕНО или УТВЕРЖДЕН, ниже без межстрочного интервала дается ссылка на нормативный акт, его дату, номер. Все составные части реквизита выравниваются по левому краю или центрируются относительно самой длинной строки и печатаются через 1 межстрочный интервал.

Например:

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

приказом Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 15.04.2009 N 262

2.8.1.28.26. Слова УТВЕРЖДЕНО и УТВЕРЖДЕН в приложениях согласуются в роде и числе с видом утверждаемого документа: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА, мероприятия - УТВЕРЖДЕНЫ.

2.8.1.28.27. Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Наименование вида документа - приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется в первой строке заголовка полужирным шрифтом и может быть напечатано вразрядку и прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ, СПИСОК и т.д.). Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.

2.8.1.28.28. Заголовок приложения отделяется от даты и номера акта дополнительным интервалом 70 пт, интервалами от текста приложения - дополнительным интервалом 24 пт.

2.8.1.28.29. При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются центрованным способом (относительно границ текста). Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.

2.8.1.28.30. Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.

2.8.1.28.31. Если таблицу печатают более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице или приводится порядковая нумерация граф.

2.8.1.28.32. При наличии нескольких приложений приложения нумеруются. Листы каждого приложения должны нумероваться отдельно начиная со второго листа.

2.8.1.29. При наличии в тексте приложений ссылки на сноску эта сноска обозначается звездочкой или цифрой. Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. Длина черты 4 - 5 см. Текст сноски печатается с прописной буквы с абзацным отступом. В конце текста сноски ставится точка.

На одной странице не должно быть более трех сносок.

2.8.1.30. В положениях, программах, уставах и других подобных документах разделы и главы нумеруются, как правило, римскими цифрами, а пункты и подпункты - так же, как и в тексте приказа, распоряжения. В указанных документах их составные части (разделы, подразделы, пункты, подпункты) можно также нумеровать арабскими цифрами. Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 2.8.). Номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 2.8.1.). Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 2.8.1.32.).

2.8.1.31. Внесение изменений в подписанный ОРД, а также в согласованный проект документа не допускается.

2.8.1.32. Совместные приказы Службы и других организаций печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

При оформлении совместного приказа:

наименования федеральных органов исполнительной власти располагаются на одном уровне;

наименование вида документа - приказ - располагается центрованным образом;

дата совместного приказа - единая, соответствует дате более поздней подписи;

регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более органами власти, состоит из регистрационных номеров, присвоенных документу каждым органом власти, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе;

подписи руководителей федеральных органов исполнительной власти располагаются ниже текста на одном уровне.

Образцы оформления приказов и распоряжений приведены в Приложениях N 17 - 20.