Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7. СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ АМУРСКОГО ТИГРА

Амурский тигр - один из наиболее ценных объектов животного мира России, ее генетического фонда. России принадлежит безоговорочный приоритет в создании законодательной базы для охраны тигра: полный запрет на охоту был введен в 1947 г. В 1978 г. амурский тигр занесен в Красную книгу СССР в качестве редкого подвида, а в 1997 году - в Красную книгу Российской Федерации.

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев, в том числе амурского тигра, и обеспечения выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г., вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 795 "О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территории Приморского и Хабаровского краев", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 843 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение амурского тигра", а в 1996 году Минприроды России утвердило первую редакцию Стратегии сохранения амурского тигра в России.

7.1. Правовые основы охраны

7.1.1. Основные международные природоохранные конвенции и соглашения

Амурский тигр - подвид, находящийся под угрозой исчезновения, занесенный в Красный список МСОП в категории VU АЗс: уязвимый таксон, чья численность в течение трех поколений (45 лет) сократится на 30% в связи с сокращением жизненного пространства и снижением качества местообитаний.

Сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, к которым относится и амурский тигр, способствуют:

- Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), ратифицирована Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. N 16-ФЗ. Предусматривает сохранение in situ и ex situ и устойчивое использование биологических ресурсов;

- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.). Амурский тигр включен в Приложение I CITES, что обеспечивает строгое регулирование его экспорта и импорта в коммерческих целях;

- Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 10 ноября 1997 г.).

7.1.2. Национальное законодательство

7.1.2.1. Занесение в Красные книги

Амурский тигр занесен в Красную книгу Российской Федерации (2-я категория - редкий, сокращающийся в численности подвид, который при дальнейшем воздействии неблагоприятных факторов может попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения).

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (в том числе амурского тигра), регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов".

Согласно вышеуказанным Правилам, добывание амурских тигров допускается в исключительных случаях в целях их сохранения, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден Приказом Минприроды России от 30 апреля 2009 г. N 123 (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2009 г., регистрационный N 14115).

Оборот объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (в том числе амурского тигра), регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации".

Оборот амурских тигров допускается только на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным Приказом МПР России от 15 января 2008 г. N 4 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2008 г., регистрационный N 11154).

Приказом МПР России от 28 апреля 2008 г. N 107 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2008 г., регистрационный N 11775) утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства, и среде их обитания.

Амурский тигр занесен в Красные книги четырех субъектов Российской Федерации: Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области.

7.1.2.2. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

В России нормы по охране и использованию объектов животного мира, включая амурского тигра, и среды их обитания содержатся в природоохранных законодательных актах, ключевыми из которых являются:

- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";

- Федеральный закон от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях",

а также природно-ресурсных законодательных актах, постановлениях Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах, нормативных правовых актах иных отраслей права (гражданское, уголовное, административное законодательство).

Основным законодательным актом в данной области является Федеральный закон "О животном мире", который регулирует отношения в области охраны и использования животного мира в целом, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генофонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Указанным Законом определено право государственной собственности на животный мир в пределах территории Российской Федерации. Данный Закон определяет меры сохранения среды обитания объектов животного мира, включая места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения, в том числе через организацию ООПТ, предусматривает выделение защитных участков территорий и акваторий, необходимых для осуществления жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других), на которых запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения.

Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, собственные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления в данной сфере. Закон устанавливает право граждан и юридических лиц на осуществление общественного контроля, проведение мероприятий по охране животного мира и среды его обитания, а также на содействие реализации соответствующих государственных программ. Закон определяет субъекты, осуществляющие государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира.

Для обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания Закон установил необходимость осуществления государственного учета объектов животного мира и их использования и государственного кадастра объектов животного мира, проведения государственного мониторинга объектов животного мира, реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания.

Кроме того, Закон установил, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Закон устанавливает, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких объектов, не допускаются, а юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают такие объекты, несут ответственность за их сохранение и воспроизводство. Закон также предусматривает разрешительный порядок использования, оборота, содержания указанных объектов животного мира в неволе и их выпуск в естественную природную среду.

Многочисленные подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты составляют в значительной степени проработанную правовую основу деятельности органов управления и правоохранительных органов в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, сохранения среды их обитания, а также обеспечивают регулятивный механизм с достаточно хорошо определенными компетенцией и разграничениями между федеральными и региональными органами государственной власти.

Однако эффективность этой в целом проработанной системы нормативного правового регулирования существенно снижается отсутствием либо недостаточной эффективностью правоприменительной практики, а также наличием в этой системе точечных нормативно-правовых и методических пробелов по ряду направлений.

Например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

При этом отсутствуют правовые нормы для привлечения к ответственности лиц за предоставление интернет-ресурсов для размещения объявлений о продаже шкур, за приобретение в личную собственность продуктов незаконной охоты.

Статьей 20 Федерального закона "О животном мире" предусмотрено, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания, а статьей 24 установлено, что действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.

Однако в случае, если осуществление хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, планируется за пределами ООПТ, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, а также если такая хозяйственная деятельность не оформлена в виде целевой программы, государственная экологическая экспертиза такой документации не предусмотрена Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и отсутствуют правовые основания для запрета реализации такой деятельности, даже если она может оказать негативное воздействие на местообитания амурского тигра.

Учитывая требования вышеуказанных положений Федерального закона "О животном мире", следует установить, что проектная документация любых объектов капитального строительства в местах обитания амурского тигра должна проходить государственную экологическую экспертизу для проверки на соответствие состава и содержания такой документации экологическим требованиям.

7.2. Территориальная охрана

В настоящее время территория общей площадью около 36 тыс. кв. км в границах ареала амурского тигра, т.е. около 20% площади ареала, приходится на ООПТ, в том числе 10% - на ООПТ федерального значения (таблица 1).

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ ООПТ, В ГРАНИЦАХ КОТОРЫХ ОХРАНЯЮТСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ МЕСТА ОБИТАНИЯ ТИГРА

┌────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┐

│ Название ООПТ │Площадь,│Субъекты РФ и муниципальные районы│

│ │ га │ │

├────────────────────┴────────┴──────────────────────────────────┤

│Заповедники │

├────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┤

│ │ │Приморский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Кедровая Падь" │18045 │Хасанский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Лазовский" │120998 │Лазовский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Сихотэ-Алинский" │401428 │Тернейский, Дальнегорский, │

│ │ │Красноармейский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Уссурийский" │40432 │Уссурийский, Шкотовский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│ │ │Хабаровский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Большехехцирский" │45439 │Хабаровский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Ботчинский" │267380 │Советско-Гаванский │

├────────────────────┴────────┴──────────────────────────────────┤

│Национальные парки │

├────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┤

│ │ │Приморский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Зов тигра" │82152 │Чугуевский, Ольгинский, Лазовский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Удэгейская легенда"│88600 │Красноармейский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│ │ │Хабаровский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Анюйский" │429370 │Нанайский │

├────────────────────┴────────┴──────────────────────────────────┤

│Государственные природные заказники федерального значения │

├────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┤

│ │ │Приморский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Леопардовый" │169429 │Хасанский, Надеждинский, │

│ │ │Уссурийский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│ │ │Хабаровский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Хехцир" │56000 │Хабаровский │

├────────────────────┴────────┴──────────────────────────────────┤

│Государственные природные заказники регионального значения │

├────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┤

│ │ │Приморский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Березовый" │60000 │Чугуевский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Васильковский" │34000 │Ольгинский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Верхнебикинский" │746482 │Пожарский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Полтавский" │119000 │Уссурийский, Октябрьский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Таежный" │29000 │Красноармейский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Черные скалы" │12400 │Дальнегорский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Лосиный" │26000 │Тернейский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Горалий" │4749 │Тернейский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│ │ │Хабаровский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Матайский" │114400 │Им. Лазо │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Бирский" │53300 │Бикинский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Чукенский" │219700 │Им. Лазо │

├────────────────────┴────────┴──────────────────────────────────┤

│Природные парки │

├────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┤

│ │ │Хабаровский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Вяземский" │33000 │Вяземский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Хосо" │123100 │Комсомольский │

├────────────────────┴────────┴──────────────────────────────────┤

│Экологические коридоры регионального значения │

├────────────────────┬────────┬──────────────────────────────────┤

│ │ │Хабаровский край │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Стрельников" │8100 │Бикинский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Маноминский" │34300 │Нанайский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Нельминский" │36700 │Советско-Гаванский │

├────────────────────┼────────┼──────────────────────────────────┤

│"Хутинский" │77480 │Ванинский │

└────────────────────┴────────┴──────────────────────────────────┘

Планируется создание трансграничных миграционных коридоров с особым режимом природопользования, обеспечивающим свободное перемещение зверей, а также ООПТ с сохранением традиционных видов природопользования, управление которыми осуществляется с участием местных общин и направлено на достижение компромисса при решении задач сохранения тигра и устойчивого развития территории.

Вместе с тем до сих пор отсутствует комплексная система территориальной охраны мест обитания всей популяции амурского тигра с учетом их экологической значимости. До настоящего времени при выборе категории ООПТ и, следовательно, при установлении режима особой охраны местообитаний амурского тигра не всегда учитывался уровень значимости этих местообитаний для сохранения амурского тигра.

Эффективность сохранения тигра в границах ООПТ в ключевых местах обитания, в первую очередь в государственном природном заказнике федерального значения "Леопардовый", государственных природных заказниках регионального значения "Бирский", "Матайский", "Таежный", "Верхнебикинский", недостаточна ввиду осуществления сплошных рубок на их территории.

Одним из ключевых вопросов для сохранения тигра является оптимизация природопользования в его местообитаниях за пределами ООПТ.

7.3. Разведение в неволе

Зоопарки играют неоценимую роль в привлечении внимания широкой публики к вопросам, связанным с сохранением тигров, а также в информировании людей о необходимости сохранения этих животных в их естественных местах обитания.

Значительная часть финансовых средств от зоопарков поступает на сохранение тигров по всему миру.

Зоопарки являются источником ценнейших научных данных и практического опыта. В зоопарках разработаны и апробированы новые комбинации анестетических препаратов, после чего они смогли применяться в исследованиях обитающих в природе тигров. В зоопарках изучены, а затем использованы для работы с тиграми из природных популяций параметры, по которым можно определить возраст животных (состояние зубов, вес особей). Фотографии рисунков на шкурах тигров и образцы крови от животных из зоопарков используются в таксономических исследованиях; изучение ДНК из фекалий содержащихся в зоопарках тигров способствует разработке методов учета тигров в природных условиях. Программы обучения в зоопарках принесли огромную пользу местным ветеринарам - особенно в работе с тиграми из природы, которых приходится содержать в условиях неволи, и в квалифицированном проведении вскрытия погибших тигров.

Для тигров одними из первых были созданы программы управления зоопарковскими популяциями: в 1982 г. был составлен "План выживания тигров" ("Tiger Species Survival Plan", SSP) в Северной Америке, а в 1985 г. - "Европейская программа размножения амурских тигров" ("Tiger Europaisches Erhaltungszucht Programme", EEP) в Европе и России. Координацию программы EEP в течение всего времени ее действия совместно осуществляли Московский зоопарк и Лондонское зоологическое общество (ZSL). Анализ текущей ситуации, направленный на то, чтобы определить, имеется ли в России и странах СНГ достаточное число амурских тигров для независимого управления их популяцией, показал, что для успешной реализации долгосрочного проекта размножения амурских тигров в неволе необходима единая программа управления совместной популяцией.

Современная популяция амурских тигров в неволе сформирована в начале 1950-х гг. и происходит от 57 основателей. В настоящее время в объединенной популяции программы EEP, в которую входит 91 зоопарк, насчитывается 268 амурских тигров (127 самцов и 141 самка), из них 67 (31 самец и 36 самок в 29 зоопарках) содержатся в зоопарках Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА), включающей в себя зоопарки России и стран СНГ. В популяции, являющейся объектом действия Плана выживания тигров Американской ассоциации зоопарков и аквариумов (AZA), имеется 131 амурский тигр (54 самца и 77 самок в 48 зоологических организациях Северной Америки).

Численность амурских тигров, содержащихся в настоящее время в зоопарках мира, сопоставима с численностью природной популяции этого подвида, однако необходимо подтверждение чистокровности всех содержащихся в неволе животных. При необходимости они могут быть использованы для пополнения генетического фонда природной популяции. Из всех стран обитания тигров Россия располагает самой совершенной и эффективной схемой регулирования взаимодействия между обитающей в природе и содержащейся в неволе популяциями тигров. С середины 1990-х гг. в России действует принцип анализа состояния любого брошенного матерью или раненого тигра, позволяющий определить, может ли такой тигр быть выпущен обратно в природу или его необходимо включить в зоопарковскую популяцию. Кандидатами на включение в международную программу разведения тигров становятся лишь те особи, состояние которых не допускает их возвращения в природу и которые достаточно молоды для того, чтобы приспособиться к условиям неволи. Зоопарки, участвующие в программах разведения амурских тигров, предоставляют условия для содержания таких тигров. Действующая политика предполагает размещение изъятых из природы тигров предпочтительно в зоопарках России, если в них имеются соответствующие условия; если такое невозможно, тигров отправляют в другие зоопарки, участвующие в программе EEP. Этот процесс осуществляется с участием Московского зоопарка и координатора EEP по амурскому тигру.

В результате поступления в зоопарки тигрят-сирот из природной популяции число основателей и, соответственно, уровень генетического разнообразия содержащейся в неволе популяции повысились со времени ее образования. В зоопарковской популяции сохранились исторические генетические аллели, которые исчезли из геномов особей природной популяции, что еще больше повышает значение содержащейся в неволе популяции.

В настоящее время в России нет необходимости в реинтродукции рожденных в неволе амурских тигров в природу, но в будущем пополнение природной популяции и внесение в нее утраченных генов может оказаться желательным. Подобные действия не являются приоритетными для краткосрочных планов сохранения амурских тигров, но могут рассматриваться в качестве варианта в случае, если появятся свидетельства инбредной депрессии существующей природной популяции. Амурский тигр характеризуется самым низким генетическим разнообразием из всех сохранившихся в природе подвидов тигра, поэтому существует постоянная необходимость в оценке генетической жизнеспособности природной популяции.

Управление зоопарковскими популяциями амурских тигров будет продолжено всеми возможными видами деятельности для максимальной поддержки проектов сохранения природных популяций подвида и поддержания генетического резерва на случай возможного возникновения необходимости в его использовании.