Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ АМУРСКОГО ТИГРА

Сохранение популяции амурского тигра можно обеспечить только комплексом мер, направленных на сохранение как самого зверя, так и среды его обитания, а также животных, входящих в единую с ним трофическую цепь. При этом необходимо учитывать биологические особенности этого подвида, обитающего в умеренных широтах, а также уроки прошлых лет.

Основными задачами в области сохранения популяции амурского тигра являются устранение причин, снижающих численность животных, а также минимизация негативного воздействия факторов, ведущих к сокращению и разрушению пригодных мест обитания. На их выполнение необходимо направить первоочередные меры по сохранению амурского тигра.

8.1. Развитие международного сотрудничества

Хотя Российская Федерация в настоящее время несет основную ответственность за сохранение амурского тигра в естественной среде обитания, будущее этого подвида зависит и от состояния тигра и его мест обитания в сопредельных с Россией странах (Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика). Малочисленные группировки тигров в пограничных районах Китая, очевидно, поддерживаются животными, переходящими из России; отмечены их заходы и в северные районы КНДР. Без объединения усилий граничащих государств невозможно оценить степень деградации и перспективы восстановления естественного ареала амурского тигра, определить уровень общемировой численности, который может поддерживаться в природных условиях. Объединение усилий мирового сообщества позволит объединить усилия по спасению тигра, обеспечить обмен информацией и идеями и повысить шансы на сохранение как всего вида в целом, так и амурского подвида в частности.

Необходимость усиления международного сотрудничества в области сохранения и изучения амурского тигра в современных условиях определяется комплексом причин, в первую очередь антропогенными воздействиями, имеющими трансграничный характер.

Межгосударственное сотрудничество в данной области - как внутри региона, так и вне его - целесообразно развивать по следующим направлениям:

- Участие в "Глобальной инициативе по сохранению тигров" (The Global Tiger Initiative, GTI), провозглашенной Всемирным Банком, предоставляющей платформу для международного сотрудничества. Задача, решение которой требует концентрации сил всех стран обитания тигров, - координированное планирование деятельности в области сохранения тигра. Основные цели Глобальной инициативы по сохранению тигров заключаются в следующем:

- повышение эффективности мероприятий по сохранению тигра путем обмена опытом и информацией;

- совершенствование правоприменительной практики в области охраны природы путем обмена опытом и осуществления международного сотрудничества в сфере борьбы с нелегальной международной торговлей дериватами тигра и других редких и исчезающих видов животных;

- сокращение спроса на дериваты тигра, в том числе путем проведения образовательных кампаний среди потребителей в тех странах, где дериваты тигра используются в традиционной медицине, а также там, где существует спрос на тигровые шкуры;

- повышение эффективности охраны местообитаний тигра;

- создание стимулов для поддержки сохранения тигра на местном уровне;

- разработка и совершенствование инновационных схем финансирования деятельности по сохранению тигров, например, разработка механизмов для совместного финансирования природоохранной работы путем использования метода "углеродных кредитов" (кредиты для компенсации нереализованных выбросов углерода) или посредством оплаты экологических услуг;

- Создание международных трансграничных ООПТ для сохранения амурского тигра и дальневосточного леопарда;

- Координация действий по пресечению контрабандного вывоза и перепродажи продукции незаконной охоты на тигра и других редких животных. Особенно важно сотрудничество с КНР, которое на местном уровне целесообразно развивать путем взаимодействия и обмена информацией между таможенными службами Российской Федерации и соседних провинций Китая о перемещении незаконной продукции животного происхождения, а также обмена информацией между соответствующими государственными структурами о международных каналах незаконной торговли в обеих странах;

- Координация научных программ, сотрудничество специалистов из разных стран в области изучения амурского тигра. Особенно важно разработать совместную методику мониторинга популяции тигра в России и КНР для получения сопоставимых результатов исследований в обеих странах;

- Продолжение сотрудничества в области управления содержащимися в неволе популяциями амурских тигров в рамках Европейской программы размножения Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (EAZA) и Северо-Американского плана сохранения вида Американской ассоциации зоопарков и аквариумов (AZA).

Актуально сотрудничество с международными природоохранными общественными организациями, благотворительными фондами и другими неправительственными структурами. Такое сотрудничество способствует привлечению дополнительных финансовых средств, а также обмену идеями, использованию передового международного опыта, проведению совместных работ российских и зарубежных специалистов в области сохранения и изучения амурского тигра на всей территории ареала вида.

8.2. Совершенствование нормативной правовой базы

Для повышения эффективности российского природоохранного законодательства и правоприменительной практики в области сохранения амурского тигра рекомендуется:

- обеспечить применение норм российского законодательства для привлечения к ответственности лиц за прием на выделку незаконно добытых шкур амурского тигра;

- установить правовые нормы для привлечения к ответственности лиц за предоставление интернет-ресурсов для размещения объявлений о продаже шкур и дериватов амурского тигра, за приобретение в личную собственность продуктов незаконной охоты на амурского тигра, а также лиц, размещающих такие объявления;

- усилить административную ответственность за уничтожение амурского тигра путем внесения изменений в статью 8.35 "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрев в перечне наказуемых деяний также хранение и транспортировку амурского тигра, его частей либо дериватов, а также увеличив размер административного штрафа для граждан: вместо суммы "от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей" суммой "от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей" и предусмотрев дополнительно конфискацию транспортного средства, используемого для перевозки (транспортировки);

- усилить ответственность за уничтожение и незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации амурского тигра и его дериватов путем внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации:

- в часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации "Контрабанда", расширив понятие "контрабанда" и перечень запрещенных к перемещению через таможенную границу товаров и предметов путем включения в пункт 2 статьи 188 после слов "стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации" слов ", животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, их частей, дериватов и продукции, произведенной из них";

- в статью 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрев ответственность за незаконную транспортировку животных, охота на которых полностью запрещена, их частей и продукции из них, прошедшей первичную обработку, как за незаконную охоту. Такое изменение будет полностью соответствовать требованиям части 2 статьи 57 "Ответственность за нарушение законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов" Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" изменения и дополнения, предусматривающие, что проектная документация любых объектов капитального строительства в местах обитания амурского тигра должна проходить государственную экологическую экспертизу;

- разработать и утвердить Правила оборота продукции, полученной в результате добывания охотничьих ресурсов;

- внести кедр корейский в Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162;

- ограничить рубки насаждений с кедром корейским в местах обитания амурского тигра, для чего внести изменения:

- в пункт 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 184, изложив его в части, касающейся кедра корейского, в следующей редакции:

"При заготовке древесины не допускается насаждений с участием кедра корейского 3 единицы и более, а также в насаждениях с долей участия кедра корейского 2 единицы при таком же или меньшем участии в составе древостоя каждого из других лесообразователей, за исключением выборочных рубок в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений";

- в пункт 51 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 184, дополнив его следующими словами:

"При сплошных рубках деревья кедра корейского, ореха маньчжурского сохраняются в составе семенных групп, куртин и полос";

- в Лесоустроительную инструкцию, утвержденную Приказом МПР России от 6 февраля 2008 года N 31, включив нормативы по выделению орехоплодных насаждений (лесных насаждений с долей участия ореха маньчжурского 1 единица и более, в насаждениях с участием кедра корейского 3 единицы и более, а также в насаждениях с долей участия кедра корейского 2 единицы при таком же или меньшем участии в составе древостоя каждого из других лесообразователей);

- снизить допустимый объем изъятия древесины в спелых дубовых насаждениях в местах обитания амурского тигра, для чего установить актуальные таксационные характеристики лесных насаждений с участием дуба монгольского и корректировки объемов допустимого объема изъятия древесины дуба монгольского и внести необходимые изменения в лесные планы и лесохозяйственные регламенты Приморского и Хабаровского краев;

- выделить особо защитные участки леса в ключевых местах обитания амурского тигра в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации на основании разработанных ФГУ "ДальНИИЛХ" рекомендаций по ведению лесопользования в местообитаниях тигра;

- внести изменения в Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Леопардовый", утвержденное Приказом Минприроды России от 22 апреля 2009 г. N 110, вводящие запрет на все виды рубок в границах заказника;

- внести изменения в Положения о государственных природных заказниках регионального значения "Бирский", "Матайский", "Таежный", "Верхнебикинский", вводящие запрет на все виды рубок в границах заказников;

- внести изменения в лесные планы Приморского и Хабаровского краев, предусматривающие запрет на все виды рубок в границах государственных природных заказников регионального значения "Бирский", "Матайский", "Таежный", "Верхнебикинский"; пересмотреть договоры аренды с лесопользователями на территориях указанных заказников и обеспечить предоставление пользователям других лесных участков;

- законодательно закрепить виды особо охраняемых территорий субъектов Российской Федерации и установленный на них режим особой охраны и особого природопользования в целях сохранения местообитаний амурского тигра, а также оптимизации существующей системы особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий в субъектах Российской Федерации;

- внести изменения в нормативы и нормы изъятия охотничьих ресурсов, учитывающие необходимость поддержания стабильных популяций кормовых объектов амурского тигра, а также изменения местообитаний копытных животных в связи с пожарами и рубками леса;

- расширить права и полномочия органов местного самоуправления для обеспечения пожарной безопасности и ограничения пребывания граждан в лесах в пожароопасный период;

- предусмотреть дальнейшее совершенствование законодательства на федеральном и региональном уровнях и разработку ведомственных документов в области сохранения амурского тигра.

8.3. Совершенствование сети особо охраняемых природных территорий

Значительная часть мероприятий по созданию ООПТ, запланированных в Стратегии сохранения амурского тигра в России, утвержденной Минприроды России в 1996 году, выполнена в рамках Федеральной целевой программы "Сохранение амурского тигра", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 843.

В ареале тигра создана сеть ООПТ различных категорий и значения (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники федерального и регионального значения), а также иные особо охраняемые территории с особым режимом природопользования (охранные (буферные) зоны, защитные леса, экологические коридоры регионального значения). ООПТ обеспечивают охрану амурского тигра от браконьерства и поддержание высокой плотности копытных, кормовой базы амурских тигров и способствуют повышению выживаемости особей тигра всех возрастных категорий и уровня воспроизводства популяции. Вместе с тем, учитывая, что амурским тиграм необходимы значительные по площади индивидуальные участки, для сохранения жизнеспособной популяции тигров следует по возможности максимально увеличить размеры ООПТ. Кроме того, для повышения эффективности деятельности ООПТ их необходимо соединить экологическими коридорами.

Для оптимизации системы ООПТ целесообразно:

- обеспечить эффективное функционирование государственного природного заповедника "Кедровая падь" и государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый", для чего:

- разработать планы развития и управления государственного природного заповедника "Кедровая падь" и государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый" с выделением для их функционирования необходимого финансирования из государственного бюджета;

- приступить к созданию единой ООПТ - национального парка "Земля Леопарда" на базе государственного природного заповедника "Кедровая падь" и государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый" с необходимым расширением территории;

- создать российско-китайскую трансграничную ООПТ, включающую с российской стороны национальный парк "Земля Леопарда", образованный в результате объединения государственного природного заповедника "Кедровая падь" и государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый", а со стороны КНР - заповедник "Хуньчунь";

- усилить охрану Уссурийского государственного природного заповедника, для чего:

- передать Уссурийский государственный природный заповедник в ведение Минприроды России и наделить инспекторов заповедника всеми правами государственных инспекторов;

- создать на прилегающих к территории заповедника участках земли охранную зону с ограниченным режимом природопользования;

- включить природную территорию в составе ядра биосферного резервата - Уссурийского государственного природного заповедника и буферной зоны, включающей территории ГООХ "Орлиное" и Учебно-опытного лесхоза Минсельхоза России в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО;

- создать ООПТ федерального значения с сохранением традиционных видов природопользования на р. Бикин;

- создать государственный природный заказник регионального значения на хребте Стрельникова в Приморском крае в качестве компенсационного природоохранного мероприятия при строительстве газопровода ВСТО на участке Хабаровск - Владивосток. На его базе создать трансграничную ООПТ в районе горной цепи Стрельников - Ванданьшань;

- создать экологические коридоры регионального значения, связывающие ООПТ в ключевых местообитаниях тигра, с режимом, ограничивающим негативные воздействия на местообитания тигра: сплошные рубки, развитие сети дорог;

- при подготовке проекта Схемы территориального планирования Российской Федерации в сфере особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также при подготовке проектов территориального планирования субъектов Российской Федерации в сфере особо охраняемых природных территорий регионального значения включать предложения о создании особо охраняемых природных территорий различных категорий и уровней, обеспечивающих сохранение наиболее важных местообитаний амурского тигра и его кормовых объектов.

8.4. Повышение эффективности охраны амурского тигра вне особо охраняемых природных территорий

Эффективность охраны амурского тигра вне ООПТ, в том числе эффективность предупреждения и пресечения браконьерства, в значительной степени зависит от поддержки государства, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и активных действий общественных объединений.

Меры по усилению охраны амурского тигра вне ООПТ могут быть эффективными, если носят системный характер, обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации на местах и основываются на скоординированных совместных действиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных управлений, Федеральной службы безопасности, включая Пограничную службу ФСБ, транспортной милиции, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других заинтересованных органов власти, а также местного населения.

Для повышения эффективности охраны амурского тигра и обеспечения сохранения местообитаний амурского тигра вне ООПТ целесообразно:

- разработать и реализовать комплексную систему охраны местообитаний амурского тигра с учетом их экологической значимости для популяции;

- ввести ограничения на хозяйственную деятельность в наиболее важных местообитаниях амурского тигра, в том числе ограничить рубки лесных насаждений в ключевых местах обитания амурского тигра: ввести мораторий на заготовку кедра корейского, ограничить рубки насаждений с кедром корейским, ограничить рубки спелых дубовых насаждений;

- снизить негативное воздействие заготовки древесины на популяции амурского тигра и копытных, а также на места их обитания, для чего обязать лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, при составлении проектов освоения лесов предусматривать в планах создания и эксплуатации лесной инфраструктуры планы управления лесными дорогами, обеспечить перекрытие лесных дорог шлагбаумами для предотвращения проникновения в места обитания тигра браконьеров, а после завершения работ - обязательное закрытие таких дорог;

- усилить контроль и надзор за исполнением переданных в субъекты Российской Федерации полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства лесов;

- принять меры, направленные на предотвращение появления конфликтных тигров и связанных с этим вынужденных отстрелов;

- обеспечить эффективную деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по охране амурского тигра, включая "Специнспекцию "Тигр", выделив достаточное финансирование средств из федерального бюджета;

- разработать и реализовать долгосрочную федеральную и региональные программы по восстановлению численности диких копытных животных в пределах ареалов амурского тигра, предусматривающую комплекс биотехнических мероприятий в случаях аномально глубокоснежных зим, эпизоотий и т.п.;

- разработать стратегию и план действий по развитию охотничьего хозяйства в России, а также стратегии и планы действий по развитию охотничьего хозяйства Приморского и Хабаровского краев;

- создать условия для экономического стимулирования охотничьих хозяйств, на территории которых обитает амурский тигр, в том числе путем привлечения инвестиций и иных внебюджетных средств;

- осуществлять тщательный контроль состояния популяций диких и домашних животных, проводить скрининг на различные заболевания всех погибших или отловленных амурских тигров, а также других плотоядных животных;

- минимизировать бесконтрольный выгул домашних животных;

- проводить детальное ветеринарное обследование животных, предназначенных для выпуска в природу с комплексной оценкой риска;

- предусмотреть строительство тоннелей, надземных и подземных переходов для диких животных в целях сокращения числа столкновений животных с автотранспортом;

- обеспечить сбор оперативной информации о нелегальном обороте шкур и других частей и дериватов амурского тигра, в том числе с привлечением к данной работе местного населения;

- выявлять случаи провоза нелегально добытой продукции из амурских тигров, установить контроль за рынками сбыта, выявляя предложения шкур амурского тигра на продажу через Интернет и другие средства массовой информации;

- пресекать каналы нелегального вывоза шкур амурского тигра, других его частей и дериватов, нелегальной торговли шкурами амурского тигра;

- значительно увеличить штрафы за перемещение и хранение дериватов амурского тигра;

- информировать местное население о том, что амурский тигр занесен в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги Хабаровского и Приморского краев, Амурской области, Еврейской автономной области, и мерах ответственности за нелегальное добывание амурского тигра;

- способствовать привлечению инвестиций для развития производств в таежных населенных пунктах и создания рабочих мест для обеспечения занятости населения и пресечения причин браконьерства.

При подготовке программ социально-экономического развития регионов приоритеты следует отдавать программам и проектам, которые минимально воздействуют на окружающую среду и амурских тигров.

8.5. Научные исследования

Сохранение биологического разнообразия, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, возможно на основе современных научных сведений и разработок. Хотя к настоящему времени биология и экология амурского тигра достаточно изучены, многие биологические особенности амурского тигра, населяющего российский Дальний Восток, такие как смертность тигрят, расселение тигров, экология тигров на границах географического ареала, заболевания тигров, влияние тигров на популяции копытных и др., до сих пор не полностью исследованы.

Научные исследования в области изучения амурского тигра предусматривают дорогостоящие мероприятия с применением авиатехники, методов спутникового слежения и дистанционного зондирования и пр. В связи с тем, что проблема сохранения популяции амурского тигра затрагивает интересы всех пользователей природными ресурсами, необходимо обеспечить сотрудничество отраслевых и академических институтов и их структурных подразделений на Дальнем Востоке России. Для эффективной реализации программы научных исследований следует опираться на систему международного партнерства, что поможет обеспечить обмен научными идеями и передовым международным опытом, проведение совместных научных работ российских и зарубежных специалистов, а также определенную финансовую поддержку.

При разработке и поэтапной реализации программы научных исследований необходимо предусмотреть следующие направления:

- изучение современного ареала амурского тигра и его динамики, численности, а также составление карт распространения как первичной базы данных;

- изучение роли природных и антропогенных факторов в динамике численности, изменении местообитаний амурского тигра;

- выявление ключевых стаций размножения амурского тигра;

- уточнение популяционной структуры амурского тигра с применением молекулярно-генетического и других современных методов;

- изучение половой, возрастной структуры и демографических показателей популяции, а также особенностей пространственно-временного размещения животных в зависимости от пола, возраста и средовых факторов (изучение пространственной структуры популяции амурского тигра, перемещений и характера использования им пространства);

- изучение взаимодействий амурского тигра с другими видами хищных млекопитающих;

- изучение питания, достаточности кормовой базы амурского тигра, распределения и популяционной динамики его основных кормовых объектов в разных частях ареала;

- изучение репродуктивной биологии амурского тигра;

- зоолого-ветеринарное обследование амурских тигров из природной популяции;

- разработка научно обоснованной методики и программы реабилитации тигрят-сирот для последующего возвращения их в природу.

Особое внимание должно быть уделено научно-прикладным направлениям по разработке и внедрению мер, направленных на минимизацию конфликтных ситуаций между амурским тигром и человеком, а также на создание банка генетического материала.

От каждого погибшего или отловленного тигра в естественной среде, а также в зоопарках следует производить отбор мягких тканей, которые могут быть использованы в дальнейшем для хранения генетического материала. Целесообразно производить отбор половых органов недавно погибших животных, а также прижизненный сбор гамет (сперматозоидов и ооцитов), тканей кожи и мышц. Для этого необходимы развитие и совершенствование малоинвазивных методов отбора материала (эндоскопия, электроэякуляция, биопсия), создание централизованного хранилища образцов, обеспечение стабильного финансирования банка данных.

8.6. Мониторинг состояния популяции амурского тигра

Мониторинг состояния популяций амурского тигра предусматривает систему длительного слежения за распространением, численностью, иными популяционными параметрами, а также состоянием мест обитания популяции амурского тигра в целях своевременного выявления, анализа и прогнозирования возможных изменений на фоне естественных процессов и под влиянием антропогенных факторов.

Амурские тигры - редкие и скрытные животные, обитающие на территории Приморского и Хабаровского краев на Дальнем Востоке России. Сочетание этих факторов делает достоверный учет численности особей тигра крайне затруднительным.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ведение государственного учета численности и государственного мониторинга объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира.

Государственный учет амурского тигра в Российской Федерации в естественной среде обитания, а также долгосрочный мониторинг подвида на федеральном и региональном уровнях проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению и организации учета амурского тигра в Российской Федерации, утвержденными Приказом МПР России от 15 марта 2005 г. N 63.

Для проведения мониторинга состояния популяции амурского тигра используются следующие методы:

- Сплошной (фронтальный) учет проводится в пределах российской части ареала тигра один раз в десять лет, а в случае необходимости, вызванной резкими изменениями условий обитания популяции или другими угрожающими ей факторами, чаще. Основная задача сплошного учета - определение общей численности и границ распространения амурского тигра, распределения и плотности популяции в различных частях ареала, половозрастной структуры популяции, состояния кормовой базы;

- Выборочный учет (программа мониторинга) проводится ежегодно на постоянных маршрутах, заложенных в пределах модельных участков, являющихся репрезентативной частью сети учетных участков сплошного учета. Выборочный учет проводится на 16 модельных участках Приморского и Хабаровского края, начиная с зимнего сезона 1997 - 1998 г. Основная задача выборочного учета - определение основных параметров популяции тигра на модельных территориях как ежегодного показателя динамики численности и воспроизводства всей популяции тигра, состояния кормовых ресурсов, а также среды обитания. Материалы выборочного учета являются главной составляющей многолетней программы мониторинга и служат основанием для принятия оперативных решений по сохранению амурского тигра и определения сроков сплошного учета.

Сплошной и выборочный учеты проводят по сходной методике. Выборочный учет включает более обширный и детальный перечень показателей, необходимых для выявления тенденций в состоянии популяции амурского тигра, его местообитаний, кормовой базы и воздействующих на них факторов.

Главный принцип организации учетных работ - постоянство и преемственность методики учета и обработки результатов.

Мониторинг состояния популяций амурского тигра включает следующие параметры:

- динамика численности и ее тенденция по годам;

- половая, возрастная, пространственная и социальная структура популяции и тенденция ее изменения;

- темпы воспроизводства и тенденция их изменения;

- пространственное распределение, плотность населения;

- сезонное и суточное перемещение амурских тигров;

- физиологическое состояние особей, включая физические и репродуктивные показатели.

Мониторинг местообитаний амурского тигра подразумевает не только фиксирование экологических факторов, но предусматривает также прогнозирование возможных изменений на экосистемном уровне. Эти изменения необходимо отслеживать по следующим направлениям:

- регистрация изменений, воздействующих на местообитания амурского тигра;

- сокращение и (или) трансформация местообитаний вследствие хозяйственной деятельности.

За 12 лет программа мониторинга доказала свою эффективность в получении уникальной объективной информации о состоянии популяции амурского тигра, необходимой для выработки адекватных практических мер по долговременному устойчивому сохранению тигра, и ее необходимо продолжать.

Вместе с тем накопленный опыт в данной области показывает, что для усовершенствования системы мониторинга состояния популяций амурского тигра целесообразно:

- совершенствовать методику учета в пределах всего ареала с учетом новых разработок, которые позволят получить более точные показатели численности тигров;

- включить в перечень параметров, по которым осуществляется ведение мониторинга состояния популяции амурского тигра, такие параметры, как состояние здоровья популяций, их генетическая структура;

- унифицировать методику учета популяций копытных в пределах ареала тигра;

- предусмотреть доступность данных мониторинга через сеть Интернет.

8.7. Предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций

Ареал амурского тигра в России охватывает обширную площадь, активно осваиваемую человеком. Места обитания тигра граничат с населенными пунктами, промышленными и хозяйственными объектами. В связи с интенсивным хозяйственным освоением мест обитания амурского тигра следует предпринимать меры по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций между тигром и человеком.

При разрешении конфликтных ситуаций между тигром и человеком важна оперативность появления специалистов в месте возникновения конфликта. Решение, которое принимается по каждой конфликтной ситуации после ее оценки, должно учитывать тип конфликта, пол и возраст тигра, состояние и особенности поведения хищника. Основными и предпочтительными мерами разрешения конфликта являются слежение за ситуацией, отпугивание тигра, передержка зверя в неволе и переселение в подходящие места обитания. Возможность отлова и радиомечения тигров расширяет возможности и увеличивает число вариантов разрешения конфликтных ситуаций. Умерщвление конфликтного животного допускается только в случае возникновения реальной угрозы жизни человека, предотвратить которую иным способом не представляется возможным.

Для предотвращения конфликтных ситуаций целесообразно:

- поддерживать стабильную численность видов - жертв амурского тигра на уровне, обеспечивающем нагрузку со стороны хищников и охотничьего пресса в пределах устойчивого существования жизнеспособной популяции;

- предусмотреть систему возмещения ущерба от тигра владельцам домашних животных, в том числе оленеводческих хозяйств, в случаях, если потеря животных не была вызвана нарушениями правил их содержания;

- подготовить памятные рекомендации о правилах поведения человека в местах обитания амурского тигра и при встречах с ним, обеспечить информирование местного населения в местах обитания амурского тигра и охотников (при выдаче удостоверения на право охоты) о правилах поведения человека при встречах со зверем для предупреждения конфликтных ситуаций.

Для своевременного и качественного разрешения конфликтных ситуаций целесообразно:

- обеспечить эффективную деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по охране амурского тигра, включая "Специнспекцию "Тигр", оснастив их необходимыми техническими средствами, организуя обучение и повышение квалификации сотрудников и выделив достаточное финансирование из государственного бюджета на ее функционирование;

- разработать схему принятия решений и ответных действий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций, учитывающую тип конфликта, пол и возраст тигра, состояние, особенности поведения хищника и иные обстоятельства. В данной схеме целесообразно предусмотреть передачу тигров, не пригодных для выпуска в дикую природу, в зоопарки для участия в Европейской программе размножения амурских тигров;

- выявить наиболее эффективные методы отпугивания тигров и внедрить их в практику;

- проводить радиомечение и спутниковое слежение за конфликтными тиграми;

- обеспечить создание Центра реабилитации амурского тигра для передержки, подращивания и последующего возвращения в природу тигрят-сирот, а также передержки тигров, изъятых из природы. На первом этапе разработать концепцию, программу работ и смету проекта создания Центра реабилитации амурского тигра;

- обеспечить ветеринарное обследование отловленных конфликтных тигров и патологоанатомическое вскрытие погибших животных с использованием единого протокола, унифицированной методики сбора биологических образцов отловленных и погибших животных и анализа для выявления заболеваний.

8.8. Просветительская и образовательная деятельность

Важнейшим направлением сохранения амурского тигра является формирование у населения представления о тигре как объекте национального достояния и уникальном природном объекте мирового масштаба, потребности сознательно соблюдать соответствующие рекомендации и ограничения, стремления принимать личное участие в природоохранной деятельности.

Критериями эффективности работы с населением являются позитивное отношение людей к деятельности по сохранению амурского тигра и готовность оказывать поддержку в проведении этой деятельности, о чем будут свидетельствовать уменьшение количества случаев браконьерства в отношении амурского тигра, рост количества участников добровольных природоохранных акций, корректировка хозяйственной деятельности с учетом ограничений, необходимых для сохранения амурского тигра.

Для эффективного долговременного сохранения амурского тигра необходимо:

- сформировать у населения понимание роли России в сохранении мировой популяции амурского тигра;

- сформировать у населения, проживающего в пределах ареала амурского тигра, терпимое отношение к нему и понимание необходимости его сохранения;

- разработать и реализовать целевые пропагандистские кампании для различных социальных групп населения в ареале тигра с целью создания положительного образа зверя как символа природы региона;

- способствовать повышению уровня профессиональных знаний среди лиц, принимающих решения, и специалистов в области управления ресурсами, включая сотрудников охотничьих хозяйств;

- обеспечить распространение среди населения памятных рекомендаций о правилах поведения в местах обитания амурского тигра и правилах поведения при встречах с ним;

- способствовать сохранению духовной культуры и обычаев коренных народов, пропаганде традиционных знаний, обрядов и обычаев, направленных на сохранение и уважительное отношение к амурскому тигру;

- способствовать пониманию населением необходимости сохранения крупных массивов кедрово-широколиственных лесов для сохранения тигра, ведущей роли заповедников и национальных парков в сохранении амурского тигра и других уникальных природных богатств Дальнего Востока, формированию нетерпимости к браконьерству;

- способствовать развитию общественного мониторинга и обеспечению достоверной информацией населения;

- способствовать поддержке деятельности и пропаганде охотничьих хозяйств, которые осуществляют управление популяциями копытных с учетом интересов амурского тигра, а также иных хозяйств, осуществляющих устойчивое природопользование с сохранением местообитаний тигра и его кормовой базы;

- способствовать популяризации результатов современных научных исследований экологии амурского тигра.