Документ не применяется. Подробнее см. Справку

1. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов

1. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ ФИНАНСОВЫХ

И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в Российской Федерации создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанный Федеральный закон является основополагающим нормативным правовым актом, определяющим необходимость создания резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). Кроме него, при организации работ по созданию и использованию резервов руководствуются Федеральными законами от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 26.10.2000 N 810 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 21.05.2007 N 304 "Об утверждении Положения о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Основные нормативные правовые документы по вопросам создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС приведены в Приложении 1.

Создание резервов для ликвидации ЧС осуществляется на всех уровнях:

федеральный уровень - резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе государственного материального резерва;

ведомственный уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

территориальный уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;

местный уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления;

объектовый уровень - резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяется соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Объемы резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС (резервных фондов) определяются ежегодно и принимаются законами о соответствующих бюджетах на очередной год. Цели использования и порядок выделения средств из указанных резервов определяются в положениях (порядках) об использовании средств резервных фондов, утвержденных создающими их органами. Например, порядок выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий определен в Правилах выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 810.

В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации могут создаваться как целевые резервы финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, так и общие резервные фонды, в этом случае в порядках об их использовании предусматривается выделение средств на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

При этом обязательно должно быть утверждено Положение (Порядок) о выделении средств из финансового резерва на предупреждение и ликвидацию ЧС, которым определено, кем дается разрешение на использование резерва, на какие цели выделяются средства, кому и какие документы на оказание помощи направляются, порядок представления отчетности и т.д.

Если в Положении (Порядке) установлено, что отчет об использовании выделенных финансовых средств представляется по утвержденным формам, то такие формы документов должны быть разработаны и утверждены.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом местного самоуправления.

Конкретная номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС определяются исходя из прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС, анализа прошедших за ряд лет ЧС, их повторяемости, предполагаемого объема работ по их ликвидации, величины потенциального ущерба, максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС; продолжительности периода жизнеобеспечения пострадавшего населения; природных, экономических и иных особенностей территории; величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.

Перечень примерной номенклатуры резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС приведен в Приложении 2.

Создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС основывается на следующих основополагающих принципах:

определенность целевого назначения - формируются целевые резервы, учитывающие потенциальные возможности проявления ЧС применительно к соответствующим территориальным, отраслевым и производственным особенностям;

рациональность размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при возникновении ЧС и дислокация их в зонах, исходя из оценки степени риска возникновения в них чрезвычайных ситуаций;

мобильность - поддержание высокой степени готовности резервов к оперативному перемещению в зоны ЧС, а также осуществления приемки, переработки и подготовки материальных ресурсов резервов к использованию при ликвидации ЧС;

достаточность - величина резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения работ, спецификой территории, видом ЧС;

управляемость - соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, и ее сопряженность со всеми органами различного уровня, участвующими в ликвидации ЧС;

экономичность - величина затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, должна минимизировать привлекаемые для этих целей материальные ресурсы из иных источников, а также определяться в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения неотложных работ, спецификой территории, видом ЧС.

Создание резервов осуществляется путем закупки и закладки на хранение материальных ресурсов за счет средств собственного бюджета, а также путем заключения договоров с организациями на экстренную их поставку из текущих запасов. Однако ЧС могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает. Практика ликвидации ЧС указывает на необходимость иметь заложенные в резерв материальные ресурсы, которые в любое время можно изъять со склада, обеспечить оперативную загрузку их в автотранспорт и доставку к местам ликвидации ЧС. Поэтому органам местного самоуправления необходимо ежегодно выделять из местных бюджетов средства для увеличения фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.

Заказы на поставку продукции в резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС размещаются в организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Контракт является основным документом, определяющим права и обязанности юридических сторон и регулирует экономические, правовые, имущественные и организационные отношения между заказчиком и поставщиком.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работах по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов размещения и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Решение об использовании резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС органа местного самоуправления принимается этим органом.

Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва должно сопровождаться письменным распоряжением указанного органа, в котором, кроме целевого назначения выделенных из резерва материальных ресурсов, необходимо указывать и источники восполнения израсходованных материальных средств резерва.

Финансирование расходов, связанных с созданием, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей) и восполнением (освежением, заменой и т.п.) резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, осуществляется за счет средств создающих их органов местного самоуправления.

Восполнение резервов материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется в соответствии с решением органа местного самоуправления, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва и определившего источники их восполнения (за счет собственных средств или за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва, а также других источников).

Объемы и номенклатура восполняемых материальных ресурсов резерва должны соответствовать объемам и номенклатуре израсходованных при ликвидации ЧС ресурсов, если нет иного решения органа местного самоуправления, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва.

Типовые документы по созданию и использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС приводятся в Приложении 3.

При накоплении резервов материальных ресурсов необходимо учитывать возможности местного производства и не производимую в данном районе продукцию необходимо закупать в первоочередном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что чрезвычайной ситуацией муниципального характера является ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

В связи с чем муниципальным образованиям рекомендуется рассчитывать объемы своих резервов с учетом обеспечения не менее 50 человек.

Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях приведены в Приложении 4. Перечень мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях приведен в Приложении 5.

Работа по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций считается начатой, если органом местного самоуправления разработана нормативная база, приняты постановления (распоряжения) органа местного самоуправления об утверждении "Порядка (Положения) создания, использования, хранения и восполнения резерва материальных ресурсов в муниципальном образовании", а также об утверждении номенклатуры и объемов материальных ресурсов этого резерва. При этом следует подчеркнуть, что номенклатура и объемы резерва должны быть утверждены решением органа местного самоуправления. В противном случае эти резервы считаются ведомственными или объектовыми, так как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.1996 N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС устанавливаются создавшим их органом.

В указанных нормативных документах необходимо четко определить ответственных за создание резервов материальных ресурсов, источники финансирования, порядок выпуска и возмещения ресурсов, учета и контроля их хранения и расходования, а также дать рекомендации организациям по созданию резервов материальных ресурсов.

В последнее время созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС уделяется все большее внимание. Однако не во всех муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации созданы такие резервы. Остается низким объем резервов финансовых и материальных ресурсов, приходящийся на душу населения, номенклатура и объемы материальных резервов зачастую определяются без учета степени риска территорий. Недостаточно накапливаются материальные ресурсы для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Не планируются и не выделяются средства из бюджетов на закупку ресурсов в резервы, в большинстве муниципальных образований создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС осуществляет путем заключения договоров с организациями на экстренную их поставку из текущих запасов.

Низкий уровень работы по созданию резервов для ликвидации ЧС может привести к ослаблению защиты населения от ЧС и стихийных бедствий.

Поэтому необходимо совершенствовать это направление работы, оптимизировать номенклатуру и объемы накопления, принимать меры по реальному накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС. Органам местного самоуправления, в которых отсутствует нормативная база (номенклатура, объемы и порядок использования резервов не утверждены), следует разработать ее, утвердить и приступить к накоплению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.