Общий алгоритм поиска и обнаружения источников радиоизлучений и помех представлен в Приложении.
8.1.1. Решение о необходимости проведения работ по поиску радиопомех принимается на основе заявок юридических и физических лиц на устранение радиопомех.
При рассмотрении заявок на устранение радиопомех производится оценка достаточности представленной информации.
В случае отсутствия необходимой информации, неточностей или недостоверных данных заявителю направляется запрос по недостающей информации или уточнению представленных данных.
Заявки на проведение работ по поиску радиопомех фиксируются в соответствующих учетно-регистрационных документах.
8.1.2. После определения РПУ, в отношении которых зарегистрированы основания для рассмотрения вопроса о необходимости проведения работ по устранению радиопомех, устанавливается правомерность требования защиты этих РПУ от радиопомех на основе:
- требований закона "О связи", решений Правительства и Администраций связи;
- решений Администраций связи о выделении полос радиочастот в отношении РЭС, испытывающих воздействие помех, и их категории (ПР, ГР, СИ);
- разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов и свидетельств о регистрации РЭС (при необходимости);
- проверки нахождения телевизионных и радиовещательных радиоприемников в зоне уверенного приема;
- нормативных документов, регулирующих деятельность предприятий радиочастотой службы.
8.1.3. Если требование защиты РПУ от помех неправомерно, то дальнейшие работы по данному основанию (п. 8.1.1) прекращаются и заявителю направляется аргументированный ответ.
8.1.4. Если требование защиты РПУ от помех правомерно, то проводится проверка внешних признаков функциональной исправности РПУ, соответствия типа и согласования применяемой антенны. Из дальнейшего рассмотрения исключаются РПУ с явными признаками неисправности, РПУ с низкими избирательными свойствами, не соответствующие требованиям действующей НТД.
8.1.5. Если требование защиты РПУ от помех правомерно и РПУ исправно, то выполняется проверка соответствия ЧТП, рассматриваемого РПУ, требованиям разрешительных документов (решения ГКРЧ, разрешения на использование радиочастот, свидетельства о регистрации РЭС и т.д.). С этой целью производится сверка реальных установочных параметров РПУ с данными, указанными в разрешениях на использование радиочастот, свидетельствах о регистрации РЭС, с использованием имеющихся в распоряжении РЧЦ ФО учетных баз данных и копий разрешительных документов. При необходимости производится инструментальная проверка установочных параметров.
8.1.6. В случае несоответствия ЧТП требованиям разрешительных документов заявителю направляется запрос о приведении ЧТП в соответствие с требованиями разрешительных документов и осуществляется контроль его исполнения.
8.1.7. После приведения ЧТП в соответствие с требованиями разрешительных документов проверяется наличие радиопомехи. В случае прекращения действия радиопомехи заявителю и другим заинтересованным лицам и организациям направляется аргументированный ответ с приложением (в случае необходимости) протоколов измерений.
8.1.8. Если ЧТП соответствует разрешительным документам или действие помехи после его приведения в соответствие не прекратилось, то производится уточнение реальных характеристик РПУ, влияющих на его ЭМС с другими РЭС (чувствительность, избирательность, восприимчивость, параметры модуляции, полосы пропускания и т.д.). Для этого может быть использована любая нормативная и техническая документация, а в случае необходимости - измерения на конкретном РПУ.
8.1.9. После приведения в соответствие ЧТП и уточнения характеристик РПУ проверяется его нахождение в зоне уверенного приема расчетно-аналитическими методами с использованием расчетно-аналитических комплексов или сведений из разрешительных документов. При необходимости проводятся измерения уровней сигналов в точке установки РПУ с целью определения фактического нахождения РПУ в зоне уверенного приема. При отсутствии информации в нормативных документах зона уверенного приема определяется в соответствии с рекомендациями МСЭ.
8.1.10. Если РПУ находится вне зоны уверенного приема, то дальнейшие работы по данному основанию (п. 8.1.1) прекращаются и заявителю направляется аргументированный ответ.
8.1.11. Если требование защиты от радиопомех правомерно, ЧТП РПУ соответствует разрешительным документам и РПУ находится в пределах зоны уверенного приема, предпринимается попытка установить причину и источник помехи путем использования аналитических методов и организационных мероприятий. С этой целью на основе сведений из БД зарегистрированных РЭС, экспериментальных данных планового радиоконтроля о реальных параметрах РЭС и не разрешенных для использования РЭС аналитических методов производится оценка зоны доступности рассматриваемого РПУ помехового воздействия со стороны этих РЭС и составляется список гипотетически возможных источников помех.
8.1.12. Путем оперативного взаимодействия с владельцами РПУ и РЭС, предполагаемого источника помех последовательно проверяются гипотезы о возможном источнике помех. Если источник помехи установлен, то определяется его местоположение. Если это по каким-либо причинам невозможно или предпринимаемые действия не привели к выявлению причины и источника помехи, планируются работы по их установлению с использованием инструментальных методов.
8.1.13. С этой целью осуществляется выбор необходимых стационарных пунктов наблюдения (при необходимости), осуществляется подбор необходимых средств радиоконтроля и радиоизмерений (включая мобильные и переносные комплексы радиоконтроля и отдельные средства измерений), формулируются задания исполнителям.
8.1.14. На основании всей совокупности сведений, полученных на предыдущих этапах работы, формулируются рабочие гипотезы о возможных каналах проникновения и источниках радиопомех, которые затем проверяются экспериментально с использованием необходимого парка радиоконтрольного и измерительного оборудования.
8.1.15. Экспериментальная проверка каждой рабочей гипотезы о возможных каналах проникновения и источниках радиопомех включает в себя следующие основные действия:
- определение частотных и энергетических условий возникновения радиопомех по выбранному каналу проникновения;
- отбор потенциально опасных в смысле создания радиопомех ИРИ по частотным и энергетическим признакам, определенным для проверяемого канала проникновения;
- экспериментальная оценка воздействия на РПУ радиопомех по выбранному каналу проникновения;
- идентификация ИРИ - источника радиопомех по выбранному каналу проникновения.
Методика выполнения этих действий определяется видом канала проникновения радиопомехи, характером излучений ИРИ, типом РПУ РЭС и особенностями структуры и принципов построения участвующих в создании конфликтной помеховой ситуации РЭС. Поэтому особенности выявления радиопомех по конкретным каналам проникновения приведены в последующих разделах 8.2 - 8.8.
8.1.16. После выявления канала проникновения помехи необходимо идентифицировать ИРИ - источник помехи, т.е. установить, какие именно ИРИ являются источниками выявленных радиопомех. Идентифицирующими признаками могут быть:
- технические параметры принимаемого радиоизлучения, такие как несущая частота, характер и ширина спектра, вид и параметры модуляции, энергетические параметры и т.д.;
- информационные характеристики: телевизионное или радиовещание, голосовая связь, цифровая информация, сигналы радиомаяков и т.д.;
- пространственные характеристики: направление на источник по азимуту и углу места, подвижность источника и т.д.
Используя всю доступную для анализа совокупность сведений о характеристиках излучения, являющегося источником установленной радиопомехи, на основании данных из БД зарегистрированных РЭС и других источников принимается решение о том, какой именно ИРИ является источником радиопомех.
Наиболее универсальным и простым способом проверки правильности идентификации является выключение РПДУ, предполагаемого источника радиопомех.
8.1.17. Если канал проникновения радиопомехи установлен, и источник радиопомехи идентифицирован, то устанавливается ведомственная принадлежность источника радиопомех. Если источник радиопомех находится на частотном обеспечении МО РФ или ФСО РФ, то направляется запрос в соответствующие радиочастотные органы.
8.1.18. В случае принадлежности источника радиопомех к компетенции радиочастотной службы проверяется принадлежность радиопомехи к категориям радиопомех, возникающих вследствие наличия аномальных условий распространения радиоволн.
8.1.19. В тех случаях, когда причинами радиопомех являются сверхдальнее распространение радиоволн за счет тропосферных, ионосферных или иных аномальных механизмов распространения радиоволн, многолучевое распространение радиоволн в зонах плотной застройки или иные причины, не являющиеся следствием нарушения пользователями РЧС и владельцами оборудования правил использования радиочастотного спектра или несоответствия оборудования требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости, работы прекращаются и заявителю направляется аргументированный ответ.
8.1.20. Если причиной радиопомехи не являются аномальные механизмы распространения радиоволн, то делается вывод о принадлежности источника радиопомех к не разрешенным для использования РЭС, разрешенным РЭС (РЭС с надлежащим образом оформленными разрешительными документами или не требующие их оформления) или индустриальным и устанавливается его местоположение в соответствии с методикой определения местоположения источников излучений.
8.1.21. После установления местоположения источников радиопомех выполняется проверка их принадлежности к не разрешенным для использования РЭС. Если источником радиопомехи является не разрешенное для использования РЭС, информация о нарушении направляется в федеральный орган исполнительной власти в области связи для принятия мер по устранению нарушения. Заявителю направляется аргументированный ответ.
8.1.22. Если источник радиопомехи не является следствием аномальных условий распространения и не принадлежит к не разрешенным для использования РЭС, делается вывод о том, что источником радиопомех являются разрешенные РЭС или помеха относится к категории индустриальных. Осуществляется проверка соответствия параметров требованиям разрешительных и нормативно-технических документов.
8.1.23. Если параметры разрешенных РЭС не соответствуют требованиям разрешительных и нормативно-технических документов, владельцу РЭС направляется письмо с предложением привести параметры в соответствие с этими требованиями. В случае непринятия мер владельцем информация о нарушении направляется в федеральный орган исполнительной власти в области связи для принятия мер по устранению нарушения.
8.1.24. Если помеха является индустриальной и напряженность поля излучаемых выявленным ТС радиопомех не соответствует требованиям действующих нормативно-технических документов по уровням излучаемых радиопомех, владельцу ТС направляется письмо с предложением привести параметры в соответствие с этими требованиями. В случае непринятия мер владельцем ТС информация о нарушении направляется в федеральный орган исполнительной власти в области связи.
8.1.25. Если параметры выявленного ТС - источника индустриальных радиопомех соответствуют требованиям действующих нормативно-технических документов по уровням излучаемых радиопомех, а помеха при этом является недопустимой, разрабатываются и согласуются с владельцем РПУ и ТС - источника радиопомех предложения о проведении технических мероприятий по снижению помехового воздействия.
8.1.26. После устранения нарушений и выполнения владельцами РПУ и мешающих ТС разработанных и согласованных мероприятий осуществляется контроль наличия радиопомехи. Если помеха прекратилась, либо ее уровень снизился до допустимого значения, заявителю и другим заинтересованным организациям направляется аргументированный ответ.
8.1.27. Если источником радиопомех являются разрешенные РЭС и параметры их соответствуют назначенным условиям использования радиочастот, проверяется, какой уполномоченной организацией проводилась экспертиза возможности использования и ЭМС РЭС - источников радиопомех.
8.1.28. Если экспертиза проводилась ГРЧЦ, запрос о порядке разрешения конфликтной ситуации при назначении радиочастот направляется в ГРЧЦ.
8.1.29. Если экспертиза проводилась РЧЦ ФО, разрабатываются и согласуются с владельцами РПУ и РЭС - источника радиопомех предложения по корректировке ЧТП этих РЭС.
8.1.30. В случае, когда экспертиза ЭМС РЭС, испытывающего влияние радиопомех, и РЭС - источника радиопомех проводилась ГРЧЦ и РЧЦ ФО, то запрос направляется и федеральный орган исполнительной власти в области связи.
8.1.31. В дальнейшем осуществляются обеспечение и реализация мероприятий по решениям федерального органа исполнительной власти в области связи. После реализации этих мероприятий выполняется контроль наличия радиопомехи.
8.1.32. Если действие радиопомех прекратилось, направляется ответ заявителю и другим заинтересованным организациям.
Если действие радиопомехи не прекратилось, делается вывод о внутрисистемном характере помех, работы прекращаются, заявителю направляется аргументированный ответ.
8.1.33. Выявление причин и источников радиопомех РЭС, владельцы которых не являются пользователями РЧС, (например, ТВ, РВ-приемники) осуществляется в соответствии с приведенным выше алгоритмом, за исключением п. п. 8.1.5 - 8.1.9.
8.1.34. Выявление причин и источников радиопомех РЭС абонентов сетей кабельного телевидения, сетей сухопутной подвижной и спутниковой подвижной радиослужб осуществляется по заявкам операторов связи или организаций, владеющих этими сетями.
8.1.35. Выявление причин и источников радиопомех РЭС иностранных государств (от РЭС иностранных государств) осуществляется в порядке, определяемом уполномоченными организациями Администраций связи этих государств.
8.1.36. В процессе радиоконтроля для исследования параметров излучений РЭС и (или) ВЧУ, подтверждения нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра может проводиться запись сигналов контролируемых источников излучений.
Такая запись может служить только в качестве доказательства нарушения порядка использования радиочастотного спектра и подлежит уничтожению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей