1. Общие положения

1.1. Стандартизация на морском транспорте является составной частью Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации и осуществляется в целях установления для всеобщего и многократного использования правил, регламентов, технических норм и характеристик, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения и эффективности во всех областях производственной деятельности отрасли.

1.2. Стандартизация на морском транспорте направлена на:

увеличение провозной способности флота и ускорение обработки грузов в портах;

совершенствование эксплуатации флота и береговых объектов морского транспорта;

повышение безопасности мореплавания и качества транспортных услуг;

повышение качества потребляемого отраслью оборудования, изделий и материалов;

снижение транспортных и технологических потерь при морских перевозках и переработке грузов в портах;

улучшение транспортных свойств грузов, предъявляемых к перевозке;

поддержание высокого уровня технологической дисциплины, внедрение достижений науки, техники и передового опыта;

сокращение сроков и повышение качества ремонта судов;

повышение качества промышленной продукции предприятий морского транспорта, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости;

снижение стоимости и повышение качества капитального строительства;

обеспечение безопасности и улучшение условий труда, защиту здоровья и жизни граждан, пользующихся услугами морского транспорта;

охрану окружающей среды от загрязнения в результате деятельности морского транспорта;

экономию людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности транспортных услуг на мировом рынке;

обеспечение безопасности объектов морского транспорта, содействие их оборонной и мобилизационной готовности.

1.3. Для достижения указанных целей должны решаться следующие основные задачи:

проведение технической политики морского транспорта и установление в стандартах всех видов требований к номенклатуре и качеству потребляемого (применяемого) оборудования, изделий и материалов, в том числе обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

осуществление морской транспортной политики через установление требований к транспортным свойствам и характеристикам предъявляемой к перевозке продукции, обеспечивающим безопасность и высокую эффективность работы морского транспорта;

нормативное обеспечение организации и управления производством в отрасли, решения отраслевых программ развития производства;

установление правил и норм, обеспечивающих высокий уровень технологических процессов и эффективности;

установление метрологических норм, правил и требований применительно к условиям эксплуатации парка средств измерений на морском транспорте;

нормативное обеспечение сертификации транспортных услуг и продукции промышленных предприятий;

создание и ведение систем технико - экономической информации;

каталогизация, создание автоматизированных баз данных, организация информации в области стандартизации.

1.4. Нормативные документы (НД) морского транспорта принимаются на основе согласия заинтересованных сторон, с учетом соблюдения действующего законодательства, общегосударственных технических норм и правил, и утверждаются компетентным органом.

НД должны основываться на обобщенных результатах науки, техники, практического опыта.

1.5. Предприятия и организации морского транспорта разрабатывают следующие виды нормативных документов, предусмотренные ГСС и системой стандартизации в строительстве:

государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р (национальные стандарты, утверждаемые Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации или Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства);

отраслевые стандарты - ОСТ 31 (утверждаются Департаментом морского транспорта);

стандарты предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ и др. объединений) - СТП (утверждаются предприятиями и действуют только в рамках этих предприятий);

технические условия - ТУ 31 (нормативный документ на конкретную продукцию или услугу, утверждаемый разработчиком, как правило, по согласованию с заказчиком и органом государственного надзора);

международные стандарты - МС ИСО, МЭК и др.;

межгосударственные стандарты - ГОСТ (стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно);

строительные нормы и правила - СНиП (утверждаются Госстроем РФ); ведомственные строительно - технологические нормы (утверждаются Департаментом морского транспорта и устанавливают нормы по проектированию и строительству в рамках ведомства по отраслевому признаку).

1.6. На специфические для отрасли объекты и процессы, находящиеся под юрисдикцией Департамента морского транспорта, разрабатываются:

РД 31 - нормативные документы общеотраслевого применения, определяющие научно - технический уровень производства, техническую и экономическую политику или регулирующие отношения отрасли с другими отраслями народного хозяйства (утверждаются Департаментом морского транспорта);

Р 31 - общеотраслевые рекомендации, определяющие оптимальные правила и приемы работ, типовые технологические процессы на производство перегрузочных, ремонтных, монтажных и других видов работ, связанных с технической эксплуатацией и обслуживанием технических средств морского транспорта (не утверждаются, рекомендуются компетентными органами к применению в качестве оптимальных и типовых с возможностью изменения в зависимости от конкретных условий).

1.7. В РД 31 устанавливаются обязательные к выполнению требования, обеспечивающие:

безопасность мореплавания;

безопасность труда;

охрану окружающей среды, здоровья и жизни граждан;

совместимость грузов, транспортных средств и технологий со смежными видами транспорта;

совместимость продукции, а также организационные регламенты и процедуры, обеспечивающие слаженную работу всех звеньев отрасли при выполнении перечисленных задач.

Нормы РД 31, устанавливающие оптимальные правила и приемы работ, количество и качество услуг, показатели энерго- и ресурсопотребления, потребительские характеристики продукции, являются рекомендуемыми. Обязательность их выполнения может наступить в силу условий лицензирования, хозяйственных договоров, соглашений, сертификации (объявлении о соответствии), решений органов государственного управления или предписаний законодательных актов.

1.8. Правила разработки, ведения и обращения отраслевых нормативных документов вида РД 31 и рекомендаций - Р 31 устанавливаются отдельными НД.

Примечание. Основные определения в области стандартизации и смежных видов деятельности приведены в справочном приложении 1.