1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации предназначены для работников экспертных комиссий, образованных при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также для территориальных органов государственной вневедомственной экспертизы и экспертных подразделений федеральных органов управления, осуществляющих государственную экспертизу проектов строительства.

1.2. Государственная экспертиза проектов строительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <*> и при воздействии современных средств поражения осуществляется на основании действующих законодательных актов Российской Федерации и в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию и строительству зданий и сооружений производственного и жилищно - гражданского назначения <**>.

--------------------------------

<*> Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

<**> Перечень основных законодательных и нормативных документов, используемых при разработке и экспертизе раздела "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", приведен в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

1.3. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в отношении всех проектов строительства объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки проектной документации.

При разработке проекта строительства по очередям решения по обеспечению защиты населения и территорий должны включаться в состав первой очереди строительства.

1.4. При проведении государственной экспертизы проектных решений в области защиты населения и территорий следует руководствоваться следующими положениями:

- разработка проекта строительства должна осуществляться на основании задания на проектирование, согласованного с соответствующим территориальным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- раздел проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" оформляется в систематизированном виде, в отдельном томе (книге), с необходимыми обоснованиями, описаниями и чертежами;

- термины и определения, применяемые при разработке раздела проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", должны соответствовать Государственному стандарту Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий" (ГОСТ Р 22.0.02-94) <*>;

- глубина проработки проектных решений должна соответствовать стадийности (этапу) инвестиционного проекта.

--------------------------------

<*> Использованные далее термины и определения ГОСТ Р 22.0.02-94 приведены в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

1.5. Порядок и методика проведения государственной экспертизы разделов "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" могут уточняться с учетом специфики объектов отдельных отраслей и регионов на основании нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации, согласованных с МЧС России и Минстроем России.