3.1. Государственный инспектор, назначенный членом комиссии, перед началом испытаний грузоподъемной машины обязан проверить наличие и содержание документов, предусмотренных правилами, государственными и международными стандартами, настоящей инструкцией и другими нормативными документами.
3.2. При проведении предварительных (заводских) испытаний опытного образца грузоподъемной машины комиссия рассматривает следующие документы:
- утвержденное заказчиком техническое задание (ТЗ) на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР);
- паспорт грузоподъемной машины;
- руководство по эксплуатации грузоподъемной машины;
- проект технических условий на изготовление грузоподъемной машины;
- полный комплект рабочих чертежей с расчетами и документами, подтверждающими соответствие грузоподъемной машины требованию правил и государственных (международных) стандартов;
- акты приемки кранового пути, включая проверку контура заземления;
- паспорт и руководство по эксплуатации ограничителя грузоподъемности грузоподъемной машины;
- журнал отступлений от рабочей документации с указанием лиц, разрешивших и согласовавших отступления;
- акт приемки грузоподъемной машины службой качества продукции (ОТК);
- сертификаты на материалы и электроды, паспорта и руководства по эксплуатации на комплектующее оборудование и приборы безопасности;
- ведомость отступления от проекта;
- программу и методику испытаний грузоподъемной машины, разработанных проектной организацией с учетом требований правил и государственных стандартов;
- другие документы, предусмотренные ГОСТ Р 15.201-2000.
Предварительные (заводские) испытания опытных образцов грузоподъемных машин проводятся с целью проверки их соответствия техническому заданию, техническим условиям, нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, оценки ее работоспособности, а также для решения вопроса о возможности предъявления грузоподъемной машины на приемочные испытания.
3.3. Техническое задание является основным исходным документом для разработки новых или модернизированных грузоподъемных машин. Оно должно содержать технико-экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, стадии разработки, порядок сдачи и приемки результатов разработки.
В общем случае в ТЗ рекомендуется предусматривать следующие положения: область применения; цель и назначение разработки; какой существующий тип грузоподъемной машины заменяет новая машина; технические параметры; требования к конструктивному исполнению; показатели надежности; требования к технологичности конструкции; пригодность грузоподъемной машины техническому обслуживанию и ремонту; дополнительные требования, учитывающие специфику разрабатываемой продукции; преимущества грузоподъемной машины; другие положения, предусмотренные ГОСТ Р 15.201-2000.
К ТЗ прикладывается чертеж общего вида грузоподъемной машины и необходимые для разработки схемы.
Действие технического задания (если оно не распространяется на дальнейшие работы) прекращается с утверждением акта приемочных испытаний опытного образца грузоподъемной машины.
3.4. Технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью рабочей документации. Технические условия содержат требования к продукции (включая данные о применяемых металлах и сварочных материалах, показатели надежности и т.п.), изготовлению и контролю за качеством изготовления узлов и сварки (в том числе нормы браковки), к порядку приемки узлов и готовых машин и их поставки.
Технические условия в общем виде содержат следующие разделы: введение; технические требования; правила приемки; методы контроля (испытаний) готовой продукции, транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя. Допускается дополнять ТУ другими разделами или исключать разделы, не требующиеся для конкретной конструкции машины.
Приемочная комиссия в процессе приемочных испытаний машины согласовывает проект ТУ, которые после этого считаются принятыми для выпуска по ним серийной продукции.
3.5. Руководство по эксплуатации грузоподъемной машины разрабатывается специализированной организацией в соответствии с требованиями правил и ГОСТ 2.601. В руководстве по эксплуатации наряду с другими требованиями указываются:
- периодичность и перечень работ по техническому обслуживанию узлов, механизмов и приборов безопасности;
- возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
- способы проверки приборов безопасности;
- способы регулировки тормозов;
- перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;
- порядок проведения технического освидетельствования;
- указания по приведению грузоподъемной машины в безопасное положение в нерабочем состоянии;
- требования безопасности в аварийных ситуациях (в том числе в случае прекращения энергоснабжения грузоподъемной машины или выхода из строя ее систем при наличии груза на крюке);
- критерии предельного состояния грузоподъемной машины для отправки ее в капитальный ремонт;
- срок службы грузоподъемной машины;
- регулировочные характеристики приводов и допустимые значения просадки грузов при пуске;
- другие указания по обслуживанию и эксплуатации грузоподъемной машины с учетом специфики ее конструкции.
3.6. При проведении приемочных испытаний опытного образца грузоподъемной машины комиссия рассматривает следующие документы:
- акт и протоколы предварительных заводских испытаний грузоподъемной машины;
- акты об инструментальных тензометрических испытаниях, включая материалы стендовых испытаний по определению ресурса механизмов и сборочных единиц грузоподъемной машины и эргономических испытаний;
- перечень изменений, внесенных в конструкцию грузоподъемной машины по результатам предварительных и инструментальных испытаний;
- паспорт грузоподъемной машины;
- руководство по эксплуатации;
- полный комплект рабочих чертежей с расчетно-пояснительной запиской, с изменениями, внесенными по результатам предварительных испытаний;
- проект технических условий на изготовление грузоподъемной машины;
- программу и методику предварительных и приемочных испытаний опытного образца грузоподъемной машины.
Приемочные испытания опытного образца грузоподъемной машины проводятся с целью определения возможности поставки ее на серийное производство. В отдельных случаях допускается проведение приемочных испытаний совмещать с квалификационными испытаниями грузоподъемной машины.
3.7. Квалификационные испытания проводятся с целью оценки готовности предприятия к выпуску грузоподъемных машин в заданном объеме и решения вопроса о запуске в производство грузоподъемных машин, ранее освоенных на другом предприятии.
К испытаниям предъявляется один образец из партии грузоподъемных машин, изготовленных данным предприятием по чертежам для серийного производства, полученным от другого предприятия. Технические документы и порядок проведения испытаний аналогичны предварительным испытаниям.
Объем квалификационных испытаний определяется программой и методикой испытаний. Порядок разработки и согласования программы и методики проведения испытаний аналогичен с порядком, принятым при приемочных испытаниях.
Испытания проводятся с участием представителя предприятия, ранее выпускавшего или выпускающего передаваемую продукцию.
3.8. Периодические испытания серийно выпускаемых грузоподъемных машин проводятся один раз в 3 года с целью проверки соответствия изготавливаемых грузоподъемных машин правилам, нормативным документам и конструкторской документации, контроля стабильности качества выпускаемых грузоподъемных машин и оценки возможности продолжения их выпуска.
Испытания могут проводиться как на смонтированных грузоподъемных машинах, так и на узлах, подготовленных к сборке.
Периодические испытания проводятся по разработанной им программе, согласованной с органом госгортехнадзора.
3.9. Типовые испытания выпускаемых грузоподъемных машин проводятся с целью оценки работоспособности и эффективности разработанной технологической оснастки и технологических процессов либо изменений, внесенных в конструкцию грузоподъемных машин или в технологический процесс.
К типовым испытаниям предъявляется одна из грузоподъемных машин первой промышленной серии либо грузоподъемная машина, выполненная с внесенными в конструкцию или технологический процесс изменениями, которые требуют проверки для внедрения их в производство.
Испытания проводятся по программе и методике типовых испытаний, составленным в соответствии с нормативными документами и согласованным с головной организацией.
3.10. Сертификационные испытания грузоподъемных машин проводятся с целью проверки их соответствия требованиям правил и нормативных документов.
К сертификационным испытаниям предъявляется одна из серийно выпускаемых машин.
К проведению испытаний представляются следующие документы:
- сборочные чертежи грузоподъемной машины и ее основных узлов;
- расчет грузоподъемной машины;
- эксплуатационные документы (паспорт, руководство по эксплуатации, инструкция по монтажу и др.);
- программа и методика испытаний.
3.11. Программы и методики испытаний разрабатываются с учетом конструктивных особенностей грузоподъемной машины, ее назначения, технических параметров и характеристик, оснащения ее устройствами и приборами безопасности, а также с учетом требований правил, государственных и международных стандартов и других нормативных документов.
3.12. Программу и методику предварительных испытаний составляет разработчик проекта грузоподъемной машины и согласовывает их с головной организацией и органом госгортехнадзора. Программу составляют с учетом требований ИСО 4310. Программой определяется объем предварительных испытаний опытного образца грузоподъемной машины.
В объем предварительных испытаний входят:
- проверка соответствия грузоподъемной машины техническому заданию, рабочей документации, паспортным данным и техническим условиям;
- внешний осмотр (визуальный контроль) грузоподъемной машины;
- проверка работоспособности грузоподъемной машины, механизмов, системы управления, приборов безопасности с замером скоростей, путей торможения и других эксплуатационных параметров, точности установки ходовых колес, отсутствия остаточных деформаций металлоконструкций грузоподъемной машины;
- испытание машины или механизма при передвижении с грузом проводится только в том случае, если такие операции предусмотрены руководством по эксплуатации грузоподъемной машины;
- испытания на устойчивость в соответствии со стандартом ИСО 4310 (только для стреловых самоходных кранов);
- проверка работоспособности ограничителя грузоподъемности;
- ходовые испытания (для мобильных грузоподъемных машин);
- оценка условий работы крановщика;
- оценка приспособленности грузоподъемной машины к техническому обслуживанию и ремонту.
3.13. Программу и методику приемочных испытаний опытного образца грузоподъемной машины составляет разработчик проекта или головная организация и согласовывают с Госгортехнадзором России.
Объем приемочных испытаний определен программой испытаний и включает ознакомление с материалами предварительных испытаний, внешний осмотр (визуальный контроль), статические и динамические испытания, испытания на устойчивость (для стреловых кранов), испытания ограничителя грузоподъемности, оценку работоспособности и надежности грузоподъемной машины в целом.
К приемочным испытаниям предъявляется грузоподъемная машина, прошедшая предварительные испытания, после устранения дефектов, отмеченных при предварительных испытаниях.
3.14. Программа и методика периодических испытаний грузоподъемной машины составляются и согласовываются с территориальным органом Госгортехнадзора России.
Объем периодических испытаний определяется требованиями правил и нормативных документов на конкретные виды грузоподъемных машин.
В общем случае в объем испытаний входят:
- анализ рабочей документации, в том числе технических условий на изготовление;
- анализ эксплуатационной документации;
- ознакомление с актами предыдущих испытаний (периодических и приемочных);
- ознакомление с журналом учета поступивших рекламаций;
- проверка соответствия основных параметров грузоподъемной машины технической документации;
- визуальный контроль с оценкой качества изготовления и сборки грузоподъемной машины (ее узлов) и ее соответствия требованиям нормативной и конструкторской документации;
- измерение предельных отклонений от правильной геометрической формы и размеров основных элементов грузоподъемной машины;
- испытание работы грузоподъемной машины на холостом ходу;
- статические испытания с перегрузкой 25% (для кранов-трубоукладчиков - на 40%);
- динамические испытания с перегрузкой 10%;
- испытания на устойчивость (для стреловых кранов);
- испытание ограничителя грузоподъемности;
- ходовые испытания (для стреловых кранов, кранов-манипуляторов, подъемников);
- проверка условий работы крановщика;
- оценка надежности и безопасных условий эксплуатации грузоподъемных машин и ее узлов с проверкой работоспособности приборов безопасности.
3.15. Программа сертификационных испытаний грузоподъемной машины согласовывается с территориальным органами Госгортехнадзора России. В процессе сертификационных испытаний проводятся:
- сопоставление конструкции грузоподъемной машины с требованиями правил и нормативных документов;
- рассмотрение эксплуатационных документов;
- рассмотрение акта экспертизы проекта;
- визуальный осмотр грузоподъемной машины;
- статические и динамические испытания;
- испытания на устойчивость (для стреловых кранов);
- оценка надежности и требований по безопасной эксплуатации грузоподъемной машины.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей