IV. Методика проведения экспертизы

23. Анализ технической документации, представленной заказчиком в соответствии с п. 16 Методических указаний, проводится до начала экспертного обследования ШКШ на месте установки. Цели анализа - установление номенклатуры технических параметров, предельных состояний, выявление наиболее вероятных отказов и повреждений для более полного и качественного экспертного обследования.

В процессе анализа устанавливаются фактические технические параметры эксплуатации ШКШ и сравниваются с заданными или предельно допустимыми параметрами по паспорту и проекту.

Производится сравнение с паспортными и проектными данными следующих параметров, характеризующих условия эксплуатации ШКШ:

соответствие диаметра шкива диаметру подъемного каната (требования установлены отраслевыми правилами безопасности);

угол отклонения (девиация) струны каната;

угол наклона струны каната к горизонту;

длина струны каната без поддерживающих роликов;

фактический диаметр каната;

максимальная скорость вращения ШКШ;

фактическая нагрузка на ось ШКШ при максимальной загрузке скипа (клети).

24. Проверка выполненных эксплуатирующей организацией работ по подготовке к экспертному обследованию ШКШ.

Заказчик экспертизы должен обеспечить:

очистку элементов ШКШ от грязи, пыли, смазки и коррозии;

доступ экспертов к элементам и узлам ШКШ;

проведение необходимых работ по техническому обслуживанию;

выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе.

25. Разработка рабочей карты обследования

Рабочая карта составляется на основании анализа представленной документации по форме Приложения 2. В нее должны быть включены перечень рассматриваемых документов и перечень элементов ШКШ, подлежащих экспертному обследованию. По результатам экспертного обследования в карте указываются состояние обследованного элемента и выявленные дефекты.

26. Экспертное обследование элементов ШКШ включает этапы:

визуальный и измерительный контроль (далее - ВИК);

неразрушающий контроль (далее - НК).

ВИК элементов ШКШ проводится в целях выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и соединениях (в том числе сварных) деталей, наплавках, образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций, ослаблений болтовых и заклепочных соединений и пр.

ВИК элементов ШКШ проводится в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 N 92, зарегистрированным Минюстом России 20.06.03, регистрационный N 4782.

Предельные значения контролируемых параметров с указанием способов контроля приведены в Приложении 3. Приведенный перечень может быть уточнен или дополнен на основании анализа эксплуатационной и ремонтной документации исходя из особенностей конструкции обследуемого ШКШ.

27. Идентификация ШКШ в целях установления соответствия конструкции, компоновки изделия паспортным и проектным данным

При идентификации в первую очередь обращается внимание на наличие металлической таблички на наружной поверхности одной из крышек подшипника, которая содержит:

товарный знак завода-изготовителя;

обозначение шкива в соответствии с ГОСТом или ТУ;

диаметр каната, мм;

максимально допустимое усилие на шкиве, кгс;

заводской порядковый номер;

год изготовления.

При идентификации элементов ШКШ проверяется его комплектность, а также соответствие отдельных элементов конструкторской документации (далее - КД).

В случае несоответствия элементов ШКШ КД проверяются документы на внесение конструктивного изменения. При этом следует иметь в виду, что изменение конструкции эксплуатирующей организацией или ремонтным предприятием должно быть произведено в установленном порядке (в угольной отрасли - в соответствии с Положением о порядке изменений конструкций отдельных экземпляров оборудования, используемого на угольных и сланцевых шахтах (РД 05-447-02), утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 28.06.02 N 40).

28. ВИК технического состояния элементов ШКШ

При ВИК технического состояния проводят:

внешний осмотр обода, спиц, подшипниковых узлов, опор;

проверку лакокрасочного покрытия;

проверку наличия и качества смазки в подшипниковых узлах;

проверку качества соединений элементов металлических конструкций, выявление ослабленных болтовых и заклепочных соединений;

измерения деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов (при наличии);

оценку степени коррозии элементов;

выявление расслоений основного металла;

измерение радиального биения ручья и осевого биения реборд обода;

визуальный контроль сварных соединений.

При визуальном контроле элементов ШКШ и сварных соединений проверяют:

отсутствие (наличие) механических повреждений поверхностей;

отсутствие (наличие) изменений формы элементов конструкций (деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального состояния);

отсутствие (наличие) трещин и других поверхностных дефектов, образовавшихся (получивших развитие) в процессе эксплуатации.

При измерительном контроле состояния конструкций и сварных соединений определяют:

размеры механических повреждений конструкций;

размеры деформированных участков материала конструкций и сварных соединений, в том числе длину, ширину и глубину вмятин, выпучин;

прямолинейность спиц;

глубину коррозионных язв и размеры зон коррозионного повреждения, включая их глубину;

измерения с помощью специальных шаблонов износа ручья и реборд обода.

Визуальный контроль следует проводить с применением лупы 6 - 10-кратного увеличения. Измерительный контроль проводится с применением средств измерения в соответствии с рекомендациями Приложения 4.

Все выявленные дефекты должны быть отражены в рабочей карте обследования.

29. Проверка элементов металлических конструкций методами НК

При обнаружении признаков наличия трещин в металлических конструкциях или сварных швах при ВИК места обнаружения подвергают дополнительной проверке с помощью одного из методов НК:

ультразвукового (далее - УК);

магнитопорошкового (далее - МК);

проникающими веществами (капиллярного) (далее - ПВК).

УК позволяет обнаруживать поверхностные и внутренние плоскостные (трещины) и объемные дефекты, определять координаты и расположение дефекта в детали.

МК позволяет определять наличие трещин у поверхности, расслоений, различных включений, находящихся на небольшой глубине.

ПВК позволяет определять наличие трещин, характер их развития по поверхности детали.

НК выполняется организацией, имеющей лабораторию, аттестованную в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.00 N 29, зарегистрированным Минюстом России 25.07.00, регистрационный N 2324.

Оборудование и приборы перед проведением НК должны быть проверены в установленном порядке.

УК осей ШКШ проводится в сроки, установленные отраслевыми правилами безопасности и другими нормативными документами, а также в случае возникновения в процессе эксплуатации непредусмотренной (сверхнормативной) нагрузки на оси (при обрыве подъемного каната, зависании или заклинивании подъемного сосуда в проводниках);

УК осей ШКШ проводится в соответствии с РТМ 07.01.021-87 "Технологическая инструкция по дефектоскопии деталей тормозных устройств подъемных машин, подвесных и парашютных устройств подъемных сосудов, осей копровых шкивов".

Если ко времени проведения экспертизы ШКШ установленный срок проведения УК осей не истек, то в процессе экспертизы такой контроль не проводится, а экспертная организация в своем заключении использует материалы предшествующего УК.