IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
23. Анализ технической документации, представленной заказчиком в соответствии с п. 16 Методических указаний, проводится до начала экспертного обследования подъемного сосуда на месте установки. Цель анализа - установление номенклатуры технических параметров, предельных состояний, выявление наиболее вероятных отказов и повреждений для более полного и качественного экспертного обследования.
В процессе анализа проводится идентификация подъемного сосуда, устанавливаются фактические технические параметры его эксплуатации, сравниваются с заданными или предельно допустимыми параметрами по паспорту и проекту.
Идентификация оборудования, подлежащего экспертному обследованию, проводится в целях установления его соответствия паспортным данным.
При идентификации в первую очередь обращается внимание на наличие заводской маркировки на наружной поверхности подъемного сосуда, которая должна содержать:
товарный знак завода-изготовителя;
обозначение сосуда в соответствии с ГОСТ или ТУ;
При идентификации элементов подъемного сосуда проверяется его комплектность, а также соответствие отдельных элементов конструкторской документации (далее - КД).
В случае несоответствия элементов подъемного сосуда КД проверяются документы на внесение конструктивного изменения. При этом следует иметь в виду, что изменение конструкции эксплуатирующей организацией или ремонтным предприятиям должно быть произведено в установленном порядке (в угольной отрасли - в соответствии с Положением о порядке изменений конструкций отдельных экземпляров оборудования, используемого на угольных и сланцевых шахтах (РД 05-447-02), утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 28.06.02 N 40.
Производится сравнение с паспортными и проектными данными следующих фактических параметров, характеризующих условия эксплуатации подъемного сосуда:
максимальная масса перевозимого в сосуде груза;
техническая характеристика подвесного устройства (тип, максимально допустимая нагрузка);
техническая характеристика подвесного устройства для уравновешивающих канатов (при наличии);
техническая характеристика парашютного устройства (при наличии);
техническая характеристика и своевременность замены приводной пружины парашюта (при наличии парашюта).
24. Проверка выполненных эксплуатирующей организацией работ по подготовке подъемного сосуда к экспертному обследованию.
Заказчик экспертизы должен обеспечить:
очистку элементов подъемного сосуда от грязи, пыли, смазки и коррозии;
подготовку к использованию элементов перекрытия ствола и установки сосуда на нулевой площадке;
доступ экспертов к элементам и узлам подъемного сосуда;
проведение необходимых работ по техническому обслуживанию;
выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе.
25. Разработка рабочей карты обследования.
Рабочая карта составляется на основании анализа представленной документации по форме Приложения 2. В нее должны быть включены перечень рассматриваемых документов и перечень элементов подъемного сосуда, подлежащих экспертному обследованию. В зависимости от типа и конструкции подъемного сосуда в карту должны быть внесены соответствующие изменения позиций. По результатам экспертного обследования в карте указываются состояние обследованного элемента и выявленные дефекты.
26. Экспертное обследование элементов подъемного сосуда состоит из:
визуального и измерительного контроля (далее - ВИК);
неразрушающего контроля (далее - НК).
27. ВИК элементов подъемного сосуда проводится в целях выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и соединениях (в том числе сварных) деталей, наплавках, образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций, ослаблений болтовых и заклепочных соединений и пр.
ВИК элементов подъемного сосуда проводится в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 N 92, зарегистрированым Минюстом России 20.06.03, регистрационный N 4782.
При ВИК технического состояния проводят:
внешний осмотр несущих элементов подъемного сосуда, обшивки, подвесных и прицепных устройств, парашютов, шарнирных соединений, клетевых стопоров;
проверку наличия и качества смазки в шарнирных соединениях и подшипниковых узлах;
проверку качества соединений элементов металлических конструкций, выявление ослабленных болтовых и заклепочных соединений;
измерения деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов (при наличии);
оценку степени коррозии элементов;
выявление расслоений основного металла;
измерение износа пальцев и проушин шарнирных соединений;
визуальный контроль сварных соединений.
При визуальном контроле элементов подъемного сосуда и сварных соединений проверяют:
отсутствие (наличие) механических повреждений поверхностей;
отсутствие (наличие) изменений формы элементов конструкций (деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального расположения);
отсутствие (наличие) трещин и других поверхностных дефектов, образовавшихся (получивших развитие) в процессе эксплуатации.
При измерительном контроле состояния конструкций и сварных соединений определяют:
размеры механических повреждений конструкций;
размеры деформированных участков материала конструкций и сварных соединений, в том числе длину, ширину и глубину вмятин, выпучин;
глубину коррозионных язв и размеры зон коррозионного повреждения, включая их глубину.
При обследовании скипа осматривают металлоконструкции рамы и кузова, затвора, осмотровой площадки, защитного зонта, проверяют надежность крепления затвора к кузову и его запирания, состояние и крепление футеровочных листов, состояние мест соединения скипа с подвесным устройством, перпендикулярность осей скатов лотка продольной оси кузова, замеряют износ элементов шарнирных соединений.
При обследовании клети осматривают силовые элементы и обшивку, проверяют исправность и надежность крепления защитного зонта, исправность дверей и надежность их запирания засовом, исправность клетевых стопоров (в том числе надежность фиксации их в открытом положении), направляющих устройств, наличие и качество смазки в направляющих качения. Измеряют износ втулок направляющих устройств скольжения, валиков и проушин соединения металлоконструкции клети с подвесным устройством.
При обследовании подвесных устройств для головных канатов проверяют отсутствие механических повреждений и трещин, отсутствие проскальзывания каната в коуше. В подвесных устройствах для круглых уравновешивающих канатов проверяют надежность затяжки болтовых соединений, свободное вращение поворотной части вертлюга поворотом вручную коуша на половину оборота, отсутствие проскальзывания каната в коуше - измерением зазора между рабочей ветвью каната и петлей у последнего зажима.
При обследовании парашюта проверяют состояние ловителя и направляющих муфт на клети. Для этого клеть устанавливают на перекрытие ствола и дают напуск головному канату. При этом пружина должна разжиматься, а клинья - перемещаться вверх и зажимать тормозные канаты. Проверяют также целостность и надежность крепления приводной пружины, наличие зазоров между пружиной и кожухом, а в сжатом состоянии - между витками. Проверяют надежность затяжки болтовых соединений, наличие и состояние шплинтов в шарнирных узлах и срезных шпилек в опорах ловителя парашюта ПТКА.
Визуальный контроль следует проводить с применением лупы 6 - 10-кратного увеличения. Все выявленные дефекты должны быть отражены в рабочей карте обследования.
28. Предельные значения контролируемых параметров с указанием способов контроля приведены в Приложении 3. Приведенный перечень может быть уточнен или дополнен на основании анализа эксплуатационной и ремонтной документации исходя из особенностей типа и конструкции обследуемого подъемного сосуда.
29. Проверка элементов металлических конструкций методами НК.
При обнаружении признаков наличия трещин в металлических конструкциях или сварных швах при ВИК места обнаружения подвергают дополнительной проверке с помощью одного из методов НК:
магнитопорошкового (далее - МК);
проникающими веществами (капиллярного) (далее - ПВК).
УК позволяет обнаруживать поверхностные и внутренние плоскостные (трещины) и объемные дефекты, определять координаты и расположение дефекта в детали.
МК позволяет определять наличие трещин у поверхности, расслоений, различных включений, находящихся на небольшой глубине.
ПВК позволяет определять наличие трещин, характер их развития по поверхности детали.
НК выполняется организацией, имеющей лабораторию, аттестованную в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00), утверждеными Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.00 N 29, зарегистрированным Минюстом России 25.07.00, регистрационный N 2324.
Оборудование и приборы перед проведением НК должны быть проверены в установленном порядке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей