IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

23. Анализ технической документации, представленной заказчиком в соответствии с п. 16 Методических указаний, проводится до начала экспертного обследования подъемного сосуда на месте установки. Цель анализа - установление номенклатуры технических параметров, предельных состояний, выявление наиболее вероятных отказов и повреждений для более полного и качественного экспертного обследования.

В процессе анализа проводится идентификация подъемного сосуда, устанавливаются фактические технические параметры его эксплуатации, сравниваются с заданными или предельно допустимыми параметрами по паспорту и проекту.

Идентификация оборудования, подлежащего экспертному обследованию, проводится в целях установления его соответствия паспортным данным.

При идентификации в первую очередь обращается внимание на наличие заводской маркировки на наружной поверхности подъемного сосуда, которая должна содержать:

товарный знак завода-изготовителя;

обозначение сосуда в соответствии с ГОСТ или ТУ;

заводской порядковый номер;

год изготовления.

При идентификации элементов подъемного сосуда проверяется его комплектность, а также соответствие отдельных элементов конструкторской документации (далее - КД).

В случае несоответствия элементов подъемного сосуда КД проверяются документы на внесение конструктивного изменения. При этом следует иметь в виду, что изменение конструкции эксплуатирующей организацией или ремонтным предприятиям должно быть произведено в установленном порядке (в угольной отрасли - в соответствии с Положением о порядке изменений конструкций отдельных экземпляров оборудования, используемого на угольных и сланцевых шахтах (РД 05-447-02), утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 28.06.02 N 40.

Производится сравнение с паспортными и проектными данными следующих фактических параметров, характеризующих условия эксплуатации подъемного сосуда:

максимальная масса перевозимого в сосуде груза;

техническая характеристика подвесного устройства (тип, максимально допустимая нагрузка);

техническая характеристика подвесного устройства для уравновешивающих канатов (при наличии);

техническая характеристика парашютного устройства (при наличии);

техническая характеристика и своевременность замены приводной пружины парашюта (при наличии парашюта).

24. Проверка выполненных эксплуатирующей организацией работ по подготовке подъемного сосуда к экспертному обследованию.

Заказчик экспертизы должен обеспечить:

очистку элементов подъемного сосуда от грязи, пыли, смазки и коррозии;

подготовку к использованию элементов перекрытия ствола и установки сосуда на нулевой площадке;

доступ экспертов к элементам и узлам подъемного сосуда;

проведение необходимых работ по техническому обслуживанию;

выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе.

25. Разработка рабочей карты обследования.

Рабочая карта составляется на основании анализа представленной документации по форме Приложения 2. В нее должны быть включены перечень рассматриваемых документов и перечень элементов подъемного сосуда, подлежащих экспертному обследованию. В зависимости от типа и конструкции подъемного сосуда в карту должны быть внесены соответствующие изменения позиций. По результатам экспертного обследования в карте указываются состояние обследованного элемента и выявленные дефекты.

26. Экспертное обследование элементов подъемного сосуда состоит из:

визуального и измерительного контроля (далее - ВИК);

неразрушающего контроля (далее - НК).

27. ВИК элементов подъемного сосуда проводится в целях выявления изменений их формы, поверхностных дефектов в материале и соединениях (в том числе сварных) деталей, наплавках, образовавшихся в процессе эксплуатации трещин, коррозионных и эрозионных повреждений, деформаций, ослаблений болтовых и заклепочных соединений и пр.

ВИК элементов подъемного сосуда проводится в соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 N 92, зарегистрированым Минюстом России 20.06.03, регистрационный N 4782.

При ВИК технического состояния проводят:

внешний осмотр несущих элементов подъемного сосуда, обшивки, подвесных и прицепных устройств, парашютов, шарнирных соединений, клетевых стопоров;

проверку наличия и качества смазки в шарнирных соединениях и подшипниковых узлах;

проверку качества соединений элементов металлических конструкций, выявление ослабленных болтовых и заклепочных соединений;

измерения деформаций конструкций и отдельных поврежденных элементов (при наличии);

оценку степени коррозии элементов;

выявление расслоений основного металла;

измерение износа пальцев и проушин шарнирных соединений;

визуальный контроль сварных соединений.

При визуальном контроле элементов подъемного сосуда и сварных соединений проверяют:

отсутствие (наличие) механических повреждений поверхностей;

отсутствие (наличие) изменений формы элементов конструкций (деформированные участки, коробление, провисание и другие отклонения от первоначального расположения);

отсутствие (наличие) трещин и других поверхностных дефектов, образовавшихся (получивших развитие) в процессе эксплуатации.

При измерительном контроле состояния конструкций и сварных соединений определяют:

размеры механических повреждений конструкций;

размеры деформированных участков материала конструкций и сварных соединений, в том числе длину, ширину и глубину вмятин, выпучин;

глубину коррозионных язв и размеры зон коррозионного повреждения, включая их глубину.

При обследовании скипа осматривают металлоконструкции рамы и кузова, затвора, осмотровой площадки, защитного зонта, проверяют надежность крепления затвора к кузову и его запирания, состояние и крепление футеровочных листов, состояние мест соединения скипа с подвесным устройством, перпендикулярность осей скатов лотка продольной оси кузова, замеряют износ элементов шарнирных соединений.

При обследовании клети осматривают силовые элементы и обшивку, проверяют исправность и надежность крепления защитного зонта, исправность дверей и надежность их запирания засовом, исправность клетевых стопоров (в том числе надежность фиксации их в открытом положении), направляющих устройств, наличие и качество смазки в направляющих качения. Измеряют износ втулок направляющих устройств скольжения, валиков и проушин соединения металлоконструкции клети с подвесным устройством.

При обследовании подвесных устройств для головных канатов проверяют отсутствие механических повреждений и трещин, отсутствие проскальзывания каната в коуше. В подвесных устройствах для круглых уравновешивающих канатов проверяют надежность затяжки болтовых соединений, свободное вращение поворотной части вертлюга поворотом вручную коуша на половину оборота, отсутствие проскальзывания каната в коуше - измерением зазора между рабочей ветвью каната и петлей у последнего зажима.

При обследовании парашюта проверяют состояние ловителя и направляющих муфт на клети. Для этого клеть устанавливают на перекрытие ствола и дают напуск головному канату. При этом пружина должна разжиматься, а клинья - перемещаться вверх и зажимать тормозные канаты. Проверяют также целостность и надежность крепления приводной пружины, наличие зазоров между пружиной и кожухом, а в сжатом состоянии - между витками. Проверяют надежность затяжки болтовых соединений, наличие и состояние шплинтов в шарнирных узлах и срезных шпилек в опорах ловителя парашюта ПТКА.

Визуальный контроль следует проводить с применением лупы 6 - 10-кратного увеличения. Все выявленные дефекты должны быть отражены в рабочей карте обследования.

28. Предельные значения контролируемых параметров с указанием способов контроля приведены в Приложении 3. Приведенный перечень может быть уточнен или дополнен на основании анализа эксплуатационной и ремонтной документации исходя из особенностей типа и конструкции обследуемого подъемного сосуда.

29. Проверка элементов металлических конструкций методами НК.

При обнаружении признаков наличия трещин в металлических конструкциях или сварных швах при ВИК места обнаружения подвергают дополнительной проверке с помощью одного из методов НК:

ультразвукового (далее - УК);

магнитопорошкового (далее - МК);

проникающими веществами (капиллярного) (далее - ПВК).

УК позволяет обнаруживать поверхностные и внутренние плоскостные (трещины) и объемные дефекты, определять координаты и расположение дефекта в детали.

МК позволяет определять наличие трещин у поверхности, расслоений, различных включений, находящихся на небольшой глубине.

ПВК позволяет определять наличие трещин, характер их развития по поверхности детали.

НК выполняется организацией, имеющей лабораторию, аттестованную в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00), утверждеными Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.00 N 29, зарегистрированным Минюстом России 25.07.00, регистрационный N 2324.

Оборудование и приборы перед проведением НК должны быть проверены в установленном порядке.