3. Подготовка, поддержание и повышение квалификации оперативного персонала

3. Подготовка, поддержание и повышение квалификации

оперативного персонала

3.1. Подготовку оперативного персонала следует проводить в объеме квалификационных требований по конкретным должностям и профессиям по отобранным для обучения темам, включающим, в том числе, изучение принципов культуры безопасности, ознакомление с распорядительными документами по вопросам аварийности, травматизма, нарушения требований правил охраны труда, а также проведение противоаварийных, противопожарных тренировок и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для каждого вновь принимаемого на работу или готовящегося на новую должность работника следует назначать лицо, ответственное за его подготовку.

3.2. Поддержание и повышение квалификации оперативного персонала следует проводить с установленной периодичностью с целью обновления теоретических знаний, поддержания практических навыков работы и изучения изменений, внесенных в нормативные, регламентирующие, другие технические документы, а также в обслуживаемые системы и оборудование.

Квалификацию оперативного персонала следует поддерживать и повышать с учетом требований к знаниям, навыкам и умениям, определяемых должностной инструкцией работника и характером выполняемой им работы в ходе:

1) технической учебы по месту основной деятельности;

2) обучения, в том числе с отрывом от производства, в учебных центрах, на курсах, в процессе стажировки;

3) проведения противоаварийных тренировок с целью проверки способности и приобретения навыков быстро и правильно ориентироваться при ликвидации аварийных ситуаций;

4) регулярного ознакомления с технической литературой.

3.3. При подготовке, поддержании и повышении квалификации работников из числа оперативного персонала следует предусматривать:

1) вводный инструктаж (при приеме на работу);

2) первичный инструктаж на рабочем месте (при необходимости);

3) повторный, внеплановый, целевой инструктажи (при необходимости);

4) разработку, согласование и утверждение индивидуальной программы подготовки;

5) теоретическую подготовку;

6) практическую подготовку с использованием технических средств обучения (при необходимости);

7) проверку знаний;

8) стажировку на рабочем месте (при необходимости);

9) дублирование на рабочем месте (при необходимости);

10) допуск к самостоятельной работе;

11) получение разрешений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии (при необходимости).

3.4. Инструктажи следует проводить с целью доведения до оперативного персонала основных требований безопасного ведения работ, эксплуатации оборудования, соблюдения правил охраны труда, ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности.

3.4.1. Вводный инструктаж следует проводить с разъяснением основных видов опасности на производстве, правил поведения на территории предприятия, в производственных и бытовых помещениях, значений предупредительных надписей и плакатов.

3.4.2. Первичный инструктаж на рабочем месте следует проводить до начала производственной деятельности, при переводе работника из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, с разъяснением:

а) принципов культуры безопасности;

б) правил, норм, стандартов и инструкций по охране труда, ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности;

в) производственных инструкций и другой технической документации по действиям оперативного персонала в условиях аварийных ситуаций, включая оказание первой медицинской само- и взаимопомощи;

г) условий труда и производственной обстановки на объекте, в цехе и на рабочем месте;

д) состояния средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

е) состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

3.4.3. Повторный инструктаж следует проводить с установленной периодичностью в соответствии с объемом знаний, определяемым должностной инструкцией работника и характером выполняемой им работы.

3.4.4. Внеплановый инструктаж следует проводить:

а) при введении в действие новых или переработанных правил, норм, инструкций, а также изменений к ним;

б) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность;

в) при нарушении работником требований правил, норм и инструкций по безопасности, которые могут привести или привели к нарушению в работе ОЯТЦ и его систем и оборудования, травме, переоблучению, взрыву, пожару или отравлению;

г) при перерывах в работе, превышающих установленный на ОЯТЦ срок для данных должностей или видов работ.

3.4.5. Целевой инструктаж следует проводить перед выполнением:

а) радиационно-опасных, ядерно- и пожароопасных работ;

б) разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;

в) работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

г) работ, на которые оформляется наряд-допуск или письменное распоряжение;

д) работ, в программах выполнения которых указана необходимость проведения инструктажа оперативного персонала.

3.4.6. Объем и содержание внепланового и целевого инструктажей следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость их проведения.

Вводный инструктаж следует проводить со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу, а первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи - с работниками из числа оперативного персонала в соответствии с перечнем должностей или видов выполняемых работ на ОЯТЦ.

3.5. Подготовку, поддержание и повышение квалификации оперативного персонала следует проводить по учебным программам, обеспечивающим получение работниками теоретических знаний и практических навыков для выполнения ими профессиональных обязанностей. При разработке учебных программ следует учитывать:

1) требования к квалификации, объемам знаний и навыков работников из числа оперативного персонала, их обязанностям и ответственности, включенным в должностные инструкции, с учетом выполняемых ими функций и работ, влияющих на безопасность ОЯТЦ;

2) необходимость дифференцированного подхода к проведению профессионального обучения оперативного персонала в специализированных группах с учетом образования, квалификации и опыта каждого работника из числа оперативного персонала;

3) требования нормативных документов по обеспечению безопасности ОЯТЦ;

4) необходимость воспитания у работников из числа оперативного персонала культуры безопасности, направленной на понимание каждым его личной причастности к безопасности ОЯТЦ;

5) необходимость обучения по вопросам качества выполнения и контроля выполнения работ для обеспечения безопасности ОЯТЦ;

6) необходимость использования технических средств обучения для отработки практических навыков выполнения и контроля выполнения работ на ОЯТЦ;

7) выводы по анализу прежних ошибок и аварий по причинам, связанным с оперативным персоналом, типовых нарушений требований нормативных документов, технологических регламентов, а также опыт прогнозирования и предупреждения причин нарушений;

8) опыт реагирования оперативного персонала при нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии.

3.6. Проверку знаний правил, норм, технологических регламентов, инструкций, других документов у оперативного персонала следует проводить с учетом их должностных инструкций (включая должностные инструкции на замещаемые должности), квалификационных характеристик и обязанностей. Для целей проверки знаний следует создавать на ОЯТЦ постоянно действующие экзаменационные комиссии.

3.7. Проверку знаний у оперативного персонала следует проводить:

1) первичную - перед допуском к самостоятельной работе, при назначении на должность или при возложении на работника новых обязанностей;

2) очередную - в процессе работы, в установленные сроки;

3) внеочередную - при вводе в действие новых или переработанных правил, норм, технологических регламентов и инструкций по безопасности; при нарушении работником правил, норм, технологических регламентов и инструкций по безопасности с учетом результатов работы комиссий, расследовавших нарушение в работе ОЯТЦ, при несчастных случаях на производстве; перед допуском к работе ранее освобожденного от должности или отстраненного от технического руководства работника; при значительном перерыве в работе в должности (по профессии).

3.8. Стажировку оперативного персонала следует проводить на рабочем месте с целью формирования и закрепления на практике полученных им в результате теоретической подготовки профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, изучения опыта выполнения работ в рамках установленных должностных обязанностей.

Допуск к стажировке работника из числа оперативного персонала следует оформлять распорядительным документом, устанавливающим сроки стажировки и ответственных за ее проведение.

3.9. Работникам из числа оперативного персонала после первичной проверки знаний, стажировки или значительного перерыва в работе следует проходить дублирование на рабочем месте (дублирование) с целью формирования (поддержания) навыков выполнения должностных обязанностей, включая управление оборудованием и системами под наблюдением и с разрешения ответственного за дублирование.

Допуск к дублированию следует оформлять распорядительным документом, устанавливающим сроки дублирования (в зависимости от должности, на которую готовится работник, уровня его знаний, стажа и опыта работы), ответственного за дублирование (из числа опытных работников ОЯТЦ), необходимость, количество и тематику противоаварийных тренировок.

3.10. Действие допуска к самостоятельной работе работников из числа оперативного персонала следует:

1) сохранять до срока очередной проверки знаний;

2) прерывать решением руководителя, допустившего работника к самостоятельной работе, при нарушении им правил, норм, технологических регламентов и инструкций.

3.11. Работник из числа оперативного персонала, обязанный получать разрешение федерального органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на право ведения работ в области использования атомной энергии работниками объектов ядерного топливного цикла (на основании перечня должностей работников ОЯТЦ, разработанного и утвержденного федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится ОЯТЦ), допускается к самостоятельной работе при условии получения им соответствующего разрешения.