5. Контрольно-диагностические операции, выполняемые после ВТО

5. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ,

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ВТО

После ВТО проводятся следующие контрольно-диагностические операции:

5.1. Ультразвуковая толщинометрия растянутых частей гибов в объеме 100%.

5.2. Визуальный контроль в объеме 100% прямых труб и гибов. Кроме того, на гибах проводится УЗК и МПД в объеме 100%. Допускается вместо МПД применение эквивалентных методов (вихретокового, поверхностными волнами, капиллярного и т.д.).

5.3. Визуальный контроль и УЗК 100% сварных соединений.

5.4. Неразрушающий металлографический контроль в объеме 100% гибов и прямых труб из низколегированных перлитных сталей. Контроль проводится с целью оценки качества ВТО и проверки соответствия микроструктуры проектной марке стали. При этом контроль гибов выполняется на их нейтральной части или сжатой части, или на прямом участке. Для гибов, где до ВТО выявлена микроповрежденность 2 балла и более, контроль выполняется на их растянутой части.

Металлографический контроль 100% сварных соединений, в которых по результатам предыдущего контроля была обнаружена поврежденность порами (для низколегированных перлитных сталей), а также 10% сварных соединений, в которых по результатам предыдущего контроля была обнаружена графитизация (для углеродистых сталей). При обнаружении графитизации или поврежденности порами после ВТО хотя бы в одном сварном соединении объем контроля увеличивается до 100%, а дефектные стыки подлежат повторной ВТО или переварке.

5.5. Измерение твердости наплавленного металла сварных соединений (для низколегированных перлитных сталей) в объеме 100%.

5.6. Измерение твердости основного металла гибов в объеме 100%, прямых труб - в объеме 10%. При этом обязательно измерение твердости труб, в которых по результатам предыдущего контроля была обнаружена поврежденность порами.

5.7. Измерение овальности в объеме 100% гибов.

5.8. Измерение диаметра труб по вновь установленным реперам и рядом с ними для последующего контроля остаточной деформации и скорости ползучести. Полученные значения диаметров следует считать исходными.

5.9. Проведение поверочного расчета на прочность (от внутреннего давления) в объеме 100% гибов по РД 10-249-98 (утвержден Постановлением Госгортехнадзора России от 25.08.98 N 50). При этом учитываются параметры пара при последующей эксплуатации и фактическая толщина стенки (исключая толщину окалины).

5.10. Для оценки служебных характеристик восстановленного металла исследование вырезки из одной трубы (может быть использована макетная труба) и при необходимости одного стыка, подвергшихся ВТО, с определением механических свойств, микроструктуры и длительных характеристик <*>. Последний вид испытаний производится для основного металла в тех случаях, если:

--------------------------------

<*> В отдельных случаях организация, проводящая ВТО, может принять решение не производить вырезку для оценки кратковременных и (или) длительных характеристик.

- в течение предшествующей эксплуатации наблюдались случаи аварийного повреждения паропроводных труб по причине ползучести, коррозии, эксплуатации при завышенных параметрах или нагрузках (более 500 ч);

- при предшествующем контроле, в том числе при контроле перед ВТО, обнаружен хотя бы один элемент с недопустимым дефектом от ползучести;

- при предшествующем контроле, в том числе при контроле перед ВТО, обнаружен хотя бы один элемент с микроповрежденностью 4 балла и более;

- на паропроводе имеется хотя бы одна труба с остаточной деформацией более 0,75% для прямых труб из стали 12Х1МФ и 0,6% для гнутых труб из той же стали, а также прямых и гнутых труб из сталей других марок.

5.11. Проведение после выполнения ВТО и контрольно-диагностических операций поверочного расчета на прочность трассы паропровода и каждого гиба в отдельности с учетом фактического состояния опорно-подвесной системы и фактических геометрических характеристик гибов.

При определении ресурса следует использовать допускаемые напряжения по РД 10-249-98 (утвержден Постановлением Госгортехнадзора России от 25.08.98 N 50).

5.12. Неразрушающий контроль твердости восстановленных корпусных деталей арматуры не менее чем в трех точках для каждой детали.

5.13. Контроль механических свойств каждой восстановленной корпусной детали по вырезке (производится при возможности) в объеме, указанном в технических условиях на поставку.

5.14. Визуальный контроль и МПД радиусных переходов восстановленных корпусных деталей (при необходимости). Допускается применение альтернативных методов контроля (поверхностными волнами, вихретокового, капиллярного и т.п.).

5.15. Неразрушающее исследование микроструктуры каждой восстановленной корпусной детали не менее чем в двух точках.

5.16. После выполнения ВТО отсчитывание с нуля наработки восстановленных элементов.