2. Основные задачи, функции и полномочия Службы в области гражданской обороны

2. Основные задачи, функции и полномочия Службы

в области гражданской обороны

2.1. Основными задачами Службы в области гражданской обороны являются:

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Службы, повышение их мобильности и оснащенности;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов Службы, необходимых для устойчивого функционирования и выживания в военное время, создание страховых фондов документации на потенциально опасные объекты;

организация и осуществление оповещения сотрудников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирование мероприятий по санитарно-противоэпидемиологическому обеспечению пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

определение порядка участия Службы в мероприятиях по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

контроль проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;

восстановление и поддержание функционирования территориальных органов и подведомственных организаций Службы в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

определение порядка предоставления убежищ и средств индивидуальной защиты для сотрудников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций;

планирование и организация эвакуации сотрудников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций и членов их семей, материальных ценностей в безопасные районы;

осуществление мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

контроль мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время;

обучение сотрудников Службы в области гражданской обороны.

2.2. В соответствии с полномочиями и в порядке, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Служба:

принимает нормативно-правовые акты в области гражданской обороны, доводит их требования территориальным органам и подведомственным организациям и контролирует их выполнение;

разрабатывает и реализует планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляет меры, направленные на сохранение объектов Службы, необходимых для устойчивого функционирования и выживания в военное время;

создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения Службы об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, внедряет современные мобильные средства оповещения;

создает и содержит в соответствии с установленными правилами и требованиями для целей гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организует их своевременное освежение, обращая особое внимание на поддержание в готовности защитных сооружений ГО;

осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, источников ионизирующего излучения, регистрацию химических, биологических веществ, отдельных видов продукции и препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;

регистрирует лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов;

устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации;

осуществляет контроль за реализацией государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

участвует в организации разработки национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения;

организует профилактику инфекционных заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами;

организует и проводит мониторинг опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей на территории страны и принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды;

организует и координирует работы по санитарно-эпидемиологическому мониторингу зооантропонозов;

организует работы по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;

организует оперативное реагирование на внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и неэндемичных для территории Российской Федерации патогенов;

проводит работу по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;

взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности;

организует работу по гигиеническому воспитанию населения и обучению специалистов, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции (в том числе питьевой водой и пищевых продуктов), требования к биологической и химической безопасности которой устанавливаются техническими регламентами и национальными стандартами Российской Федерации.

Кроме того, в компетенцию Службы входят вопросы осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доведения сведений о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2.3. Служба в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.2. Основные задачи территориальных органов

и подведомственных организаций Службы

2.2.1. Основными задачами территориальных органов и подведомственных организаций Службы являются:

реализация нормативных актов Службы в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона Российской Федерации;

обеспечение готовности структурных подразделений (работников) территориальных органов (подведомственных организаций), специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, управление ими и обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальными органами МЧС России, дислоцированных на территории соответствующего региона Российской Федерации;

осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена этой информацией.

2.3. Основные функции территориальных органов

и подведомственных организаций Службы

2.3.1. Территориальные органы Службы и подведомственные организации в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие основные функции:

разрабатывают и организуют выполнение планов действий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с ежегодной их корректировкой;

совместно с территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления координируют проведение работ по мониторингу чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона Российской Федерации;

осуществляют контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по санитарно-эпидемиологическому благополучию;

обеспечивают готовность подчиненных структурных подразделений и организаций к решению возложенных задач по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществляют функционирование звеньев территориальных органов и организаций, входящих в территориальные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и их;

осуществляют контроль мероприятий территориальных органов МЧС России в проведении аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ в границах соответствующего региона Российской Федерации;

осуществляют контроль за захоронением и утилизацией остатков химических веществ и опасных отходов, появившихся вследствие аварий и ликвидации их последствий;

оказывают в установленном порядке помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

организуют подготовку и функционирование специализированных формирований территориальных органов Службы в режиме постоянной готовности, обучение сотрудников в области гражданской обороны;

участвуют в установленном порядке в аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей, действующих на территории региона;

проводят работы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов, а также резервов финансовых и других средств обеспечения задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участвуют совместно с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в осуществлении контроля выполнения мероприятий по вопросам декларирования безопасности на территории региона Российской Федерации и взаимном обмене данными по потенциально опасным объектам;

осуществляют на территории соответствующего региона Российской Федерации контроль за обеспечением готовности органов управления, сил и средств Федеральной службы, предназначенных для решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участвуют в проведении государственной экспертизы проектов градостроительной, предпроектной и проектной документации в области соблюдения требований по гражданской обороне, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организуют и обеспечивают круглосуточную работу службы оперативных дежурных в территориальных органах (организациях) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона Российской Федерации;

обеспечивают готовность систем связи и оповещения;

организуют в установленном порядке оповещение и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и населения при угрозе возникновения или возникновении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций;

участвуют в установленном порядке в предупреждении террористической деятельности и ликвидации последствий террористических актов на территории соответствующего региона Российской Федерации;

используют находящееся в их оперативном управлении имущество ГО в соответствии с его предназначением.

2.4. Полномочия территориальных органов и организаций

Службы в области гражданской обороны

2.4.1. Территориальные органы и организации Службы в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2.4.2. Территориальные органы и организации Службы:

обеспечивают создание специализированных формирований и поддержание их постоянной готовности в соответствии с нормативными актами Федеральной службы;

создают и оснащают нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными актами МЧС России и Службы.

2.4.3. Планирование и контроль исполнения задач в области гражданской обороны, решаемых Службой, ее территориальными органами и организациями, возлагаются:

в центральном аппарате Службы - на штатные структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны Службы;

в территориальных органах - на штатные структурные подразделения (работников), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны решением руководителей территориальных управлений;

в организациях - на работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны решением руководителей организаций.