2. Налогово - бюджетная политика
11. Предусмотренная на 1999 год налогово - бюджетная политика направлена на ослабление инфляционного давления и обеспечение в среднесрочной перспективе стабилизации государственных финансов и внешней платежеспособности России. Целевым показателем программы является достижение первичного профицита федерального бюджета в размере 2 процентов ВВП по сравнению с первичным дефицитом в размере 1,3 процента ВВП в прошлом году. Данное серьезное ужесточение налогово - бюджетной политики основано как на значительном увеличении доходов бюджета в денежной форме, так и на существенном реальном сокращении расходов, не связанных с обслуживанием долга. Поскольку в 1999 году процентные платежи (на основе обязательств) резко увеличатся, общий размер дефицита федерального бюджета сократится с 5,9 процента ВВП только до 5,1 процента ВВП. Дефицит бюджета расширенного правительства также ожидается в размере 5,1 процента ВВП.
12. Предполагаемое ужесточение налогово - бюджетной политики является важным шагом к достижению финансовой стабилизации, однако Правительство Российской Федерации осознает, что для полного решения проблемы бюджетной несбалансированности необходимо продолжить реализацию мер в среднесрочной перспективе. В связи с этим Правительство Российской Федерации усилит работу по усовершенствованию налоговой администрации и интенсифицирует усилия, предпринятые в 1998 году, по сокращению непродуктивных расходов и улучшению управления расходами. В то же время будут приняты меры по обеспечению финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации и рационализации отношений между федеральным и региональными бюджетами. Правительство Российской Федерации планирует значительно увеличить первичный профицит федерального бюджета в 2000 году.
Доходы бюджета и налоговая политика
13. Запланированное на 1999 год ужесточение налогово - бюджетной политики основано на увеличении денежных доходов бюджета почти на 3 процентных пункта ВВП. Усилия по увеличению доходов федерального бюджета будут предприняты в двух направлениях. Во-первых, в целях ликвидации финансового разрыва будет принят ряд налоговых мер, направленных в основном на повышение налогообложения потребления и изъятие в бюджет части дополнительной прибыли экспортеров, полученной за счет значительного снижения валютного курса рубля с августа 1998 года. Во-вторых, Правительство Российской Федерации реализует меры, направленные на повышение собираемости налогов, в том числе ряд мероприятий, предусмотренных предыдущими программами. Реализация этих мер станет основой для улучшения поступления доходов в 1999 году и в последующие периоды, а также заложит фундамент для сокращения высоких ставок прямых налогов и ликвидации отдельных неэффективных налогов.
14. В основе мер Правительства Российской Федерации по увеличению поступлений доходов в бюджет будет лежать прекращение широко распространенной практики использования налоговых зачетов и уплаты налогов по индивидуальным соглашениям. В поддержку этой меры Правительство Российской Федерации добьется принятия Федеральным Собранием Российской Федерации поправки к Бюджетному кодексу Российской Федерации, предусматривающей исключение статей, разрешающих проведение зачетов. Правительство Российской Федерации отказывается от применения любых форм налоговых зачетов, что будет являться постоянным критерием выполнения программы в 1999 году. Правительство Российской Федерации ни при каких обстоятельствах не будет проводить налоговую амнистию.
15. Правительство Российской Федерации разработало меры в области доходов бюджета на 1999 год, заключающиеся в мобилизации доходов в размере 1,75 процента ВВП. Бюджет 1999 года предполагает зачисление 3 процентных пунктов от ставки подоходного налога в федеральный бюджет, что принесет дополнительные доходы в размере 0,5 процентного пункта ВВП, повышение ставок платы за землю и за использование водных ресурсов, что приведет к росту поступлений дополнительно на 0,2 процентного пункта ВВП. Кроме того, в целях получения дополнительных доходов бюджета были временно введены экспортные пошлины на нефть, нефтехимическую продукцию, древесину, черные и цветные металлы и другие товары, что позволит получить в текущем году доходы в размере порядка 0,6 процента ВВП. Дополнительные доходы в размере 0,4 процента ВВП будут получены за счет принятия ряда мер по совершенствованию налогового законодательства, включая: введение ежегодного налога на автомобили представительского класса, сокращение льготного налогообложения (по ставке 10 процентов) по налогу на добавленную стоимость, а также за счет усиления административного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Правительство Российской Федерации откажется от снижения ставки НДС до обеспечения стабильного улучшения собираемости налогов и не ранее чем до 1 января 2000 года. В связи с этим Президент Российской Федерации наложил вето на закон, который предусматривал снижение ставки НДС с 1 июля 1999 года.
16. Увеличению доходов будет содействовать ряд изменений в налоговом законодательстве. Правительство Российской Федерации сократило количество налоговых льгот, в том числе за счет частичной отмены льгот для закрытых административно - территориальных образований. В целях дальнейшего ограничения предоставленных налоговых льгот ЗАТО в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" будет предусмотрена передача федеральной части федеральных налогов, собираемых на территории ЗАТО, в федеральный бюджет (что автоматически исключит возможность ЗАТО предоставлять льготы по этим налогам) и соответствующей компенсацией ЗАТО из федерального бюджета. Кроме того, Правительство Российской Федерации до 30 сентября 1999 года примет дополнительные административные меры по ограничению этих льгот в 1999 году. Правительство Российской Федерации намерено восстановить взимание акциза на газ по методу начисления.
17. Правительство Российской Федерации ускорит реализацию мер по совершенствованию налоговой администрации. Ключевое значение имеет принятие поправок к части первой Налогового кодекса Российской Федерации с целью исправления отдельных недостатков в действующем Налоговом кодексе. Внесенные изменения направлены на: повышение полномочий налоговых органов за счет отмены Положения о необходимости обращения к перегруженным работой судебным органам; предоставление права Министерству Российской Федерации по налогам и сборам налагать арест на банковские счета налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов; введение юридических санкций по отношению к налоговым агентам, которые в установленные сроки не зачисляют налоги, удерживаемые у источника, на бюджетные счета; отмену ограничения на совокупную сумму накопленной задолженности по процентам, начисленным на просроченные налоги, а также ограничения на процентную ставку; продление сроков для выполнения поручений о взыскании долгов; введение более строгих штрафов и санкций за непредоставление счетов - фактур в целях налогообложения, предоставление заведомо ложных счетов - фактур или применение бухгалтерских операций, противоречащих закону.
18. Правительство Российской Федерации планирует активизировать работу, направленную на сокращение налоговой недоимки в энергетическом секторе. Правительство Российской Федерации ввело индивидуальные графики для каждой нефтяной компании, направленные на постепенный переход к оплате налогов исключительно в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации начиная с ноября 1999 года, а для ОАО "Газпром" - с июля 2000 года. Пока принимаемые меры налоговой администрации не докажут свою эффективность и по крайней мере до конца 1999 года, Правительство Российской Федерации осуществляет чрезвычайную краткосрочную меру, заключающуюся в ежемесячном предоставлении права доступа к экспортному нефтепроводу начиная с июня 1999 года только тем компаниям, которые ни сами, ни их холдинговые компании или их дочерние предприятия, имеющие значительные коммерческие связи с указанными нефтяными компаниями, не будут иметь недоимки по налоговым обязательствам в федеральный бюджет в соответствии с графиком начиная с 1 апреля 1999 года. Любая компания, имеющая такую налоговую недоимку по отношению к федеральному бюджету на начало месяца, в течение которого распределяется право доступа к экспортному нефтепроводу на предстоящий месяц, будет лишаться доступа к экспортному нефтепроводу на весь следующий месяц. Правительство Российской Федерации не будет ограничивать доступ к нефтепроводу на основании иных причин, за исключением тех, которые связаны с установленными техническими требованиями или исполнением платежей, предусмотренных в контрактах на транспортировку нефти. Налоговая недоимка, образовавшаяся до апреля 1999 года, должна быть погашена к 31 декабря 1999 года.
19. Кроме того, для сокращения высокого уровня налоговой недоимки в экономике Правительство Российской Федерации активизирует работу, направленную на создание эффективных механизмов сбора налогов, начнет осуществлять арест собственности, будет инициировать при необходимости процедуры банкротства и применять санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, к руководителям предприятий, способствующим неуплате налогов, а также переориентирует программу проведения налоговых проверок на дела, имеющие наибольший потенциал мобилизации бюджетных доходов. До конца 1999 года Правительство Российской Федерации намерено взыскать в федеральный бюджет налоговые недоимки на сумму не менее 8 млрд. рублей за счет проведения налоговых проверок в отраслях, за исключением нефтяной и газовой. Правительство Российской Федерации проведет необходимую работу, направленную на повышение эффективности работы Федерального долгового центра, созданного в 1998 году для продажи арестованной собственности должников по налогам. Для этого будет принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее предоставление исключительного права Федеральному долговому центру реализовать арестованную собственность.
20. Правительство Российской Федерации будет поддерживать выполнение недавно принятых планов МНС России, направленных на расширение возможностей контроля исполнения налоговых обязательств теми налогоплательщиками, чья предпринимательская деятельность осуществляется в нескольких регионах, а также на основе принятия мер по повышению эффективности работы министерства. Правительство Российской Федерации намерено совершенствовать мониторинг и контроль за крупнейшими налогоплательщиками. В этих целях будут приняты меры для эффективного внедрения системы инспекций по работе с крупными налогоплательщиками на консолидированной основе, обеспечено комплектование штатов этих подразделений и выделение необходимых ресурсов. Кроме того, для существенного укрепления работы с крупнейшими налогоплательщиками специальные инспекции по работе с крупными налогоплательщиками будут обеспечены необходимыми финансовыми и людскими ресурсами, а также наделены необходимыми юридическими полномочиями для проведения своей работы, в том числе для контроля за выручкой, подачей налоговых деклараций и определения места уплаты налогов.
21. Осуществлены меры, направленные на повышение таможенных сборов. В целях увеличения охвата челночной торговли Правительство Российской Федерации ввело обязательную таможенную проверку всех импортеров, которые декларируют сумму таможенных платежей ниже установленного минимального значения за один килограмм груза. Кроме того, ликвидирована возможность беспошлинного импорта автомобилей за счет отмены льгот для ряда категорий граждан, осуществляющих таможенное оформление в Белоруссии. С целью сокращения потерь федерального бюджета Правительство Российской Федерации приняло постановление, расширяющее перечень беспошлинно импортируемых в Калининградскую область товаров, для которых будут установлены импортные квоты. Правительство Российской Федерации предпримет все зависящие от него усилия для того, чтобы до конца 1999 года был принят федеральный закон, отменяющий льготы по уплате акцизов и НДС для товаров, импортируемых в Калининградскую область.
22. В последние годы происходило сокращение доли федерального бюджета в доходах, получаемых от федеральных налогов, определенных в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как доля федерального бюджета в общей сумме задолженности по уплате налогов резко возрастала. Правительство Российской Федерации предпримет ряд мер для решения данной проблемы. Начиная с 2001 года Правительство Российской Федерации при формировании бюджета будет отражать распределение федеральных налогов между федеральным и региональными бюджетами как статью расходов и станет осуществлять такое распределение через систему федерального казначейства. Далее, в рамках бюджета на 2001 год будут приняты меры по применению единой ставки распределения доходов от регулирующих федеральных налогов, чтобы сократить возможности регионов нарушать структуру распределения доходов и упростить процесс уплаты налогов.
Политика в области расходов и управление расходами
23. Ужесточение налогово - бюджетной политики в 1999 году и в последующий период будет зависеть в значительной степени от сокращения реальных расходов, а также от совершенствования контроля за обязательствами в области расходов для избежания образования новой просроченной кредиторской задолженности бюджета. Бюджет 1999 года предусматривает снижение расходов, не связанных с обслуживанием долга, до 9,6 процента ВВП, или на 2 процента ВВП, по сравнению с 1998 годом, что подразумевает существенное сокращение реальных расходов. Правительство Российской Федерации понимает, что такие сокращения не могут проводиться в среднесрочной перспективе, и поэтому принимает меры по дальнейшему выявлению и устранению неэффективных или непродуктивных расходов.
24. В этих целях Правительство Российской Федерации уже в 1998 году начало осуществление комплексного плана сокращения расходов, включающего значительное сокращение государственного сектора и его организационную реформу. Число федеральных органов исполнительной власти и прочих юридических лиц, являющихся получателями бюджетных средств первого уровня, сократилось со 132 в начале прошлого года до 106, предусмотренных в бюджете на 1999 год. Кроме того, количество рабочих мест в федеральных органах исполнительной власти было сокращено в течение 1998 года примерно на 79 000 единиц, или на 19 процентов, с дополнительным сокращением занятости на транспорте, в сферах образования и здравоохранения. Правительство Российской Федерации продолжает деятельность в этом направлении в 1999 году. В качестве первого шага Правительство Российской Федерации проанализировало результаты реализации плана экономии расходов в 1998 году и разработало программу дальнейшей рационализации расходов в 1999 году. Настоящая программа предусматривает дальнейшее существенное сокращение количества государственных служащих - на 41 000 человек, или на 12 процентов. Также Правительство Российской Федерации предпримет меры, направленные на совершенствование контроля за внебюджетными активами бюджетных организаций, проведет аудиторскую проверку и сокращение числа федеральных программ, завершит регистрацию недвижимости, находящейся в собственности Правительства Российской Федерации, введет критерии оценки социальных программ. Предусматривается, что деятельность сформированной федеральной комиссии для рационализации института государственной службы приведет к дальнейшему сокращению численности федеральных ведомств. Правительство Российской Федерации намерено провести в течение 1999 года обзор государственных расходов, который будет охватывать по меньшей мере сферы здравоохранения и образования.
25. В целях совершенствования контроля за расходными обязательствами Правительство Российской Федерации будет реализовывать план перевода получателей средств федерального бюджета на обслуживание через систему федерального казначейства. Деятельность Фонда занятости будет переведена на обслуживание через систему федерального казначейства до 31 декабря 1999 года, деятельность Дорожного фонда - до 31 декабря 1999 года, а деятельность остальных целевых бюджетных фондов - до 30 июня 1999 года. Бюджетополучатели, входящие в систему Министерства обороны Российской Федерации, будут переведены на обслуживание через систему федерального казначейства к 30 июня 2000 года. В этих целях был одобрен и начал реализоваться с конца апреля 1999 года второй пилотный проект, направленный на перевод на обслуживание через систему федерального казначейства оборонных расходов второго и третьего уровней. Будет утверждена программа модернизации системы бухгалтерского учета, применяемой в Минобороны России, с целью достижения ее полной совместимости с системами бухгалтерского учета, применяемыми в других правительственных учреждениях. Эта программа будет введена в действие в полном объеме для исполнения бюджета 2000 года. Правительство Российской Федерации будет также воздерживаться от открытия транзитных счетов для налоговых поступлений вне системы федерального казначейства. Правительство Российской Федерации введет систему предварительной регистрации всех федеральных контрактов. Обязательства, не прошедшие систему предварительной регистрации, будут признаны недействительными. Предварительная регистрация контрактов будет основана на системе отчетности, которая будет сопоставлять на постоянной основе общую сумму зарегистрированных контрактов с бюджетными лимитами, при этом все контракты, превышающие лимиты расходования средств федерального бюджета, не будут регистрироваться. В 1999 году будет выверена вся бюджетная кредиторская задолженность за предыдущие годы и разработаны меры по ее реструктуризации.
26. Правительство Российской Федерации озабочено тем, что сокращение расходов оказывает тяжелое воздействие на наименее защищенные слои населения, в особенности на пенсионеров. Поступления от реализации товаров, поступающих в качестве гуманитарной помощи, будут использованы для погашения просроченной задолженности по пенсиям (см. п. 29). Погашение кредиторской задолженности по пенсиям за предыдущие годы ограничит в 1999 году сокращение фактических денежных выплат пенсионерам до 25 процентов в реальном выражении. Правительство Российской Федерации повысило пенсии на 60 рублей каждому пенсионеру в категории с самым низким размером пенсии (менее 300 рублей в месяц). В следующем году Правительство Российской Федерации намерено предусмотреть средства для более существенного повышения пенсий, в особенности для лиц с минимальными пенсиями, за счет сокращения расходов по другим статьям.
Социальные фонды и региональные органы власти
27. Меры по решению проблемы несбалансированности бюджетной сферы должны распространяться на социальные фонды и бюджеты региональных органов власти. В целях обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет избегать проведения индексации или общего повышения пособий, которые не могут быть полностью профинансированы за счет доходов Пенсионного фонда, включая поступления из федерального бюджета. В целях повышения собираемости начислений на фонд заработной платы Правительство Российской Федерации проведет реструктуризацию налоговой недоимки и создаст стимулы для ее погашения, при этом основное внимание будет уделено крупнейшим предприятиям. Также будут предприняты меры для повышения эффективности расходования средств Фонда социального страхования. Правительство Российской Федерации внесет на рассмотрение Государственной Думы законопроект об ограничении с 1 января 2000 года расходов, осуществляемых Фондом социального страхования по оплате бюллетеней временной нетрудоспособности и декретных отпусков, предусмотрев, что начиная с 1 января 2000 года оплата временной нетрудоспособности в течение первых трех дней будет производиться работодателем. Для компенсации дополнительных расходов работодателей Правительство Российской Федерации внесет на рассмотрение Государственной Думы к 31 августа 1999 года законопроект о сокращении начислений на фонд заработной платы в Фонд социального страхования с 5,4 до 4,4 процента. Кроме того, начиная с 1 января 2000 года централизуемая часть ресурсов Фонда социального страхования (в настоящее время - около 20 процентов) будет полностью обслуживаться через систему федерального казначейства.
28. В отношениях между федеральным центром и регионами Правительство Российской Федерации начнет реализацию мер, направленных на улучшение сбора налогов, ликвидацию расходных полномочий, не обеспеченных средствами, обеспечение равного подхода к регионам и стимулирование структурных реформ. В этих целях к 31 октября 1999 года Правительство Российской Федерации разработает проекты законодательных и нормативных актов, необходимых для реализации Концепции бюджетной реформы на региональном уровне, содержащей основные принципы реформирования отношений между бюджетами разных уровней. Кроме того, Правительство Российской Федерации планирует утвердить и реализовать при планировании бюджета на 2000 год усовершенствованную схему распределения трансфертов между регионами, более полно учитывающую доходный потенциал регионов и их потребности в расходовании средств. Система трансфертов регионам будет зависеть от действия ряда факторов: отсутствие образования кредиторской задолженности по выплате заработной платы, недоимки по начислениям на фонд заработной платы и задолженности по оплате коммунальных услуг.
29. За счет погашения региональными бюджетами федеральных ссуд и поступления из регионов выручки от продажи гуманитарной помощи для погашения задолженности по выплате пенсий в 1999 году будет достигнута экономия расходов федерального бюджета в размере порядка 0,5 процента ВВП. В предыдущие годы по этим вопросам имелось значительное отклонение от установленных целевых показателей. Правительство Российской Федерации намерено обеспечить погашение регионами причитающихся федеральному бюджету сумм путем неперечисления трансфертов и предусмотренной доли НДС субъектам Российской Федерации, не производящим необходимые платежи. В связи с этим установлен график ежемесячных платежей по каждому региону и обеспечена реализация изложенного механизма платежей. В соответствии с графиком ожидается поступление в федеральный бюджет доходов в размере не менее 1,1 млрд. руб. от погашения бюджетных ссуд регионами до конца апреля, 2,2 млрд. руб. - от погашения бюджетных ссуд регионами до конца мая, в размере 0,3 млрд. руб. - от продажи гуманитарной помощи до конца июня. Правительство Российской Федерации и Банк России будут ежемесячно представлять в МВФ отчеты о выполнении этих графиков платежей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей