Приложение. Примеры исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод
ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПОДЗЕМНЫХ ВОД
В приводимых примерах все стоимостные показатели приведены в условных единицах.
1. Исчисление размера ущерба от загрязнения питьевых подземных вод эксплуатируемого месторождения
В качестве источника хозяйственно - питьевого водоснабжения крупного райцентра, ряда жилых поселков городского типа и промышленных предприятий используются подземные воды месторождения, приуроченного к конусу выноса. Подготовленные к освоению эксплуатационные запасы подземных вод составляют 120 тыс. м3/сут. На их базе осуществляется эксплуатация подземных вод групповым водозабором, состоящим из 20 скважин глубиной 60 м, оборудованным насосами ЭЦНВ-12. Водозабор работает в течение 20 лет.
Уже после пуска водозабора в эксплуатацию на том же конусе выноса, выше по потоку грунтовых вод, на расстоянии около 10 км от водозабора был построен химический завод (без проведения необходимых оценок воздействия его эксплуатации на месторождение подземных вод). Через 3 - 4 года после начала производства на заводе, по данным проводимых наблюдений за режимом подземных вод, образовался очаг нитритно - нитратного загрязнения с многократным превышением ПДК. Еще через 3 года повышение содержания нитратов в подземных водах было обнаружено на участке действующего водозабора. Это содержание было ниже ПДК, но существенно превышало фоновое значение. В связи с указанными обстоятельствами были проведены детальные разведочные работы по изучению очага загрязнения и прогноз его возможного влияния на качество подземных вод действующего водозабора. В общий комплекс проведенных гидрогеологических работ входили бурение и оборудование разведочных и наблюдательных скважин, проведение опытных откачек и режимных наблюдений, отбор проб воды и их анализ, камеральная обработка материалов, включающая прогнозирование методом математического моделирования на ЭВМ распространения загрязнения при различных вариантах дальнейшей эксплуатации подземных вод.
Общая стоимость проведенных гидрогеологических исследований составила 500 тыс. усл. единиц. По результатам проведенных работ были сделаны следующие выводы:
а) при непринятии эффективных мер содержание нитратов в подземных водах в районе водозабора в ближайшие два года превысит ПДК и будет возрастать в дальнейшем до 10 - 15 ПДК через 5 лет, что сделает невозможным использование подземных вод без соответствующей их очистки;
б) загрязнение подземных вод не оказывает негативного влияния на другие компоненты природной среды;
в) полностью очистить подземные воды в очаге загрязнения практически невозможно, но можно приостановить распространение загрязнения в сторону водозабора путем создания экранирующего водозабора, перехватывающего поток грунтовых вод между заводом и действующим водозабором;
г) во избежание дальнейшего развития очага загрязнения необходимо провести ряд мероприятий, сокращающих проникновение вредных веществ в почву и подземные воды: устранение протечек, асфальтирование территории, улучшение канализации, строительство станции очистки сточных вод, ремонт коллектора для сброса "условно чистых" сточных вод в реку.
В рассматриваемом случае ущерб от загрязнения подземных вод рассчитывается по формуле (3):
Вр = Згр + Ущ1 + Уб1.
Затраты на геолого - разведочные работы (Згр), связанные с изучением очага загрязнения и прогнозированием его развития, приведены выше.
Ущерб (Ущ1) от загрязнения подземных вод рассчитывается по формуле (4).
В связи с тем, что санация очага загрязнения не предусматривается, а расходы на проведение мероприятий по сокращению проникновения вредных веществ в почву и водоносные горизонты непосредственно на территории завода учитываются в капиталовложениях на основные фонды, входящая в формулу (4) величина Зс может быть принята равной нулю.
Величина прямого ущерба собственнику ресурсов (Ущ(рес)) при принятом способе реорганизации системы водоснабжения (см. ниже) также может быть принята равной нулю, так как в формуле (8), по которой рассчитывается Ущ(рес), Q1 = Q2 и n1 = n2.
Таким образом, Ущ(пр) в рассматриваемом случае равен нулю.
Для определения затрат на реорганизацию системы водоснабжения (Уб1) в связи с загрязнением подземных вод были рассмотрены следующие варианты:
1) Строительство на действующем водозаборе станции по очистке добываемых подземных вод от нитратов.
2) Строительство экранирующего водозабора и прудов для искусственного восполнения запасов подземных вод.
3) Перенос хозяйственно - питьевого водозабора на правобережную часть конуса выноса.
В таблице 3 приведены основные экономические показатели по указанным вариантам, рассчитанные по формуле (7).
┌─────┬─────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐
│N │ Капитальные │Дополнительные го-│ Дополнительная │
│вари-│ вложения, К │довые эксплуатаци-│ приведенная │
│анта │ │онные затраты,│ стоимость при │
│ │ │(Сн - Сс) │ Е = 0,12, Уб1 │
├─────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│1. │ 2 000 000 │ 1 080 000 │ 11 000 000 │
├─────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│2. │ 1 300 000 │ 480 000 │ 5 300 000 │
├─────┼─────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│3. │ 4 250 000 │ 150 000 │ 5 500 000 │
└─────┴─────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘
Сопоставление экономических показателей этих вариантов показывает, что с экономической точки зрения наиболее рациональным является второй вариант, несмотря на то, что эксплуатационные затраты по этому варианту больше, чем по третьему. Второй вариант более предпочтителен и с экологических позиций, так как позволяет сохранить кондиционное качество подземных вод на участке действующего водозабора, в то время как при третьем варианте их загрязнение неизбежно. В связи с этим при оценке ущерба учитывается второй вариант.
Таким образом, величина ущерба, приведенная к единовременным затратам, будет равна:
Вр = 500 000 + 5 300 000 = 5 800 000 усл. ед.
2. Оценка ущерба от загрязнения подземных вод нефтепродуктами
Под крупной нефтебазой, существующей более 40 лет, сформировалась линза нефтепродуктов, плавающая на грунтовых водах. Мощность линзы в центральной части - 2,5 м, площадь линзы - около 10 га. Глубина залегания контакта нефтепродуктов и грунтовых вод - 7 - 8 м. По составу нефтепродукты представляют собой смесь бензина и дизельного топлива.
Растекание линзы и ее перемещение с потоком грунтовых вод создает опасность выхода нефтепродуктов в поверхностные водотоки, имеющие не только хозяйственную, но и рекреационную ценность. В связи с этим необходимо проведение мероприятий по ликвидации или локализации линзы нефтепродуктов.
Для обоснования указанных мероприятий был проведен комплекс геолого - разведочных работ, включавший проведение газовой съемки, геофизические исследования, буровые работы, опытно - фильтрационные исследования. Общая стоимость проведенных работ составила 50 000 000 усл. ед.
По результатам проведенных исследований было установлено, что полная ликвидация сформировавшейся линзы невозможна, но может быть осуществлена локализация путем откачки нефтепродуктов из центральной части линзы и реконструкция нефтебазы с целью предотвращения в дальнейшем протечек нефтепродуктов.
Было рассмотрено три варианта организации откачки нефтепродуктов (система скважин на нефтепродукты с прерывистой откачкой; система спаренных скважин, отбирающих нефтепродукты и подземные воды; система шахтных колодцев с горизонтальными фильтрами). Оптимальной была признана система одиночных скважин с прерывистой откачкой. При этом установлено, что необходимая локализация при условии реконструкции нефтебазы может быть достигнута через четыре года откачки нефтепродуктов при проектной производительности системы скважин 5 тыс. м3/год (4 тыс. тонн нефтепродуктов в год).
Грунтовые воды в настоящее время не эксплуатируются, но в перспективе на участке, где произошло их загрязнение, могла быть сооружена водозаборная скважина с производительностью 400 м3/сут. при расчетном сроке эксплуатации 25 лет. При предоставлении этого участка недр в пользование для добычи подземных вод государство могло получить в бюджет платежи за пользование недрами. Ставка регулярных платежей для данного водоносного горизонта установлена равной 3% от цены реализации добытой продукции (пресных подземных вод). Средняя отпускная цена - 130 усл. ед. за 1 м3. В связи с загрязнением данный участок не может быть использован для добычи подземных вод.
Для расчета ущерба в этом случае также используется формула (3):
Вр = Згр + Ущ1 + Уб1.
Величина Згр, как уже указывалось, составила 50 000 000 усл. ед.
Расчет величины прямого ущерба (Ущ(пр)) осуществлялся по формуле (4):
Ущ1 = Ущ(рес) + Зс.
Расчет величины ущерба собственника ресурса (Ущ(рес)) осуществлялся по формуле (8):
Ущ(рес) = 365Ц(Q1n1 / 100-Q2n2 / 100),
где: Ц = 130 усл. ед. за 1 м3;
Q1 = 400 м3/сут.;
n1 = 3%;
Q2 = 0;
Ущ(рес) = 365 х 130 х (400 х 3 / 100) = 569 400 усл. ед.
Капитализированная оценка Ущ(рес) при Е = 0,1 составит:
569 400 : 0,1 = 5 694 000 усл. ед.
Затраты на локализацию источника загрязнения (Зс) подсчитаны только для установки для откачки нефтепродуктов, так как затраты на реконструкцию нефтебазы представляют собой капитальные вложения в основные фонды предприятия.
Капитальные вложения, учитывающие стоимость бурения и оборудования скважин для откачки нефтепродуктов, монтаж насосов, прокладку линий электропередач и т.д., накладные расходы, составили 150 000 000 усл. ед. Эксплуатационные затраты на откачку нефтепродуктов были определены равными 72 000 000 усл. ед. в год.
При расчете Зс следует учитывать выручку, которую можно получить при реализации добытых продуктов. Эта выручка составляет 80 000 000 усл. ед. в год.
Расчет величины (Зс) выполняется по формуле (9):
Т t
З = К + SUM [(C - П ) / (1 + Е) ],
с t=1 t t
где: К = 150 000 000 усл. ед.;
Сt = 72 000 000 усл. ед.;
Пt = 80 000 000 усл. ед.;
Т = 4 года;
Е = 0,1.
(Сt и Пt принимаются постоянными в течение всех 4-х лет работы системы).
n1 = 3%
Q2 = 0
Ущ(рес) = 365 х 130 х (400 х 3 / 100) = 569 400 усл. ед.
Капитализированная оценка Ущ(рес) при Е = 0,1 составит:
569 400 : 0,1 = 5 694 000 усл. ед.
Затраты на локализацию источника загрязнения (Зс) подсчитаны только для установки для откачки нефтепродуктов, так как затраты на реконструкцию нефтебазы представляют собой капитальные вложения в основные фонды предприятия.
Капитальные вложения, учитывающие стоимость бурения и оборудования скважин для откачки нефтепродуктов, монтаж насосов, прокладку линий электропередач и т.д., накладные расходы, составили 150 000 000 усл. ед. Эксплуатационные затраты на откачку нефтепродуктов были определены равными 72 000 000 усл. ед. в год.
При расчете Зс следует учитывать выручку, которую можно получить при реализации добытых продуктов. Эта выручка составляет 80 000 000 усл. ед. в год.
Расчет величины (Зс) выполняется по формуле (9):
Т t
З = К + SUM [(C - П ) / (1 + Е) ],
с t=1 t t
где: К = 150 000 000 усл. ед.;
Сt = 72 000 000 усл. ед.;
Пt = 80 000 000 усл. ед.;
Т = 4 года;
Е = 0,1.
(Сt и Пt принимаются постоянными в течение всех 4-х лет работы системы).
Таким образом, прямой ущерб, приведенный к единовременным затратам, составит:
Ущ1 = Ущ(рес) + Зс = 5 694 000 + 124 640 000 =
= 130 334 000 усл. ед.
Так как загрязнение подземных вод на участке нефтебазы не привело к убыткам других природопользователей, прямые убытки принимаются равными нулю (Уб1 = 0).
Тогда величина ущерба составит:
Вр = Згр + Ущ1 = 50 000 000 + 130 334 000 =
= 180 334 000 усл. ед.
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
10 июня 1999 года
экономики
Российской Федерации
М.М.ЦИКАНОВ
9 июня 1999 года
Российской Федерации
А.Ю.ПЕТРОВ
1 июня 1999 года
Министра природных ресурсов
Российской Федерации
Б.А.ЯЦКЕВИЧ
31 мая 1999 года
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей