Анализ текущего состояния кадрового обеспечения стратегии развития автомобильной промышленности

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тысяч рабочих мест непосредственно в компаниях - производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1000000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.

В ходе анализа были выделены текущие проблемы предприятий, при этом особое внимание уделено вопросам взаимодействия с системой образования, рынком труда, а также вызовам, появляющимся при реализации стратегии автомобильной промышленности, в частности, вхождение российских предприятий в глобальные автопромышленные альянсы и способность российских автопроизводителей осуществить повышение производительности труда и приведение численности персонала в соответствие с основными параметрами конкурентоспособности, так как на данный момент российская автомобильная промышленность отстает по производительности труда от мировых лидеров не менее чем в 2 - 3 раза.

Текущие проблемы автопроизводителей:

- дефицит высококвалифицированного производственного персонала и инженерных кадров, обеспечивающих конструкторско-технологические разработки и сопровождение производственных процессов на предприятиях;

- отсутствие механизмов прогнозирования и управления кадровым обеспечением автомобильной отрасли в условиях современного рынка труда;

- несоответствие региональной структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также уровня компетентности выпускников потребностям автопроизводителей;

- отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи в отрасли;

- сложная процедура привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, востребованных по причине низкого уровня либо полного отсутствия в России подготовки по необходимым направлениям;

- недостаточное кадровое обеспечение проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по созданию качественно новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов, включая развитие национальной базы НИОКР в области автомобилестроения;

- недостаточное развитие производства автокомпонентов и предприятий товаропроводящей и сервисной сети (не более 5% российских предприятий, производящих автокомпоненты, соответствуют требованиям стандарта ISO/ТС-16949, устанавливающего специфические требования к системам менеджмента качества поставщиков автомобильной промышленности, а также иным требованиям по качеству и организации производства);

- неравномерное распределение трудового ресурса в регионах присутствия автопроизводителей и отсутствие механизмов регулирования рынка труда (программы целевой подготовки, релокации персонала и т.д.) при значительном изменении объемов производства.

Ситуация в системе образования:

- несоответствие содержания образовательных программ современным требованиям автомобилестроения и недостаточная результативность методов обучения с точки зрения качества подготовки выпускников;

- отсутствие механизма перевода современных требований к профессиональной квалификации специалиста в образовательные стандарты и программы;

- несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов современной профессионально-квалификационной структуре отрасли;

- дефицит профессорско-преподавательского состава необходимой квалификации, использующего практикоориентированные методы обучения;

- недостаточное развитие межвузовской, в том числе международной, кооперации и консолидации, усилий в направлении модернизации программ подготовки и прикладных исследований.