Статья 1. Суверенитет над воздушным пространством СССР
Союзу ССР принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством СССР, являющимся частью территории СССР.
Под воздушным пространством СССР понимается воздушное пространство над его сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами (территориальным морем) СССР.
Статья 2. Законодательство, регулирующее использование воздушного пространства СССР
Использование воздушного пространства СССР для полетов воздушных судов регулируется настоящим Кодексом, другими актами законодательства Союза ССР, а также утверждаемыми в порядке, определяемом Советом Министров СССР, Положением об использовании воздушного пространства СССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР и иными нормативными актами.
Статья 3. Сфера действия Воздушного кодекса Союза ССР
Воздушный кодекс Союза ССР определяет порядок деятельности авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.
Действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется:
1) на всю гражданскую авиацию в пределах СССР;
2) на все гражданские воздушные суда СССР во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного.
Действие статей 11, 19, 25 - 29, 33 - 37, 39 - 65, 71, 142.1, 143 настоящего Кодекса распространяется на всю авиацию СССР.
(в ред. Закона СССР от 29.10.1990 N 1756-1)
Статья 4. Использование гражданской авиации СССР
Гражданская авиация СССР используется в целях:
1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
2) выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.);
3) оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий;
4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ;
5) проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий;
6) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.
Статья 5. Принадлежность средств гражданской авиации СССР
Основным органом, в ведении которого находятся принадлежащие Советскому государству гражданские воздушные суда, а также аэропорты, гражданские аэродромы и наземное оборудование, является Министерство гражданской авиации СССР.
Другие министерства, государственные комитеты и ведомства могут иметь в своем ведении, а кооперативные и иные общественные организации - в собственности необходимые для обеспечения своих нужд гражданские воздушные суда, наземное оборудование и иметь в своем ведении гражданские аэродромы только с разрешения Совета Министров СССР.
Статья 6. Нормативные акты Министерства гражданской авиации СССР
Министерство гражданской авиации СССР в соответствии с настоящим Кодексом и другими актами законодательства Союза ССР издает в пределах своей компетенции обязательные для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан правила, наставления, инструкции и другие нормативные акты, регулирующие эксплуатацию гражданских воздушных судов, строительство и эксплуатацию аэропортов и гражданских аэродромов, полеты гражданских воздушных судов, перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (в том числе международные полеты и перевозки), использование авиации в отдельных отраслях народного хозяйства.
Статья 7. Авиационный персонал
Работники гражданской авиации СССР, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, указанных в статье 4 настоящего Кодекса, относятся к авиационному персоналу и должны в соответствии с занимаемой должностью иметь специальную подготовку, знать Воздушный кодекс Союза ССР, а также правила, наставления, инструкции и другие акты, регулирующие их работу.
В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава, а также другим лицам авиационного персонала по перечню, утверждаемому в установленном порядке, присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство.
Летный состав, а также обслуживающий персонал на борту воздушного судна, персонал, осуществляющий управление воздушным движением, и инженерно-технический персонал по технической эксплуатации воздушных судов должны отвечать по состоянию здоровья установленным требованиям.
Статья 8. Нормы летной годности воздушных судов и нормы годности к эксплуатации аэродромов и их оборудования
Гражданские воздушные суда, гражданские аэродромы и их оборудование должны удовлетворять государственным требованиям безопасности полетов, предусматриваемым нормами летной годности воздушных судов, нормами годности к эксплуатации аэродромов и их оборудования.
Указанные нормы являются обязательными для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, участвующих в создании (строительстве), испытании, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, аэродромов и их оборудования. Порядок разработки и утверждения таких норм определяется Советом Министров СССР.
Статья 9. Государственный надзор за обеспечением безопасности полетов гражданских воздушных судов
Государственный надзор за обеспечением соответствующими министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями безопасности полетов воздушных судов, в том числе соблюдением действующих в СССР норм летной годности гражданских воздушных судов и норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их оборудования, осуществляет в пределах своей компетенции Государственная комиссия по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР (Госавианадзор СССР).
Положение о Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР утверждается Советом Министров СССР.
(в ред. Указа ПВС СССР от 02.10.1987 N 7812-XI)
Гражданская авиация, находящаяся в ведении Министерства гражданской авиации СССР, - Аэрофлот имеет единый флаг и эмблему согласно прилагаемому описанию.
В международных воздушных сообщениях Аэрофлот выступает как единое и самостоятельное авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом.
Воздушным судном для целей настоящего Кодекса считается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.
Воздушное судно считается имеющим национальную принадлежность того государства, в котором оно зарегистрировано.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей