Статья 40. Подготовка воздушного судна к полету
Полету воздушного судна должны предшествовать специальная подготовка судна и его экипажа, проверка готовности наземных служб аэродрома взлета и аэродрома посадки к обеспечению полета, изучение состояния метеорологических условий на всем протяжении полета, а также других условий полета.
Правила подготовки к полетам и круг лиц, ответственных за подготовку к ним, устанавливаются министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, имеющими воздушные суда.
Статья 41. Допуск воздушного судна к полету
К полетам в воздушном пространстве СССР допускаются лишь воздушные суда, имеющие государственно-регистрационные опознавательные знаки.
Воздушное судно допускается к полету лишь при наличии на нем:
1) экипажа, подготовленного и допущенного к полету на воздушном судне данного типа в соответствующих условиях полета;
2) необходимого количества топлива;
3) задания на полет, судовых и других документов, устанавливаемых министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями, имеющими воздушные суда.
Для воздушных судов, выполняющих испытательные полеты, могут устанавливаться отступления от требований, предусмотренных настоящей статьей, в соответствии с правилами производства испытательных полетов.
Статья 42. Разрешение на вылет и план полета воздушного судна
Полет воздушного судна производится только при наличии полученного в установленном порядке разрешения на вылет.
Каждый полет воздушного судна должен производиться в соответствии с планом полета, утвержденным в установленном порядке. Отступления от плана полета допускаются лишь с разрешения органов управления воздушным движением, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Статья 43. Безопасные высоты и интервалы полета
Полеты воздушных судов должны производиться на безопасных высотах и на таком расстоянии друг от друга, при котором исключается возможность столкновения судов.
Статья 44. Метеорологические условия выполнения полетов
Полеты воздушных судов должны производиться лишь при наличии соответствующих метеорологических условий.
Каждое воздушное судно обеспечивается данными о состоянии погоды на всем протяжении полета.
Статья 45. Организация воздушного движения
Полеты воздушных судов в воздушном пространстве СССР выполняются по воздушным трассам СССР, местным воздушным линиям и по установленным маршрутам.
Направление и ширина воздушных трасс СССР, местных воздушных линий и маршрутов, а также высоты полетов устанавливаются с соблюдением требований безопасности полетов и с учетом интересов соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций в порядке, определяемом Положением об использовании воздушного пространства СССР.
Статья 46. Оборудование воздушных трасс СССР и местных воздушных линий
Воздушные трассы СССР и местные воздушные линии оборудуются радионавигационными и другими средствами, обеспечивающими безопасность полетов воздушных судов.
Статья 47. Допуск воздушных трасс СССР и местных воздушных линий к эксплуатации
Воздушная трасса СССР и местная воздушная линия могут быть допущены к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что они удовлетворяют требованиям безопасности полетов воздушных судов.
Допуск к эксплуатации воздушных трасс СССР и местных воздушных линий производится в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 48. Действия при отклонении воздушного судна от воздушной трассы СССР, местной воздушной линии или маршрута
Если воздушное судно при выполнении полета отклонилось от воздушной трассы СССР, местной воздушной линии или установленного маршрута, командир воздушного судна и орган управления воздушным движением обязан немедленно принять все возможные меры к выводу воздушного судна на воздушную трассу СССР, местную воздушную линию или установленный маршрут.
Статья 49. Запрещение или ограничение полетов
В воздушном пространстве СССР или в отдельных его районах полеты воздушных судов могут быть полностью запрещены или ограничены по высотам, времени и направлениям в порядке, определяемом Положением об использовании воздушного пространства СССР.
Статья 50. Полеты над населенными пунктами
Полеты воздушных судов над населенными пунктами могут совершаться лишь на высоте, дающей возможность в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами этих пунктов или на ближайшем аэродроме.
Демонстрационные полеты воздушных судов над населенными пунктами запрещаются.
Отступления от правил настоящей статьи допускаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 51. Фотографирование, киносъемка и пользование средствами радиосвязи
Фотографирование, киносъемка и пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна допускаются в порядке, определяемом специальными правилами.
Статья 52. Деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов
Все виды деятельности, связанные с использованием воздушного пространства СССР, которые могут представлять угрозу безопасности полетов, в том числе все виды стрельб, пуск ракет, взрывные работы, запуск беспилотных воздушных судов и другие, допускаются при соблюдении необходимых мер предосторожности только после получения специального разрешения в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 53. Воздушные суда-нарушители
Воздушное судно, пересекшее государственную границу СССР без соответствующего разрешения советских компетентных органов или совершившее иные нарушения правил перелета через государственную границу СССР и порядок использования воздушного пространства СССР, признается воздушным судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчинится требованиям органов, контролирующих полеты.
Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте.
После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета воздушному судну-нарушителю выдается в установленном порядке органом управления воздушным движением.
Статья 54. Органы управления воздушным движением
Управление воздушным движением осуществляют органы единой системы управления воздушным движением СССР и ведомственные органы управления воздушным движением в пределах установленных для них районов и зон.
Положение о единой системе управления воздушным движением СССР утверждается Советом Министров СССР.
Между воздушным судном, находящимся в полете, и органами управления воздушным движением должна поддерживаться постоянная радиосвязь.
При нарушении связи командир воздушного судна и орган управления воздушным движением обязаны принять неотложные меры к ее восстановлению. При невозможности восстановления связи командир воздушного судна и орган управления воздушным движением должны действовать в соответствии с установленными для таких случаев правилами.
Статья 55. Метеорологическое и радиоэлектротехническое обеспечение полетов
Метеорологическое и радиоэлектротехническое обеспечение полетов осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 56. Устранение помех в работе радиотехнических средств
Для осуществления радиотехнического обеспечения полетов и радиосвязи выделяются в установленном порядке радиочастоты, которые должны быть ограждены от источников радиопомех.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, имеющие установки и аппараты, создающие помехи средствам радиосвязи и радиотехнического обеспечения полетов, обязаны по требованию соответствующих органов Министерства связи СССР устранить помехи своими средствами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу этих установок или аппаратов.
Статья 57. Аренда каналов связи
Для обеспечения полетов, управления воздушным движением и других видов деятельности авиации Министерство связи СССР предоставляет в аренду заинтересованным министерствам, государственным комитетам, ведомствам и организациям по их заявкам необходимые каналы связи.
При выходе из строя каналов связи, выделенных для обеспечения полетов и управления воздушным движением, они должны быть в установленном порядке заменены другими каналами связи.
Статья 58. Использование средств связи общего пользования
При отсутствии предоставляемых в аренду каналов связи для обеспечения полетов и управления воздушным движением могут использоваться средства связи общего пользования.
Предоставление телефонных разговоров, а также прием и передача телеграмм об оказании помощи воздушному судну, терпящему или потерпевшему бедствие, его экипажу и пассажирам производятся вне всякой очереди, с оплатой по обыкновенному тарифу.
Предоставление телефонных разговоров, а также прием и передача телеграмм в связи с неотложными действиями по обеспечению безопасности полетов и с управлением движением воздушных судов, выполняющих особо важные рейсы, производятся вне очереди, с оплатой по обыкновенному тарифу.
Порядок использования средств связи общего пользования для обеспечения полетов и управления воздушным движением устанавливается Министерством связи СССР по согласованию с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами и организациями.
Статья 59. Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие
Терпящим бедствие признается воздушное судно, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа.
Воздушное судно, терпящее бедствие, должно подавать в установленном порядке сигналы бедствия.
Потерпевшим бедствие признается воздушное судно, получившее при взлете, полете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.
Статья 60. Оказание помощи воздушным судам
Если воздушному судну, находящемуся в полете, грозит опасность или если судно терпит либо потерпело бедствие, органы управления воздушным движением обязаны принять все возможные меры к оказанию помощи этому воздушному судну.
Поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей организуются и осуществляются авиационной поисково-спасательной службой СССР, которая действует на основании специального положения.
Проведение аварийно-спасательных работ на территории аэродромов осуществляется силами и средствами министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, в ведении которых находятся аэродромы.
Для проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ могут использоваться радиотехнические и другие средства предприятий, учреждений и организаций, в районе деятельности которых терпит или потерпело бедствие воздушное судно.
Иностранным воздушным судам, терпящим или потерпевшим бедствие, оказывается помощь на равных основаниях с воздушными судами СССР.
Статья 61. Поиск воздушных судов
Воздушное судно, терпящее или потерпевшее бедствие, либо судно, с которым потеряна связь, если местонахождение их неизвестно, подлежат немедленному поиску.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации обязаны о всех известных им случаях бедствия воздушных судов немедленно сообщить авиационной поисково-спасательной службе СССР, ближайшему предприятию гражданской авиации или на ближайший аэродром, а также оказать необходимую помощь в организации поиска воздушного судна. Граждане обязаны немедленно сообщить об известных им случаях бедствия воздушных судов исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов или ближайшим предприятиям, учреждениям и организациям.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также предприятия, учреждения и организации, в районе деятельности которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия поисково-спасательных команд (групп) принять неотложные меры к спасанию людей, оказанию им медицинской и другой необходимой помощи, а также к охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, оборудования и имущества.
Статья 62. Прекращение поиска воздушного судна
В тех случаях, когда принятые к поиску воздушного судна меры не дали результатов, решение о прекращении поиска принимается руководителем министерства, государственного комитета или ведомства, в ведении которого находится судно, а в отношении судна, находящегося в собственности кооперативной или иной общественной организации, - руководителем этой организации.
Решение о прекращении поиска в пределах СССР иностранного воздушного судна принимается Министром гражданской авиации СССР.
Воздушное судно, поиск которого официально прекращен, если не установлено местонахождение судна или его обломков, считается пропавшим без вести.
Статья 63. Расследование авиационных происшествий
Все авиационные происшествия подлежат расследованию в установленном порядке.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны оказывать необходимую помощь в проведении расследований авиационных происшествий.
Статья 64. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам воздушным судном, находящимся в полете
Владелец воздушного судна отвечает за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья третьих лиц, и вред, причиненный их имуществу на территории СССР воздушным судном в полете или предметом, выпавшим из него, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, поскольку иное не предусмотрено международным договором, в котором участвуют СССР и соответствующее иностранное государство.
Для целей настоящей статьи воздушное судно считается находящимся в полете с момента начала движения судна при взлете до момента окончания пробега судна при посадке.
Статья 65. Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов
В случае столкновения двух или нескольких воздушных судов, а также в случае причинения воздушным судном повреждений другому судну, хотя и без столкновения, имущественная ответственность владельцев воздушных судов друг перед другом определяется следующими положениями:
1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной;
2) если вред причинен по вине обеих (или нескольких) сторон, то ответственность каждой из них определяется соразмерно степени вины; при невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну.
При отсутствии вины сторон в причинении вреда ни одна из них не имеет права требовать возмещения вреда от другой стороны.
Ни одна из сторон, воздушные суда которых участвовали в столкновении, не предполагается виновной, пока не будет доказано иное.
Имущественную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажиров воздушных судов, а также за вред, причиненный имуществу третьих лиц, находящемуся на воздушных судах или вверенному авиационному предприятию, несет перевозчик по правилам настоящего Кодекса, причем он имеет право обратного требования (регресса) к другой стороне (сторонам), по вине которой (которых) причинен вред, в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей