1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
2. В настоящих Федеральных правилах применяются следующие основные понятия:
1) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;
2) "аэроузел" - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов с которых требуют специального согласования и координирования;
3) "безопасность использования воздушного пространства" - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;
4) "воздушная трасса Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения (далее именуется - воздушная трасса);
5) "воздушное движение" - движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома;
6) "воздушное судно - нарушитель" - воздушное судно (летательный аппарат) гражданина или юридического лица, допустившего нарушение использования воздушного пространства Российской Федерации;
7) "воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации" - часть воздушного пространства над государственной границей Российской Федерации, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;
8) "временный режим" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на срок до 3 суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
9) "вспомогательный районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для организации воздушного движения, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в своем районе ЕС ОрВД (далее именуется - ВРЦ ЕС ОрВД);
10) "главный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением настоящих Федеральных правил в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию (далее именуется - ГЦ ЕС ОрВД);
11) "диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения" - обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома, а также регулирования воздушного движения и обеспечения его экономичности;
12) "диспетчерское воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) единой системы организации воздушного движения, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения;
13) "документ аэронавигационной информации" - документ, который содержит информацию, имеющую важное значение для аэронавигации, утвержденный и изданный в установленном порядке;
14) "запретная зона" - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;
15) "зона ограничения" - часть воздушного пространства Российской Федерации установленных размеров, в пределах которой использование воздушного пространства ограничено соответствующими условиями;
16) "опасная зона" - часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которой в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;
17) "зона (район) единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого соответствующие оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации осуществляют свои функции (далее именуется - зона (район) ЕС ОрВД);
18) "зональный (вспомогательный зональный) центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением настоящих Федеральных правил в своей зоне ЕС ОрВД (далее именуется - ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД);
19) "использование воздушного пространства" - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства;
20) "консультативное обслуживание воздушного движения" - обслуживание с целью обеспечения оптимального эшелонирования полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам;
21) "консультативное воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) ЕС ОрВД, в пределах которого обеспечивается консультативное обслуживание воздушного движения;
22) "контролируемый полет" - полет воздушного судна, который обеспечивается диспетчерским обслуживанием (управлением) воздушного движения;
23) "координирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на распределение воздушного пространства в зависимости от воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами использования воздушного пространства;
24) "кратковременное ограничение" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый на период до 3 часов для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
25) "маршрут полета" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине;
26) "международная воздушная трасса" - воздушная трасса, открытая для международных полетов;
27) "местная воздушная линия Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием воздушного движения (далее именуется - местная воздушная линия);
28) "местный режим" - временный порядок использования отдельных элементов структуры воздушного пространства, в том числе воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс и местных воздушных линий в нижнем воздушном пространстве зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до 3 суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации использования воздушного пространства;
29) "нарушение порядка использования воздушного пространства" - несоблюдение условий установленного безопасного использования воздушного пространства;
30) "обслуживание воздушного движения" - общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное обслуживание, консультативное обслуживание, диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, а также аварийное оповещение;
31) "организация воздушного движения" - обеспечение возможности эксплуатантам воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили полета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности (далее именуется - ОрВД).
обслуживание (управление) воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
32) "организация воздушного пространства" - установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования;
33) "организация использования воздушного пространства" - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, включающее в себя:
установление структуры воздушного пространства;
планирование и координирование использования воздушного пространства;
обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;
организацию воздушного движения;
контроль за соблюдением настоящих Федеральных правил;
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 N 215 упразднена Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
34) "органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России, оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
35) "органы обслуживания воздушного движения (управления полетами)" - общий термин, в соответствующих случаях означающий оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства (далее именуются - органы ОВД (управления полетами);
36) "органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства" - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
37) "особый режим использования воздушного пространства" - специальный порядок использования отдельных частей воздушного пространства Российской Федерации, устанавливаемый в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
38) "планирование использования воздушного пространства" - комплекс мероприятий, связанных с организацией использования воздушного пространства путем распределения и перераспределения воздушного пространства по месту, времени и высоте;
КонсультантПлюс: примечание.
О Методических рекомендациях по осуществлению полетно-информационного обслуживания воздушного движения см. Приказ Росаэронавигации от 21.07.2008 N 107.
39) "полетно-информационное обслуживание воздушного движения" - обслуживание воздушного движения, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов. Осуществляется при всех видах обслуживания воздушного движения;
40) "полетно-информационное воздушное пространство" - воздушное пространство зоны (района) ЕС ОрВД, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное обслуживание воздушного движения;
41) "полоса воздушных подходов" - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;
42) "пользователи воздушного пространства" - граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;
43) "правила визуальных полетов" - порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих определить местонахождение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту;
44) "правила полетов по приборам" - порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам;
45) "разрешение на использование воздушного пространства" - предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
46) "разрешительный порядок использования воздушного пространства" - общий термин, означающий в соответствующих случаях порядок предоставления пользователям возможности использования воздушного пространства, а также порядок выдачи разрешений на использование воздушного пространства;
47) "район авиационных работ" - часть воздушного пространства, в пределах которой по установленным планам и графикам выполняются авиационные работы;
48) "район аэродрома" - часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов;
49) "район аэроузла" - часть воздушного пространства установленных размеров с двумя и более близко расположенными аэродромами, для организации и выполнения полетов с которых необходимо специальное согласование и координирование;
50) "район поисково-спасательных работ" - участок земной или водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которых проводятся поисково-спасательные работы;
51) "районный центр единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своем районе ЕС ОрВД (далее именуется - РЦ ЕС ОрВД);
52) "спрямленная воздушная трасса Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства между двумя участками воздушной трассы (трасс), ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения, с указанием порядка ее использования (далее именуется - спрямленная воздушная трасса);
53) "структура воздушного пространства" - совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскостях элементов воздушного пространства, предназначенных для организации использования воздушного пространства;
54) "суточный план" - документ установленного образца, содержащий сведения о планировании использования воздушного пространства на 24-часовой период;
55) "управление полетами" - действия группы руководства полетами организаций государственной и экспериментальной авиации, направленные на своевременное и безопасное выполнение экипажами воздушных судов полетных заданий;
56) "центры единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - главный, зональные, вспомогательные зональные, районные, вспомогательные районные центры единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуются - центры ЕС ОрВД);
57) "эшелон полета" - установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к давлению 760,0 мм ртутного столба (1013,2 гектопаскаля) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов;
58) "эшелон перехода" - установленный эшелон полета для перевода шкалы давления барометрического высотомера со стандартного давления на давление аэродрома или минимальное атмосферное давление, приведенное к уровню моря. Эшелоном перехода является нижний эшелон полета в районе аэродрома (аэроузла);
59) "эшелон нижний (минимальный безопасный)" - ближайший к минимально допустимой высоте полета установленный эшелон полета, расположенный выше этой высоты, гарантирующей воздушное судно от столкновения с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней.
3. Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
4. Настоящие Федеральные правила обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами).
5. Использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с правилами согласно приложению N 1.
Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с правилами согласно приложению N 2.
Использование воздушного пространства без получения указанного разрешения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 50 настоящих Федеральных правил, запрещается.
6. Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено в соответствии с настоящими Федеральными правилами.
7. Нормативные правовые акты по вопросам, связанным с организацией использования воздушного пространства, должны разрабатываться в соответствии с настоящими Федеральными правилами.
8. Лицо, осуществляющее деятельность в воздушном пространстве с нарушением порядка его использования, обязано по требованию органов, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Федеральных правил, своими силами и за свой счет прекратить нарушение порядка использования воздушного пространства или осуществление такой деятельности.
9. Нарушение требований настоящих Федеральных правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование в соответствии с государственными приоритетами.
11. Пользователь воздушного пространства имеет право:
а) на обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов и другой деятельности в воздушном пространстве со стороны органов, ответственных за безопасность полетов и авиационную безопасность;
б) на получение от органов ОВД (управления полетами) касающейся его информации о деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, представляющей угрозу безопасности деятельности данного пользователя;
в) на внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства и ее элементов;
г) на внесение предложений по разработке, изменению и дополнению нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с использованием воздушного пространства.
12. Пользователь воздушного пространства обязан:
а) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих использование воздушного пространства, и настоящих Федеральных правил;
б) своевременно подавать заявки (расписания, графики) на использование воздушного пространства;
в) осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве только после получения соответствующего разрешения от центров ЕС ОрВД и в соответствии с изложенными в нем условиями, за исключением случаев, указанных в пункте 50 настоящих Федеральных правил;
г) своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства в соответствующие оперативные органы ЕС ОрВД, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (далее именуются - ВВС и ПВО);
д) содействовать органам ОВД (управления полетами) в осуществлении поисково-спасательных работ, а также при оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам;
е) применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства;
ж) использовать официально издаваемые документы аэронавигационной информации.
13. Министерство обороны Российской Федерации (Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением) осуществляет полное государственное регулирование использования воздушного пространства.
Федеральная служба воздушного транспорта России (Управление государственного регулирования организации воздушного движения) осуществляет государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 N 215 упразднена Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
Координация деятельности по государственному регулированию использования воздушного пространства Российской Федерации возлагается на Межведомственную комиссию по использованию воздушного пространства Российской Федерации (далее именуется - Межведомственная комиссия), а в регионах - на зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
14. Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба воздушного транспорта России в пределах своей компетенции:
а) разрабатывают проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок использования воздушного пространства, согласовывают их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представляют в Правительство Российской Федерации;
б) разрабатывают, утверждают, издают и доводят до пользователей воздушного пространства нормативные правовые акты (приказы, правила, положения, инструкции) по вопросам использования воздушного пространства;
в) организуют контроль за соблюдением настоящих Федеральных правил.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей