5. Требования к созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
5. Требования к созданию комплексной системы экстренного
оповещения населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций
5.1. Требования к определению зон экстренного оповещения населения
5.1.1. При определении зон экстренного оповещения населения необходимо учитывать риски, существующие на конкретной территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возможные масштабы их развития, а также руководствоваться:
паспортом безопасности территорий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, разработанным на основании Приказа МЧС России от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (зарегистрирован в Минюсте России 23 ноября 2004 г., регистрационный номер 6144);
паспортом безопасности опасного объекта, разработанным на основании Приказа МЧС России от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта".
5.1.2. Под угрозами природного характера необходимо понимать:
геофизические опасные явления;
геологические опасные явления: оползни, обвалы, осыпи, лавины, сели, склонные смывы, просадка лессовых пород и земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури;
метеорологические и агрометеорологические опасные явления: очень сильный ветер, ураган, смерч, шквал, крупный град, сильный ливень, очень сильный снег, сильная метель, сильная пыльная (песчаная) буря, сильный туман, сильное гололедно-изморозевое отложение, аномально холодная погода, аномально жаркая погода, сход снежных лавин, чрезвычайная пожарная опасность, засуха атмосферная, засуха почвенная, суховей, заморозки;
морские гидрологические опасные явления: цунами, сильное волнение, обледенение судов, сгонно-нагонные явления, сильный тягун в портах, раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, появление льда, непроходимого судами и ледоколами в период навигации на судовых трассах и в районах промысла, отрыв прибрежных льдов в местах выхода людей на лед, завалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения;
гидрологические опасные явления: сель, половодье, паводок, затор, зажор, низкая межень, раннее ледообразование;
природные (ландшафтные) пожары: лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.
5.1.3. Под угрозами техногенного характера необходимо понимать:
аварии на химически опасных объектах;
аварии на радиационно опасных объектах;
аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;
аварии на гидродинамически опасных объектах;
аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро);
аварии на коммунально-энергетических сетях.
5.2. КСЭОН должна иметь следующие уровни управления:
федеральный (на территории Российской Федерации);
межрегиональный (на территориях федеральных округов);
региональный (на территориях субъектов Российской Федерации);
местный (на территориях муниципальных образований субъектов Российской Федерации);
объектовый (на территориях потенциально опасных объектов).
5.3. Оперативные требования к КСЭОН
5.3.1. КСЭОН должна обеспечивать круглосуточное функционирование и постоянную готовность к применению по предназначению во всех режимах функционирования РСЧС.
5.3.2. КСЭОН должна обеспечивать своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения в зонах экстренного оповещения.
5.3.3. Общее время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного или техногенного характера должно обеспечивать проведение необходимых мероприятий защиты населения (инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, эвакуационные и другие).
5.3.4. КСЭОН должна обеспечивать 100% охват населения, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
5.4. Технические требования к КСЭОН
5.4.1. КСЭОН должна обеспечивать следующие режимы передачи сигналов оповещения и информации:
- циркулярный по заранее установленным программам;
- избирательный в пределах одного уровня КСЭОН;
- избирательный (через один или два уровня) по заранее установленным программам.
5.4.2. КСЭОН всех уровней управления должны программно и технически сопрягаться.
5.4.3. КСЭОН должна функционировать как централизованно, так и децентрализованно на всю глубину системы.
5.4.4. КСЭОН должна обеспечивать обмен информацией между уровнями автоматическим, автоматизированным, ручным способом и в диалоговом режиме.
5.4.5. КСЭОН всех уровней должна обеспечивать передачу и прием подтверждения о переданных сигналах оповещения и экстренной информации.
5.4.6. КСЭОН должна обеспечивать:
- автоматическое отображение и документирование передаваемой информации оповещения, данных и подтверждений об их приеме;
- документирование действий оперативного дежурного по управлению системой оповещения;
- возможность "перехвата" управления сетью оповещения органом повседневного управления РСЧС более высокого уровня;
- дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
- ввод информации оповещения в систему с ПЭВМ промышленного исполнения;
- передачу заранее записанной видеоинформации, речевых сообщений или с микрофона;
- передачу условных сигналов и буквенно-цифровых сообщений;
- возможность передачи речевой и видеоинформации из телерадиовещательных студийных комплексов операторов вещания.
5.4.7. КСЭОН должна быть сопряжена с сетями связи субъекта Российской Федерации, включая сети стационарной телефонной, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, средств телерадиовещания, сети Интернет, сети электросирен, уличной звукофикации, для обеспечения гарантированной передачи сигналов оповещения. Рекомендованным протоколом взаимодействия КСЭОН с сетями связи является протокол общего оповещения CAP (Common Alerting Protocol), определенный в Рекомендации Международного Союза Электросвязи МСЭ-Т Х.1303 и принятый Организацией по развитию стандартов структурированной информации (ОРССИ).
5.5. Требования к сопряжению КСЭОН с программно-техническими комплексами систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля.
5.5.1. КСЭОН должна иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля, осуществляющих прием, обработку формализованных сообщений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (далее - систем контроля):
- в формализованном виде - от систем мониторинга Росгидромета, функциональная подсистема предупреждения о ЦУНАМИ (ФП РСЧС ЦУНАМИ), радиационно-химического контроля и охранно-пожарной сигнализации;
- в неформализованном виде - информацию от систем мониторинга природных и техногенных ЧС.
5.5.2. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля на всех уровнях.
На объектовом уровне кроме сопряжения систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, их необходимо обеспечить сопряжение с системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ). Запуск систем оповещения должен осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом режиме.
5.5.3. Ввод данных от систем контроля в КСЭОН должен осуществляться в виде стандартных протоколов обмена для обработки в модулях сопряжения и выдачи команд на задействование по предназначению КСЭОН различного уровня.
5.5.4. Сопряжение КСЭОН с системами контроля должно обеспечивать как автоматический (без участия операторов), так и автоматизированный режим функционирования.
5.6. Общие требования к сетям связи для создания КСЭОН
5.6.1. Оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС должно осуществляться с использованием сетей стационарной телефонной, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, средств телерадиовещания, сети Интернет, сетей электросирен и электронных сирен, уличной звукофикации, мобильных средств оповещения и других.
5.6.2. Рекомендации по использованию сетей стационарной телефонной, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, средств телерадиовещания и сети Интернет при задействовании КСЭОН.
5.6.2.1. Подвижная радиотелефонная (сотовая) связь
Организация оповещения населения по сетям подвижной радиотелефонной (сотовой) связи должна быть организована путем рассылки коротких текстовых сообщений и с использованием технологии Cell Broadcast. Приоритетным инструментом является технология Cell Broadcast.
При организации оповещения путем рассылки Cell Broadcast и коротких текстовых сообщений необходимо учитывать возможности федеральных и региональных операторов сотовой связи, в том числе:
- количество операторов сотовой связи, работающих на территории субъекта, и число абонентов, подключенных к данным операторам связи;
- зоны покрытия территории субъекта операторами связи с адресами установки базовых станций сотовой связи;
- наличие технической возможности проводить широковещательную рассылку или коротких текстовых сообщений у региональных представительств операторов связи.
Текст информационного сообщения размером должен быть не более 140 (сто сорок) символов кириллицы (по мере технических возможностей размер сообщения, по согласованию, может быть изменен) для передачи по сети подвижной радиотелефонной связи и в течение 15 минут.
Оповещение населения по сотовой сети связи через технологию Cell Broadcast должно производиться по заранее подготовленным и утвержденным текстам. Операторам связи запрещается вносить изменения в текст информационного сообщения.
Оповещение населения по каналам телевидения и радиовещания должно быть организовано в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".
5.6.2.3. Для организации сетей электросирен и электронных сирен, а также уличной звукофикации должны использоваться стационарная телефонная сеть связи, выделенная цифровая сеть связи IP VPN органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также сети связи потенциально опасных объектов.
Оповещение населения по сети Интернет должно производиться путем размещения экстренной информации на официальных интернет-сайтах МЧС России, региональных центров МЧС России, Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также на новостных и поисковых порталах основных интернет-ресурсов.
5.7. В целях обеспечения устойчивого функционирования КСЭОН необходимо предусматривать:
- размещение комплексов технических средств КСЭОН в помещениях, защищенных от воздействия опасных факторов ЧС;
- комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
- резервирование комплексов технических средств КСЭОН и линий связи;
- создание и использование запасов мобильных средств оповещения;
- гарантированное электропитание;
- использование в составе систем оповещения ПЭВМ промышленного исполнения;
- сигнализацию вскрытия устройств, блоков, шкафов и т.д. на пульты управления системой оповещения своего уровня;
- сигнализацию исправности составных частей системы оповещения на пульты управления системой оповещения своего уровня;
- обеспечение защиты от несанкционированного запуска аппаратуры, а также ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала;
- программно-аппаратное сопряжение комплексов технических средств оповещения, используемых в составе КСЭОН.
5.8. КСЭОН должна обеспечивать оповещение и информирование всех групп населения, в том числе инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности через различные технические средства связи, вещания и оповещения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей