3. Ведение радиационно-гигиенического паспорта организации (предприятия)
3. Ведение радиационно - гигиенического паспорта
организации (предприятия)
3.1. Радиационно - гигиенический паспорт ведется организациями (предприятиями), осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 93 "О порядке разработки радиационно - гигиенических паспортов организаций и территорий".
Паспорт составляется должностным лицом, ответственным за радиационную безопасность, назначенным приказом по организации, подписывается ее руководителем и заверяется печатью.
3.2. Для составления радиационно - гигиенического паспорта организации (предприятия) используются материалы радиационного контроля, осуществляемого службой радиационной безопасности этой организации либо лицом, ответственным за радиационный контроль, а также официальные данные измерений (исследований), выполненные другими аккредитованными в установленном порядке организациями.
3.3. Радиационно - гигиенический паспорт организации (предприятия) представляется на заключение в учреждения Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
3.4. Радиационно - гигиенический паспорт организации составляется в четырех экземплярах. Подписанный должностным лицом, ответственным за радиационную безопасность, и руководителем организации паспорт представляется в территориальный ЦГСЭН, который дает заключение, подписанное главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации и скрепленное печатью (п. 8 паспорта организации). В срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным, паспорт организации с заключением ЦГСЭН направляется для ознакомления руководителю организации, на подпись которого ставится печать организации. Оформленный таким образом паспорт направляется (по одному экземпляру в каждый адрес) в администрацию территории субъекта Российской Федерации, в территориальный орган Госсанэпидслужбы России и в ведомственную службу радиационной безопасности. Один экземпляр радиационно - гигиенического паспорта остается в администрации организации.
3.5. При заполнении граф: "Наименование организации (предприятия)", "Ведомственная принадлежность", "Адрес" все наименования следует писать полностью с указанием (в скобках) официально принятых сокращений в соответствии с учредительными документами организации.
3.6. Графа "Дата выдачи и номер лицензии на право работы с источниками ионизирующего излучения" заполняется по данным всех действующих лицензий.
3.7. При заполнении графы "Дата выдачи и регистрационный номер санитарного паспорта" в случае наличия нескольких действующих в организации санитарных паспортов (например, на отдельные цеха, участки, кабинеты и т.п., в которых проводятся работы с источниками ионизирующего излучения) необходимо привести данные всех санитарных паспортов.
3.8. В п. 1.1 паспорта перечисляются виды работ с источниками ионизирующего излучения, разрешенные организации (предприятию) (из указанных в скобках), типы используемых установок и их количество.
3.9. В п. 1.2 паспорта указывается основное направление деятельности организации, связанное с использованием источников ионизирующего излучения (например: радиоизотопная дефектоскопия; транспортировка и захоронение радиоактивных отходов и т.п.).
В радиационно - гигиеническом паспорте спецкомбината по переработке и захоронению радиоактивных отходов помимо этого указывается: суммарная активность отходов, захороненных в отчетном году и за весь период работы спецкомбината, раздельно для высоко-, средне- и низкоактивных отходов, а также суммарная активность отдельных радионуклидов в каждом виде отходов.
3.10. В п. 1.3 паспорта организации приводятся классы работ с радиоактивными веществами в открытом виде, указанные в санитарных паспортах, и число лиц из персонала, занятых на работах каждого класса.
3.11. Сведения, приводимые в разделе 2 паспорта, должны давать ясное представление о степени воздействия деятельности организации на состояние радиационной обстановки на территории санитарно - защитной зоны и зоны наблюдения данной организации. Этот раздел заполняется организациями, при работе которых образуются (или могут образоваться) выбросы и сбросы жидких радиоактивных веществ в окружающую среду. При заполнении этого раздела следует использовать как данные измерений, полученных силами службы радиационной безопасности организации, так и результаты измерений, проведенных другими аккредитованными в установленном порядке на право их проведения лабораториями радиационного контроля (далее по тексту ЛРК).
3.12. П. п. 2.1 и 2.2 паспорта заполняются только теми организациями, для которых установлены предельно допустимые выбросы (далее по тексту ПДВ), а п. п. 2.3 - 2.5 паспорта - только теми организациями, для которых установлены санитарно - защитные зоны и зоны наблюдения.
В п. 2.1 паспорта приводятся отношения годовых выбросов основных радионуклидов, связанных с деятельностью организации, к установленным для данной организации величинам ПДВ для каждого радионуклида по разрешениям, выданным природоохранными органами. Величина годового газоаэрозольного выброса радионуклидов определяется по данным радиационного технологического контроля за источниками выбросов.
3.13. П. 2.2 паспорта по характеристике жидких сбросов радиоактивных веществ в водные образования заполняется таким же образом, как п. 2.1 паспорта.
3.14. В п. 2.3 паспорта приводится среднегодовая мощность эквивалентной дозы внешнего излучения от всех источников на границе санитарно - защитной зоны по данным измерений, произведенных в различных точках на границе этой зоны в течение года по регламенту контроля, установленному проектной документацией и согласованному с территориальным ЦГСЭН.
3.15. Среднегодовая объемная (удельная) активность радионуклидов в воздухе, воде открытых водоемов в санитарно - защитной зоне определяется на основании усредненных за год данных соответствующих измерений, проводимых по установленному в организации и согласованному с территориальными надзорными органами регламенту контроля. В п. 2.4 паспорта заносятся абсолютные значения и отношения (в скобках) полученных среднегодовых данных к допустимой объемной или удельной активности для населения (далее по тексту ДОАнас, ДУАнас соответственно).
3.16. В п. 2.5 паспорта заносятся среднегодовые удельные (объемные) активности радионуклидов в объектах окружающей среды зоны наблюдения, которые определяются аналогично п. 2.4.
3.17. В разделе 3 паспорта организации приводятся величины, характеризующие дозы облучения персонала и населения (в том числе пациентов медицинских учреждений). Они должны быть получены на основе анализа данных радиационного контроля, проводимого в организации, в учреждении в соответствии с требованиями нормативных документов.
3.18. Оценку средней индивидуальной и коллективной годовых эффективных доз облучения следует проводить отдельно для персонала:
- Должностные лица, работающие с техногенными источниками (далее по тексту - группа А).
- Должностные лица, находящиеся по условиям работы в сфере воздействия техногенных источников (далее по тексту - группа Б).
В скобках указывается численность персонала групп А и Б и всего персонала. Оценка указанных доз изложена в приложении 1 методических указаний.
3.19. Количество лиц с превышением установленных основных дозовых пределов определяется на основе анализа информации по индивидуальным дозам облучения отдельно для персонала группы А и персонала группы Б. При этом анализируемые индивидуальные дозы понимаются как сумма индивидуальных эффективных доз внешнего и внутреннего облучения (см. приложение 1). Количество лиц с выявленным превышением установленных дозовых пределов заносится в соответствующие графы п. 3.1 паспорта.
3.20. В п. 3.2 паспорта заносится численность населения, постоянно проживающего в зоне наблюдения (по данным администрации территории).
3.21. В п. 3.3 паспорта заносятся значения средней индивидуальной и коллективной годовых эффективных доз, характеризующие вклад радиоактивных выбросов и сбросов организации вследствие ее текущей деятельности (без радиационных аварий) в отчетном году, в годовую дозу облучения населения, проживающего в зоне наблюдения. Эти значения определяются по результатам мониторинга содержания радионуклидов в объектах окружающей среды и измерения мощности дозы в воздухе и / или с помощью расчетных моделей. Расчетные модели применяются для расчета дозы у населения от деятельности организации при недостатке данных мониторинга окружающей среды и / или при уровнях ее радиоактивного загрязнения ниже чувствительности применяемой аппаратуры. Для расчета по моделям используются данные о выбросах и сбросах радионуклидов при деятельности организации в отчетном году.
3.22. При оценке дозы облучения населения зоны наблюдения за счет деятельности организации в отчетном году необходимо правильно определить вклад в дозу естественных и других техногенных источников (глобальных выпадений, "чернобыльского" загрязнения и др.). Этот вклад определится расчетным путем по величине радиоактивного выброса за отчетный период либо на основе анализа данных измерений в предшествующие годы в зоне наблюдения и в прилегающих районах, а также путем анализа радионуклидного состава загрязнений окружающей среды. Дозу облучения населения зоны наблюдения вследствие текущей деятельности организации в отчетном году определяют согласно специальным методическим документам, а до их введения - согласно приложению 2 методических указаний.
3.23. Медицинские учреждения, выполняющие рентгенорадиологические диагностические исследования, в графу 3.3 паспорта заносят данные о количестве проведенных флюорографических, рентгенографических, рентгеноскопических и радионуклидных исследований.
3.24. В п. 4 паспорта должна быть дана оценка эффективности мероприятий, проведенных в организации, которые направлены на обеспечение выполнения санитарных норм и правил и соблюдение гигиенических нормативов в области радиационной безопасности, снижение индивидуальных и коллективных доз облучения, предотвращение случаев превышения установленных основных дозовых пределов и контрольных уровней, снижение уровней радиоактивных выбросов и сбросов, уменьшение вероятности радиационных аварий и аварийных ситуаций и пр. Оценка эффективности мероприятий основывается на анализе динамики количественных показателей радиационной безопасности за последние 2 - 3 года.
3.25. В п. 5 паспорта приводится число случаев аварийных ситуаций и радиационных аварий, имевших место в отчетном году. К аварийным происшествиям относятся любые случаи потери управления источником ионизирующего излучения, вызванные неисправностью оборудования: неправильными действиями работников, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли бы привести к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды. При инцидентах и авариях на ядерных энергетических установках указываются их уровни в соответствии с международной шкалой INES, которая включает 7 уровней. При авариях на других объектах их уровень определяется по заключению комиссии, проводившей расследование аварии.
3.26. В п. 6 паспорта указывается наличие в организации планов мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий, дата их согласования с органами государственного надзора и дата утверждения их администрацией. Далее приводятся данные о наличии и достаточности в организации средств индивидуальной защиты, дезактивирующих растворов, аварийных дозиметров и средств первой медицинской помощи на случай возникновения радиационной аварии (с отметкой "имеются", "имеются, но в недостаточном количестве", "отсутствуют").
3.27. В п. 7 паспорта перечисляются только те параметры, по которым обнаружено превышение радиационных показателей, установленных для нормальной эксплуатации, включая основные дозовые пределы, контрольные уровни для персонала, квоты и контрольные уровни для населения, проживающего в зоне наблюдения.
3.28. В п. 8 паспорта должно содержаться заключение территориального ЦГСЭН с оценкой достаточности представленных данных о состоянии радиационной безопасности персонала организации и лиц из населения, проживающих в зоне наблюдения. Дается оценка индивидуального и коллективного рисков возникновения стохастических эффектов у лиц этих категорий. Риск стохастических последствий для персонала принимается равным 5,6 х 1Е(-2), а для населения - 7,3 х 1Е(-2) случаев на 1 чел. - Зв. Для получения величин коллективного риска коллективная доза персонала и населения умножается на соответствующие значения коэффициентов риска. Для определения индивидуального риска средняя индивидуальная годовая эффективная доза умножается на эти же значения риска и делится на 1000 (коэффициент перехода от мЗв к Зв).
Оценка радиационной безопасности в организации дается по трехбалльной шкале:
- хорошая - объект полностью соответствует требованиям действующих нормативных актов;
- удовлетворительная - отмечены несущественные нарушения регламентов, не приведшие к переоблучению персонала и населения, сверхнормативному загрязнению окружающей среды;
- неудовлетворительная - отмечены существенные нарушения нормативных актов по радиационной безопасности.
При необходимости формулируются основные предложения ЦГСЭН по повышению уровня радиационной безопасности и устанавливаются сроки их реализации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей