III. Проверка требований, содержащихся в разделе "Общие требования государственного учета и контроля ядерных материалов"
III. Проверка требований, содержащихся в разделе
"Общие требования государственного учета и контроля
ядерных материалов"
16. По пункту 19 проверяется, что в организации учет ведется по всем ЯМ, подлежащим учету в системе государственного учета и контроля ЯМ.
В ходе проверки обращается внимание на то, что в организации осуществляется учет и контроль всех ЯМ, в случае если превышены минимальные количества.
При проверке организаций, в которых не создана система учета и контроля ЯМ и имеющиеся ЯМ учитываются в системе учета и контроля РВ и РАО, проверяется, что не превышены минимальные количества (минимальные количества приведены в приложении N 3 к Основным правилам), в том числе по всей сумме или совокупности ЯМ, с учетом пунктов 20 и 21 Основных правил.
Если в организации установлена система учета и контроля ЯМ, то при проверке необходимо обратить внимание на то, что весь ЯМ в организации находится на учете в ЗБМ, с учетом пунктов 20 и 21 Основных правил. В организации не может находиться ЯМ, не стоящий на учете в ЗБМ, также ЯМ не может находиться и за пределами ЗБМ, за исключением случаев транспортирования ЯМ при передачах.
Проверяется, что в случае, когда тяжелая вода находится в виде УЕ, а не в составе реакторной установки, то дейтерий в тяжелой воде стоит на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. При этом следует учитывать, что если тяжелая вода из УЕ начинает использоваться в реакторной установке, то дейтерий в такой тяжелой воде может быть снят с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ.
17. По пункту 20 проверяется следующее:
уран и торий, выделенные из руды, ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ после выделения (если организация обращается с рудой, в состав которой входят уран или торий);
все ЗРИ с массой ЯМ в единичном ЗРИ, превышающей минимальное количество, указанное в приложение N 3 к Основным правилам, стоят на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. Например, если в организации есть два ЗРИ, один с массой 14 г плутония, а второй с массой 16 г плутония, то первый может стоять на учете в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, а второй должен стоять на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ;
изделия, содержащие обедненный уран и предназначенные для использования в качестве носителя изотопов водорода или для радиационной защиты, учитываемые только в системе государственного учета и контроля РВ и РАО, используются по назначению. При этом следует учитывать, что для таких изделий не применяется критерий по минимальному количеству (то есть в составе изделия из обедненного урана, предназначенного для радиационной защиты, стоящего на учете только в системе государственного учета РВ и РАО, может быть более 500 кг обедненного урана). Если данные изделия не планируются к дальнейшему использованию как носитель изотопов водорода или в качестве радиационной защиты, то такой материал не подпадает под данное исключение из системы учета и контроля ЯМ. Также проверяется, что в таких изделиях не используется природный или обогащенный уран, иначе данное исключение не применяется;
при выделении урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 из облученных продуктов, а также выделении америция-241 из плутония данные материалы (нуклиды) ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ;
ЯМ при переводе в категорию РАО снимаются с учета только после передачи соответствующих РАО в пункт хранения РАО, а до этого стоят на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ. При этом должны выполняться все действующие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и документы организации по переводу ЯМ в РАО. Также проверяется, что из хранилищ РАО, куда переданы такие РАО, невозможно их возвращение в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий.
18. По пункту 21 проверяется, что ЯМ в организации снимаются с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ только после:
использования для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, после передачи организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения. Соответственно до использования или передачи ЯМ должны стоять на учете;
изготовления ЗРИ или ОРИ и передачи ЗРИ или ОРИ на склад готовой продукции или отправки потребителю. При этом для любого такого ЗРИ, в котором ЯМ снимается с учета, должно выполняться правило, что масса ЯМ в единичном ЗРИ меньше минимального количества. Если суммарная масса ЯМ в передаваемых ОРИ, ЯМ в которых снимается с учета, превышает минимальное количество ЯМ, то такие ОРИ не могут быть сняты с учета в системе государственного учета и контроля ЯМ. Например, если передается партия из 14 ОРИ, в каждом по 1 г плутония, то данная партия может передаваться как РВ. Если передается партия из 20 ОРИ по 1 г плутония в каждом ОРИ, то такая партия должна передаваться как ЯМ;
использования для изготовления изделий, предназначенных для использования в качестве носителя изотопов водорода или для радиационной защиты, обедненный уран снимается с учета только после передачи таких изделий на склад готовой продукции или отправки получателю.
19. Проверка пункта 22 осуществляется при проверке ведения учетных документов по ЯМ по пунктам 72 - 74 Основных правил.
20. По пункту 23 проверяют, что расчет изменения количества ЯМ в облученных продуктах (накопление плутония и выгорание урана и урана-235) происходит после выгрузки таких продуктов из активной зоны реактора. Проверяется, что для каждой перегрузки (или извлечения ЯМ из активной зоны) реактора происходит такой расчет. Для реакторов бассейнового типа перемещение ЯМ из активной зоны в другую часть бассейна также считается как выгрузка из активной зоны.
Необходимо убедиться, что массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью аттестованных расчетных методик и (или) программных средств.
21. Проверка пункта 24 осуществляется при проверке ведения учетных документов по ЯМ по пунктам 72 - 74 Основных правил.
22. По пункту 25 проверяется, что ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, были поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ при передаче этих продуктов для использования в мирных целях, а ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, были поставлены на учет после их получения в организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей реактор.
23. По пункту 26 проверяется, что при превышении минимальных количеств ЯМ по любому из ЯМ или по их сумме в организации создана система учета и контроля ЯМ. Превышением считается, если в любой момент времени по организации, с учетом исключений, указанных в пункте 20 Основных правил, в сумме находится количество ЯМ больше минимального количества, указанного в приложении N 3 к Основным правилам.
Так, если по учетным документам в организацию в декабре поступило 10 г плутония, в феврале 7 г плутония, а в марте 10 г плутония отправлены из организации, то с момента получения плутония массой 7 г весь плутоний в организации должен учитываться в системе государственного учета и контроля ЯМ.
При проверке необходимо обратить внимание на то, что если организация обращается с ОРИ с ЯМ и в организации нет других ЯМ, то ЯМ в ОРИ поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ при превышении суммарной массы ЯМ в ОРИ минимальных количеств. Если же организация имеет другие ЯМ, то ЯМ в ОРИ в такой организации поставлены на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ.
В ходе проверки учитывается, что:
если в организации есть 10 ОРИ по 1 г плутония и нет других ЯМ, то эти ОРИ ставятся на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;
если в организации есть 16 ОРИ по 1 г плутония в каждом ОРИ, то все такие ОРИ ставятся на учет в системе учета и контроля ЯМ;
если АЭС имеет 3 ОРИ по 1 г плутония, то такие ОРИ ставятся на учет в системе учета и контроля ЯМ;
если в организации имеется 300 кг обедненного урана, то такой уран может стоять на учете в системе учета и контроля РВ и РАО;
если в организации есть 300 кг обедненного урана и 20 г плутония, то и обедненный уран и плутоний ставятся на учет в системе государственного учета и контроля ЯМ.
Данные проверки осуществляются с учетом исключений, разрешенных в пункте 20 Основных правил.
24. По пунктам 27 и 28 проверяется правильность установления категорий ЯМ в ЗБМ. При проверке необходимо обратить вниманием на то, что категория ЯМ устанавливается по максимальному количеству ЯМ в ЗБМ с учетом всех поступлений и отправок и совокупности ЯМ. Например, если по учетным документам в ЗБМ организации в любой момент времени одновременно находилось два килограмма диоксида плутония, а на момент проверки находится один килограмм диоксида плутония и один килограмм был отправлен из ЗБМ, то максимальное количество диоксида плутония, одномоментно находившегося в ЗБМ, составляет два килограмма, следовательно, данная ЗБМ соответствует 3-й категории. Если в ЗБМ находится одновременно один килограмм диоксида плутония и два килограмма урана с обогащением 90%, то общая масса по совокупности ЯМ в ЗБМ будет 3,8 килограмма, что соответствует 2-й категории.
25. По пункту 29 проверяется, что при проведении ФИ ЯМ выполняются следующие требования:
определяется масса всех ЯМ, поступающих в ЗБМ или отправляемых из ЗБМ;
обеспечено прекращение технологических операций;
отсутствуют получения и отправки ЯМ, формирование новых УЕ, за исключением производств с непрерывной технологией, таких как разделение изотопов;
суда с ядерной энергетической установкой (далее - ЯЭУ), плавучие и береговые хранилища ядерного топлива судов выделены в отдельные ЗБМ;
предусмотрены организационные и технические меры по предотвращению перемещений ЯМ за пределы ЗБМ, минуя КТИ.
26. Проверка пункта 30 осуществляется при проверке разработки программы измерений для каждой ЗБМ по пункту 37 Основных правил.
27. По пункту 31 проверяется, что для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного (далее - руководитель организации), назначены ответственный за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ в организации и материально ответственные лица. В то же время при проверке учитывается, что при необходимости приказами руководителя организации могут назначаться лица, ответственные за учет ЯМ в ЗБМ.
28. По пункту 32 проверяется, что применением организационных мероприятий, СКД и их комбинаций обеспечивается непрерывный контроль доступа к ЯМ. В ходе проверки необходимо обратить внимание на то, что нет отказов СКД, контроль для всего ЯМ обеспечивается применением пломб или применением системы наблюдения или применением правила двух лиц или комбинацией этих методов.
Проверяется, что учет и контроль поддерживается системой физической защиты ЯМ, в том числе обеспечением контроля доступа персонала в помещения с ЯМ.
29. По пункту 33 проверяется, что на двери хранилищ, боксов, сейфов или клетей с ЯМ устанавливаются пломбы с учетом пункта 32 Основных правил, обеспечивающие непрерывность контроля доступа.
В ходе проверки необходимо учитывать, что допускается, чтобы двери хранилищ и сейфов были опломбированы только в нерабочее время, если в рабочее время непрерывность контроля доступа к ЯМ обеспечивается другими мерами и средствами контроля доступа.
В то же время проверяется, что выбранные организацией для применения пломбы удовлетворяют одному из действующих национальных стандартов, что они идентифицируемые (как минимум имеется оттиск, позволяющий идентифицировать пломбу) и одноразовые (невозможно применить второй раз одну и ту же пломбу).
Если для ЯМ в ЗБМ установлена первая или вторая категория, то необходимо проверить, что все пломбы, применяемые в таких ЗБМ, с уникальным идентификатором. Необходимо обратить внимание на то, что все применяемые в таких ЗБМ пломбы, в том числе применяемые к НОУ и другим ЯМ, которые могут относиться к ЯМ 4-й категории, имеют уникальный идентификатор.
По программе применения пломб и другим документам проверяется, что в таких ЗБМ применяются только типы пломб, имеющие уникальный идентификатор. Непосредственно при проверке ЗБМ проверяется фактическое применение пломб только с уникальным идентификатором.
При этом необходимо учесть, что допускается на неразборные УЕ, ЯМ из которых нельзя извлечь без нарушения целостности конструкции (стержневые и шаровые ТВЭЛ, стандартные образцы, запаянные ампулы и другие), пломбы не устанавливать, а контроль доступа к ЯМ в таких УЕ осуществлять визуальным или инструментальным контролем.
Выборочно проверяется наличие пломб, их соответствие учетным документам (соответствие типа, идентификатора и места установки пломб записям в документах об установке пломб), проверяется выполнение документов организации по применению пломб.
30. По пункту 34 проверяется, что в промежутках между ФИ проводится выборочный или 100% контроль пломб. Если контроль выборочный, то в организации проверяется порядок расчета и результаты расчета выборки для каждого проведенного контроля. В ходе проверки обращается внимание на то, что при расчете выборки используется требование подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95% пломб в ЗБМ и выборка не меньше, чем для указанного требования.
Для проверки определения объема выборки проверяемых пломб можно использовать уравнение , где N - количество установленных пломб в ЗБМ. Здесь также означает округление до ближайшего большего целого числа. Ниже приведены результаты такого расчета для нескольких значений N.
Проверяется, что результаты такого контроля документально зафиксированы (указаны проверенные пломбы и результаты проверки, наличие или отсутствие свидетельства о несанкционированном доступе).
31. По пункту 35 проверяется, что все операции с пломбами соответствуют требованиям документов организации, в том числе программе применения пломб и требования этих документов соответствуют требованиям национальных стандартов.
32. По пункту 36 проверяется, что вскрытие дверей хранилищ и других помещений ЗБМ, где хранятся ЯМ первой и второй категорий, производится не менее чем двумя лицами. При этом необходимо обратить внимание на то, что оба лица внесены в список лиц, допущенных к работе с ЯМ. Аналогично проверяется, что если в таких помещениях производятся работы с ЯМ, то все работы с ЯМ производятся не менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей