1. Обоснование необходимости реализации Программы
Для целей настоящей Программы используются следующие определения и сокращения:
государственный метрологический надзор - контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая полномочным федеральным органом исполнительной власти и заключающаяся в систематическом наблюдении и проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в принятии установленных законодательством Российской Федерации мер в отношении правонарушителей за нарушения, выявленные во время надзорных действий;
государственный первичный эталон единицы величины - государственный эталон, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единицы величины с наивысшей в стране точностью, утверждаемый в этом качестве в установленном порядке и применяемый в качестве исходного на территории Российской Федерации;
государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, находящийся в федеральной собственности;
прослеживаемость - свойство эталона единицы величины или средства измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном соответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единиц величин, поверки, калибровки средств измерений;
поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям;
погрешность измерений - разность между результатом измерений и истинным значением измеряемой величины;
средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений;
утверждение типа средств измерений или стандартных образцов - документально оформленное в установленном порядке решение уполномоченного на это федерального органа исполнительной власти о признании соответствия типа средств измерений или стандартных образцов метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний;
эталонная база России - совокупность государственных первичных эталонов единиц величин;
АТФЗМ - Азиатско-Тихоокеанский Форум по законодательной метрологии;
ВЭт - вторичный эталон единицы величины;
ГКМВ - Генеральная конференция по мерам и весам;
ГНМИ - государственный научный метрологический институт;
ГЭ - государственный эталон единицы величины;
ГЭТ - государственный первичный эталон единицы величины;
ЕВРОМЕТ - Европейская организация по метрологии;
КООМЕТ - Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений;
МБМВ - Международное бюро мер и весов;
МОЗМ - Международная организация по законодательной метрологии;
МОМК - Межправительственная Организация Метрической Конвенции;
ФФК - фундаментальная физическая константа;
SI - международная система единиц.
В соответствии с пунктом "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени.
В связи с этим, а также в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" на федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции оказания государственных услуг, управления государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственного метрологического контроля, - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возложена координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений в части:
защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;
содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.
Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. В Российской Федерации допущены к применению единицы величин SI, принятые ГКМВ по рекомендации МОЗМ.
Обеспечение единства измерений требуется для получения достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в национальной экономике и торговле, в здравоохранении и экологии, в сфере обороны и безопасности, а также для защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Единство измерений в стране достигается в результате функционирования государственной системы обеспечения единства измерений, которая включает взаимоувязанный комплекс нормативно-правовых и нормативно-технических документов, эталонов единиц величин, назначенные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные предприятия и учреждения, а также иные аккредитованные в установленным порядке организации, которые обеспечивают, организуют и осуществляют установленную законодательством Российской Федерации систему государственных регулирующих мероприятий, направленных на достижение и поддержание единства измерений в Российской Федерации.
Техническую основу обеспечения единства измерений составляет эталонная база России и ее основа - государственные первичные эталоны единиц величин.
По состоянию на 14.04.2014 в Российской Федерации эксплуатируются 155 ГЭТ, в т.ч.:
менее 5 лет - 53% государственных эталонов;
от 5 до 10 лет - 8% государственных эталонов;
от 10 до 20 лет - 8% государственных эталонов;
более 20 лет - 31% государственных эталонов.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений":
ГЭТ содержатся и применяются в государственных научных метрологических институтах;
ГЭТ подлежат сличению с эталонами единиц величин МБМВ и национальными эталонами единиц величин иностранных государств;
В Российской Федерации должны применяться эталоны единиц величин, прослеживаемые к ГЭТ соответствующих единиц величин.
Анализ состояния эталонной базы России показывает, что, несмотря на то что Российская Федерация занимает 2-е место в мире по измерительным возможностям (по результатам сличений 2013 года), имеется ряд крупных проблем, которые необходимо решить в ближайшие годы в рамках проведения фундаментальных исследований с целью создания ГЭТ на основе новых определений основных единиц SI, а также разработки и модернизации ГЭТ на основе современных технологий.
Являясь членом МОЗМ, МОПК, АТФЗМ, ЕВРОМЕТ, КООМЕТ, Российская Федерация участвует в создании глобальной системы измерений, обеспечивающей такие условия, что повсюду в мире измерения могут выполняться на совместимой основе, с требуемой точностью, прозрачностью и на международной признанной основе, что предусматривает необходимость проведения большого количества сличений национальных эталонов единиц величин и наличия в каждом ГНМИ аттестованных систем менеджмента качества.
В результате планируемого МБМВ принятия новых определений основных единиц SI на основе фиксации значений ряда ФФК с нулевой неопределенностью изменится научно-техническая основа эталонной базы России. Основную роль как для создания ГЭТ, так и для передачи единиц SI с помощью метрологических цепочек будут играть референтные методики создания и передач единиц измерений. Референтная методика, в отличие от артефакта, неуничтожима и всегда позволяет построить материальную установку воспроизведения единицы физической величины.
В ведущих метрологических центрах мира (США, Англия, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония, Китай, Швейцария, Голландия, Австралия и др.) уже созданы и действуют экспериментальные эталонные установки по измерению различных ФФК. Такие экспериментальные эталонные установки при переходе к новым определениям единиц СИ будут основой их воспроизведения. К настоящему времени некоторые из этих экспериментальных эталонных установок уже почти достигли уровней точности, которые были сформулированы в решениях и рекомендациях МОЗМ.
В Российской Федерации до настоящего времени нет эталонных установок, реализующих новые определения килограмма, кельвина, секунды, моля, ампера, и работы по их созданию практически еще не начались. Если такое положение сохранится в будущем, это приведет к тому, что Государственная поверочная схема для средств измерения массы, температуры, времени, количества вещества, электрического тока останется без ГЭТ, которые играют ключевую роль в этой схеме и в ряде случаев вынуждены будут получать размер единицы от зарубежных первичных эталонов, реализующих новые определения единиц, т.е. фактически будут калиброваться зарубежными эталонами. Возникает ситуация, которая грозит не только большими экономическими потерями для России, но и станет тормозом в модернизации науки, технологий и промышленности страны.
Учитывая изложенное, создание в России современных установок по воспроизведению новых определений основных единиц SI является неотложной и приоритетной задачей российской науки и технологий, необходимой для метрологического обеспечения на мировом уровне всех областей науки и отраслей промышленности, включая оборонную, а также для обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Содействие модернизации и инновационному развитию высокотехнологической промышленности и современных наукоемких технологий требует разработки эталонных установок мирового уровня, основанных на новых физических принципах и современных технологиях.
Принятие ведомственной целевой программы "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин" на 2015 - 2016 годы позволит разработать принципиально новые эталоны физических величин на основе использования ФФК, обеспечить наиболее полное развитие современной метрологической инфраструктуры России для сохранения метрологической независимости, обеспечить разработку и производство высокотехнологической продукции, в том числе оборонного назначения, повысить конкурентоспособность отечественной промышленности.
Ведомственная целевая программа "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин" на 2015 - 2016 годы соответствует цели "Обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения, конкурентоспособности экономики, достижения научно-технологического лидерства России, высокого уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета Российской Федерации" и реализуется в рамках задачи "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, информации" подпрограммы 12 "Развитие систем технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений" государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328.
Реализация Программы послужит вкладом в достижение цели и решение задачи подпрограммы 12 "Развитие систем технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений" Государственной программы за счет недопущения научного и технологического отставания Российской Федерации от признанного мирового уровня точности измерений, сохранения метрологического суверенитета России.
Финансирование мероприятий данной Программы предполагается осуществлять в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на плановый период 2015 и 2016 годов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей