ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки)

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС или ОС, а дополнительные профессиональные программы - программы профессиональной переподготовки (далее - программы профессиональной переподготовки) на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования (далее - СПО и ВО) к результатам освоения образовательных программ.

Таким образом, при разработке данных программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и профессиональный(ые) стандарт(ы).

Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ СПО.

В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания. В профессиональных стандартах описывается деятельность, для этого используются термины "вид профессиональной деятельности", "обобщенные трудовые функции", "трудовые функции", "трудовые действия" <6>. В образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин "компетенция" <7>.

--------------------------------

<6> Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (утвержден приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н) дают следующие определения данным терминам:

вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе;

трудовая функция - для целей рекомендаций - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

<7> Компетенция - динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности.

В то же время для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: проводилась последовательная декомпозиция предмета описания на основе правил относительной автономности элементов, описания на языке действий и т.п. Это делает возможным проведение сопоставления с использованием стандартов таблицы 2.

Таблица 2

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕДИНИЦ ФГОС СПО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ФГОС СПО

Профессиональный стандарт

Выводы

Виды деятельности (ВД)

Обобщенные трудовые функции (ОТФ) или трудовые функции (ТФ) соответствующего уровня квалификации

Профессиональные компетенции по каждому ВД

Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия

Практический опыт по каждому ВД

Трудовые функции или трудовые действия

Умения

Умения

Знания

Знания

Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

На основании сравнения можно сделать следующие выводы:

о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);

о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;

о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;

о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;

о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).

Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями. Внесенные в программу изменения, дополнения и их обоснование могут быть описаны в разделе "Общая характеристика образовательной программы" или иных документах, входящих в ее состав, - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов при разработке программ профессиональной переподготовки.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Для их определения и может использоваться профессиональный стандарт. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой в образовании, и в профессиональных стандартах, о которых говорилось выше. Вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в профессиональном стандарте в большинстве случаев соответствуют обобщенной трудовой функции, иногда - трудовой функции.

Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция (трудовая функция). Решение о разработке соответствующей программы целесообразно принимать с учетом актуальной и перспективной востребованности той или иной профессии (специальности) на рынке труда, а также наличия в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его развития.

Далее необходимо найти ФГОС, отвечающий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования к результатам подготовки с описанием квалификации в профессиональном стандарте.

При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих СПО, используется методика, аналогичная описанной для основных программ СПО (см. п. 3.1 данных рекомендаций). Сопоставление проводится с использованием таблицы 3.

Таблица 3

СОПОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ПОДГОТОВКИ ПО ФГОС СПО

Профессиональный стандарт

ФГОС СПО

Выводы

Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации

Вид деятельности (ВД)

Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия

Профессиональные компетенции по ВД

Трудовые функции или трудовые действия

Практический опыт по ВД

Умения, другие характеристики трудовых функций

Общие компетенции (ОК)

Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции. Соответствующий им элемент в профессиональных стандартах отсутствует, поскольку в них изначально зафиксирован уровень образования, необходимый для выполнения ОТФ и ТФ, что, в свою очередь, подразумевает наличие у выпускника общих компетенций, соответствующих этому уровню. В то же время по каждой трудовой функции в профессиональном стандарте, кроме трудовых действий, умений и знаний, могут быть приведены дополнительные характеристики, которые в ряде случаев можно использовать для дополнения перечня общих компетенций. Полезным для этого также может оказаться анализ умений, поскольку именно они в профессиональном стандарте, как правило, содержат требования к соблюдению промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, профессиональной этики, владения иностранными языками и т.д.

При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих ВО, содержание таблицы несколько меняется (таблица 4).

Таблица 4

СОПОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

СТАНДАРТЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПОДГОТОВКИ ПО ФГОС ВО

Профессиональный стандарт

ФГОС ВО

Выводы

Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации

Виды профессиональной деятельности (ВПД)

Трудовые функции или трудовые действия

Профессиональные задачи, профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК)

Умения, другие характеристики трудовых функций

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС высшего образования (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.), являются "сквозными", поэтому при сопоставлении необходимо выбрать те из них, которые служат основой овладения выбранной квалификацией (обобщенной трудовой функцией или трудовой функцией).

С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определении требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в профессиональных стандартах, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы профессионального стандарта и как корреспондируют с единицами ФГОС.

Выводы, которые можно сделать на основе сравнения, могут содержать формулировки требований к результатам освоения программы с использованием терминологии, принятой в образовании, и должны обеспечивать их соответствие как ФГОС, так и профессиональным стандартам.