ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе

Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация. Ее оценка имеет специфику в сравнении с оценкой умений и знаний. Существующий опыт оценки квалификаций не является массовым. В связи с этим в данном разделе будут рассмотрены именно вопросы оценки профессиональной квалификации, а не освоения отдельных дисциплин и иных компонентов образовательной программы.

Существуют следующие особенности оценки квалификации:

оценка квалификации имеет интегративный (целостный) характер: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии квалификации. Квалификацию необходимо оценивать в целом, при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним;

оценка квалификации, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно.

Объективность оценки квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки.

Организация оценки квалификации при освоении образовательных программ.

Оценка квалификации (квалификационный экзамен) может проводиться единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками.

При освоении профессиональных образовательных программ оценка квалификации может проводиться в рамках промежуточной и (или) итоговой аттестации.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 5 статьи 59). Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации (часть 3 пункта 10 статьи 28).

Организация оценки квалификации при освоении программ профессионального обучения.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (часть 1 статьи 74). Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (часть 3 статьи 74).

Организация оценки квалификации при освоении программ СПО.

При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).

ФГОС СПО обеспечивают оценку профессиональной квалификации с учетом требований профессиональных стандартов путем предъявления следующих требований:

фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и должны утверждаться образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей;

содержание квалификационного экзамена должно быть максимально приближенным к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников, к проведению экзамена в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели;

тематика выпускной квалификационной работы для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии, предусмотренного ФГОС. Выпускная квалификационная работа должна включать практическую квалификационную работу и письменную экзаменационную работу;

тематика выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта) для программ подготовки специалистов среднего звена должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Организация оценки квалификации при освоении дополнительных профессиональных программ.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Таким образом, для ДПП законом не предусматривается никаких ограничений на разработку содержания и организации квалификационных экзаменов.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

6. Последовательность разработки средств оценки квалификации.

Разработка средств оценки квалификации имеет итерационный характер, но в целом соблюдается следующая последовательность этапов.

Этап 1. Выбор предмета оценивания. Предмет оценивания (освоение квалификации) декомпозируется до компетенций. Целесообразно разрабатывать комплексные задания, проверяющие группу связанных компетенций (профессиональных (профессионально специализированных) и общих (общекультурных, универсальных). Декомпозиция предмета оценивания до умений, знаний возможна в случае, когда этого требует специфика квалификации и (или) необходим допуск к основным квалификационным испытаниям <12>.

--------------------------------

<12> Наиболее распространенный и понятный пример - экзамены в автошколе.

Этап 2. Выбор объекта оценивания. На этом этапе необходимо определить объект(ы) оценивания для каждой компетенции или группы компетенций. Объектами оценки могут служить: продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно.

Процесс оценивается, когда:

необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.;

значим временной фактор (необходим хронометраж);

продукт (результаты) выполнения трудовых функций имеют отсроченный характер и/или оцениваются сложней, чем процесс.

Продукт деятельности оценивается, когда:

не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);

сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или процесс выполняется длительное время).

Продукт деятельности может представляться готовым или создаваться "здесь и сейчас". Последнее обеспечивает самостоятельность выполнения работы, но невозможно, если она занимает длительное время. В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).

Решение об оценке квалификации на основе оценки только продуктов деятельности, только процесса деятельности или необходимости оценки и продуктов, и процесса деятельности необходимо принимать с учетом специфики той или иной профессиональной деятельности, описанной в профессиональных стандартах преимущественно на уровне умений.

Конкретными объектами оценки могут выступать: изготовленные продукты и (или) процесс деятельности, а также документированные подтверждения результатов выполнения соответствующей деятельности (портфолио документов). Портфолио документов чаще всего не может быть единственной формой доказательства освоения квалификации, использоваться для оценки освоения всех компетенций. Обычно портфолио дополняется выполнением какого-либо задания на экзамене.

Этап 3. Определение ресурсного обеспечения оценивания.

На этом этапе необходимо определить:

какое время необходимо для выполнения деятельности;

где она должна выполняться (можно ли/целесообразно ли продемонстрировать деятельность в модельных, имитационных условиях или необходимы реальные условия);

в каких условиях (на каком оборудовании, какими материалами и т.д.) должен/может пользоваться экзаменуемый.

Этап 4. Выбор методов и разработка процедуры оценивания.

Методы оценивания достаточно разнообразны:

выполнение практического задания на экзамене, в том числе разработка и защита проекта (модели, подхода, решения и т.п.);

анализ случая (кейс-стади) на экзамене;

анализ портфолио документов, в том числе резюме (CV) и/или собеседование по документам;

анализ видеозаписи выполнения работ (фрагментов работ) и/или собеседование по работам, защита проекта.

Методы оценивания необходимо выбирать так, чтобы их совокупность обеспечивала соответствие процедуры принципам оценивания (см. п. 6.1). Также важно обеспечить оптимальную ресурсоемкость процедуры (см. этап 3).

Таким образом, на данном этапе необходимо:

продумать организацию экзамена: наличие этапов и их длительность, состав и последовательность выполнения заданий и их составляющих (подготовка/выполнение задания, ответ/защита/собеседование и т.д.);

определить требования к количеству и квалификации экспертов (экзаменаторов);

определить степень публичности процедуры оценки: от присутствия только экспертов (экзаменаторов) до открытой процедуры защиты (презентации, собеседования, выполнения практической работы и т.п).

Этап 5. Определение показателей и критериев оценки.

Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания.

Критерии - признаки, на основании которых проводится оценка показателя. Критерии позволяют дать бинарную оценку этому показателю, однозначно ответить: "да - нет", "выполнено - не выполнено".

Показатели и критерии оценки результата:

должны позволять давать достоверную (валидную, надежную) и объективную (независимую от частного мнения или отдельных суждений) оценку;

показателей и критериев не должно быть много;

формулировки показателей и критериев должны быть понятными не только для экзаменаторов (экспертов), но и для наблюдателей и испытуемых.

Для формулировки показателей и критериев оценки процесса и (или) результатов деятельности может оказаться полезным анализ соответствующих умений и знаний, перечисленных в профессиональном стандарте. Кроме этого, если объектом оценки выступает процесс деятельности, то одним из показателей его оценки, как правило, выступает соблюдение технологии, предусмотренных ею этапов деятельности. В этом случае критерии оценки могут быть сформулированы на основе перечня трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте и обеспечивающих выполнение трудовой функции.

Этап 6. Формирование типового задания.

Задание для проверки овладения профессиональной квалификацией обычно представляет собой фрагмент профессиональной деятельности. Задания могут выполняться в реальной или моделируемой производственной (трудовой) среде. В любом случае важно определить ее обязательные элементы, то есть назвать необходимое оборудование, условия его применения и т.д.

Этап 7. Формирование фонда оценочных средств.

Типовое задание представляет собой обобщенную формулировку, на базе которой путем конкретизации разрабатываются варианты задания за счет видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий задачи.