ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы

Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС.

ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена. Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение. Таким образом, в данном случае реализуется модульно-компетентностный подход.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов может использоваться при реализации любых программ. <13> Таким образом, при реализации программ профессионального обучения, программ ВО и ДПО, ориентированных на освоение или совершенствование профессиональной квалификации, может использоваться как модульно-компетентностный, так и иной подход к формированию структуры образовательной программы.

--------------------------------

<13> П. 3 статьи 13.

Разработка программы учебной и производственной практики.

При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Предлагаемая логика разработки зафиксирована в таблице 9.

Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.

Таблица 9

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

Результаты (освоенные компетенции)

Виды работ на практике

1

2

Вид деятельности __________________________________________________________

Объем практики/стажировки (в неделях/часах и (или) зачетных единицах) __________

Вид деятельности __________________________________________________________

Объем практики/стажировки (в неделях/часах и (или) зачетных единицах) __________

При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.

ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП.

Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Формирование структуры "теоретической части" программы и разработка программ учебных дисциплин, модулей, курсов.

После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура "теоретической части" программы. При этом удобно использовать следующую таблицу.

Таблица 10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ "ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ" ПРОГРАММЫ

Результаты обучения (компетенции)

Умения и знания

Учебные курсы, дисциплины, модули, программы

1

2

Должен уметь ________________

Должен знать ________________

Должен уметь ________________

Должен знать ________________

...

...

В первом столбце перечисляются все компетенции, освоение которых предусмотрено программой (общепрофессиональные и (или) профессиональные и (или) профессионально специализированные и (или) общие (общекультурные, универсальные). Компетенции группируются в соответствии с осваиваемыми видами (профессиональной) деятельности с учетом того, что общие (общекультурные, универсальные) компетенции развиваются при освоении любого вида (профессиональной) деятельности.

Умения и знания, являющиеся основой формирования (совершенствования) компетенций, определяются на основе ФГОС (для программ СПО) и примерных программ (для основных программ), а также профессиональных стандартов.

Для основных программ среднего профессионального образования профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации умений и знаний, освоение которых предусмотрено ФГОС и (или) примерными программами.

Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессиональной переподготовки, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности на основе ФГОС.

Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессионального обучения и программ повышения квалификации, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности.

В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).

Далее на основе этой таблицы разрабатываются программы каждой дисциплины, модуля, курса. Рекомендуемая логика разработки зафиксирована в таблице 11.

Таблица 11

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ

Результаты (освоенные компетенции)

Должен уметь

Темы лабораторных работ, практических занятий

Должен знать

Темы теоретической части обучения

1

2

3

5

6