ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы
Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС.
ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена. Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение. Таким образом, в данном случае реализуется модульно-компетентностный подход.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов может использоваться при реализации любых программ. <13> Таким образом, при реализации программ профессионального обучения, программ ВО и ДПО, ориентированных на освоение или совершенствование профессиональной квалификации, может использоваться как модульно-компетентностный, так и иной подход к формированию структуры образовательной программы.
--------------------------------
<13> П. 3 статьи 13.
Разработка программы учебной и производственной практики.
При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Предлагаемая логика разработки зафиксирована в таблице 9.
Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.
ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ
При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.
ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Формирование структуры "теоретической части" программы и разработка программ учебных дисциплин, модулей, курсов.
После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура "теоретической части" программы. При этом удобно использовать следующую таблицу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ "ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ" ПРОГРАММЫ
Должен знать ________________ |
||
Должен знать ________________ |
||
В первом столбце перечисляются все компетенции, освоение которых предусмотрено программой (общепрофессиональные и (или) профессиональные и (или) профессионально специализированные и (или) общие (общекультурные, универсальные). Компетенции группируются в соответствии с осваиваемыми видами (профессиональной) деятельности с учетом того, что общие (общекультурные, универсальные) компетенции развиваются при освоении любого вида (профессиональной) деятельности.
Умения и знания, являющиеся основой формирования (совершенствования) компетенций, определяются на основе ФГОС (для программ СПО) и примерных программ (для основных программ), а также профессиональных стандартов.
Для основных программ среднего профессионального образования профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации умений и знаний, освоение которых предусмотрено ФГОС и (или) примерными программами.
Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессиональной переподготовки, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности на основе ФГОС.
Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессионального обучения и программ повышения квалификации, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности.
В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).
Далее на основе этой таблицы разрабатываются программы каждой дисциплины, модуля, курса. Рекомендуемая логика разработки зафиксирована в таблице 11.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей