ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа

При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:

один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;

часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций <3>.

--------------------------------

<3> В случае выбора этого варианта можно воспользоваться классификационными группировками видов экономической деятельности по ОКВЭД <3> и (или) видов трудовой деятельности по ОКЗ <3>.

При использовании этого варианта необходимо найти нужную область профессиональной деятельности (одну или несколько) и просмотреть входящие в нее виды профессиональной деятельности.

Трудовые функции в реестре сгруппированы по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть программы) <3>, а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным определением уровня квалификации.

Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу "Дополнительные характеристики", в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК <4>).

--------------------------------

<4> ОКНПО - Общероссийский классификатор начального профессионального образования.

ОКСО - Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

ОКСВНК - Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.

Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.

Таблица 1

СВЯЗЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ

СТАНДАРТАМИ

Наименование программы

Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)

Уровень квалификации

1

2

3

Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе "Общая характеристика образовательной программы" <5> или иных документах, входящих в ее состав, - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

--------------------------------

<5> Обязателен для программ высшего образования в соответствии с документами, определяющими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования (см. приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1258, приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1259, приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367), "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".