18.06.2015 на посадочной площадке Бугуруслан (Главный) произошла катастрофа самолета DA-40NG RA-02654 Бугурусланского летного училища гражданской авиации (далее - ЛУГА) имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова (филиал ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации").
Выполнялись полеты по кругу по программе подготовки курсантов летного училища. На борту самолета находились пилот-инструктор и курсант.
Пилот-инструктор (1974 г.р.) окончил Сызранское высшее военное училище летчиков в 1997 году. Имел общий налет 1700 часов, в том числе налет на вертолетах 631 час, на самолете Ан-2 330 часов (в качестве КВС 285 часов), на самолете DA-40NG 739 часов (в качестве КВС 724 часа).
Курсант (1992 г.р.), учащийся 2 курса Бугурусланского ЛУГА. Имел налет на самолете DA-40NG 51 час.
Авиационное происшествие произошло днем, в простых метеоусловиях (ветер 180° 3 м/с, видимость 10 км, облачность незначительная кучевая на 1200 метров, значительная на 3000 метров, температура +28 °C).
По предварительным данным, при выполнении полета с имитацией отказа двигателя на снижении при выводе самолета из значительного правого крена самолет перешел в левый крен с опусканием носа самолета и столкнулся с землей на расстоянии 150 метров до торца ВПП с магнитным курсом 105°. В результате авиационного происшествия самолет полностью разрушился, пилот-инструктор и курсант погибли.
С учетом катастрофы самолета DA-40NG RA-02654, с 2010 по 2015 годы при выполнении учебных полетов в филиалах Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации и Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации произошло четыре авиационных происшествия, в том числе три катастрофы, приведшие к гибели 6 человек (3 пилота-инструктора и 3 курсанта).
Одно авиационное происшествие явилось следствием столкновения в воздухе вертолетов Ми-8Т (17.09.2012, авария вертолета Ми-8Т RA-22719 и серьезный инцидент с вертолетом Ми-8Т RA-22850 на посадочной площадке Калачинск).
Два авиационных происшествия (катастрофа самолета Як-18Т RA-44302 07.11.2012 в районе посадочной площадки Пителино и катастрофа самолета DA-40NG RA-01726 08.05.2014 в районе аэродрома Солдатская Ташла) были связаны с отказом (выключением) двигателя и последующей потерей управляемости в полете (вывод самолета на закритические углы атаки и режим сваливания).
Информация о причинах авиационных происшествий и ссылки на окончательные отчеты по результатам расследований приведены в приложении к настоящему письму.
При расследовании указанных авиационных происшествий отмечались недостатки в подготовке и выполнении полетов, создающие угрозу безопасности полетов, в том числе:
1. Недостаточная подготовка пилотов-инструкторов.
1.1. При расследовании катастрофы самолета Як-18Т RA-44302 Сасовского ЛУГА, происшедшей 07.11.2012, было обращено внимание на то, что после окончания летного училища (в 2003 году) пилот-инструктор в течение 4,5 лет имел относительно малый налет, весь в качестве помощника командира самолета (второго пилота) Ту-22МЗ. После этого был двухлетний перерыв в летной работе.
Подготовка пилота-инструктора к полетам в качестве КВС самолета Ан-2, проведенная на базе Сасовского ЛУГА, существенно отличалась от подготовки КВС в авиакомпаниях гражданской авиации (составила меньшее количество часов). Тренировка будущего КВС в качестве второго пилота в производственных условиях по типовой программе авиакомпании составляла от 300 до 500 часов, а по программе Сасовского ЛУГА - 45 часов 40 минут. Тренировка-проверка командира ВС-стажера в производственных условиях в Сасовском ЛУГА не была предусмотрена, при том что по ППЛС авиакомпании составляет не менее 100 часов.
1.2. При расследовании катастрофы самолета DA-40NG RA-01726 ФГБОУ ВПО "УВАУ ГА (И)", происшедшей 08.05.2014, было отмечено, что пилот-инструктор имел перерыв в летной работе с 1998 по 2007 год.
Самолет DA-40NG должен эксплуатироваться в соответствии с РЛЭ на английском языке. Пилот-инструктор не имел достаточного уровня знаний английского языка для изучения РЛЭ самолета DA-40NG на английском языке.
По представленным документам комиссия по расследованию не смогла однозначно определить, когда и в каком объеме проводились тренировки и проверка пилота-инструктора по выводу самолета из сваливания.
2. Недостатки в организации учебных полетов и подготовки к ним.
2.1. Комиссией по расследованию катастрофы самолета DA-40NG RA-01726 ФГБОУ ВПО "УВАУ ГА (И)", происшедшей 08.05.2014, было установлено, что в соответствии с учебным планом курсант прошел теоретическую подготовку на самолет первоначального обучения Як-18Т, однако к летному обучению не приступил (после катастрофы самолета Як-18Т RA-44302 в Сасовском ЛУГА 07.11.2012 и последовавшего за этим запрета полетов на этом типе ВС в учебных заведениях гражданской авиации).
В ФГБОУ ВПО "УВАУ ГА (И)" были проведены дополнительные занятия по программе подготовки курсантов на самолет DA-40NG в объеме 246 часов. Теоретическая подготовка проводилась в процессе обучения по основной образовательной программе высшего образования. Изменение учебного плана привело к увеличению времени аудиторных занятий в отдельных случаях до 12 учебных часов в день (учебная нагрузка в неделю доходила до 72 учебных часов, при допустимой 54 часа в неделю).
Общий налет курсанта на тренажере перед началом полетов составил 3 часа 45 минут (в течение 3 дней), при этом перерывы между тренировками на тренажере составили 10 и 9 дней. Отработка действий в особых случаях в полете тренажерной подготовкой не предусматривалась.
Посадка курсанта в самолет для выполнения первого (ознакомительного) полета производилась при нахождении самолета на середине ВПП с работающим двигателем, в результате чего была нарушена процедура, установленная Комплексным курсом подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах DA-40, DA-42 и их модификациях. Таким образом, пилот-инструктор не выполнил (пропустил) ряд предусмотренных Комплексным курсом подготовки пилотов коммерческой авиации на самолетах DA-40, DA-42 и их модификациях процедур, с которыми он должен был ознакомить обучаемого, что могло вызвать у последнего рост психоэмоционального напряжения, а также привести к нарушению ранее отрабатываемых (в ходе тренажерной подготовки) стереотипов деятельности.
2.2. В ходе расследования аварии вертолета Ми-8Т RA-22719, происшедшей 17.09.2012, были выявлены недостатки в организации учебных полетов на посадочной площадке Калачинск Омского летно-технического колледжа гражданской авиации, в том числе:
отсутствие схем выполнения полетов и разъяснений порядка выполнения полетов по большому и стандартному кругу при выполнении полетов по ПВП, что создавало условия для сближения вертолетов после 4-го разворота;
отсутствие установленной фразеологии радиообмена между экипажем и диспетчером, предусматривающей доклад на 3-м развороте о номере выбранной площадки для посадки и доклад о выполнении 4-го разворота;
отсутствие методических рекомендаций инструкторскому и диспетчерскому составу по выполнению полета по кругу с заходом на посадку на режиме самовращения несущего винта и определения номеров площадок для выполнения посадок на режиме самовращения несущего винта;
отсутствие планирования использования площадок для посадок вертолетов перед началом летной смены.
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести данную информацию до сведения руководителей организаций гражданской авиации, образовательных учреждений гражданской авиации, авиационных учебных центров и эксплуатантов воздушных судов АОН.
2. Руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих однодвигательные самолеты, руководителям образовательных учреждений гражданской авиации и руководителям авиационных учебных центров:
2.1. провести теоретические занятия с летным составом по действиям при отказе (самовыключении) двигателя в полете, обратив при этом внимание на:
требования РЛЭ по порядку выполнения аварийной посадки при отказе двигателя на различных этапах полета;
требования РЛЭ относительно возможности безопасного выполнения разворотов в зависимости от высоты полета, а также допустимые значения углов крена и скорости при выполнении разворотов с неработающим двигателем;
дальность и минимально допустимую скорость планирования с неработающим двигателем;
признаки приближения самолета к режиму сваливания и действия при этом.
2.2. рассмотреть необходимость проведения внеочередной тренажерной подготовки (тренажей в кабине пилотов) летно-инструкторского состава по действиям при отказе (самовыключении) двигателя на различных этапах полета.
2.3. при проведении упражнений летной подготовки, предусмотренных программами КУЛП и ППЛС, исключить возможность несанкционированного выполнения элементов, не включенных в программы КУЛП и ППЛС.
3. Ректорам ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" совместно разработать и до 15.07.2015 представить в Росавиацию обоснованные предложения по повышению безопасности полетов при выполнении учебных полетов.
А.В.НЕРАДЬКО
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей