<Письмо> Росавиации от 09.07.2015 N 02.3-1984 "Информация по безопасности полетов N 12"
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
от 9 июля 2015 г. N 02.3-1984
29.06.2015 в аэропорту Домодедово произошел серьезный инцидент с ВС Боинг-737-500 VP-BYT ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО".
В процессе буксировки ВС "хвостом вперед" с места стоянки на точку запуска двигателей произошло разрушение и складывание передней опоры шасси в направлении против полета. ВС получило сквозное повреждение обшивки нижней части фюзеляжа за нишей передней опоры шасси, повреждены задние по полету стенки ниши передней опоры шасси, а также разрушен верхний подкос передней опоры шасси.
В ходе расследования установлено, что в процессе буксировки и запуска двигателя N 2 произошло затормаживание колес левой опоры шасси (подтверждается данными FDR и следом на искусственном покрытии). Причина затормаживания колес устанавливается.
Следует обратить внимание на то, что 04.07.2015 в аэропорту Шереметьево при буксировке самолета А-321 VQ-BEI на точку запуска двигателей КВС ошибочно включил стояночный тормоз, что привело к срезу болтов на буксировочном устройстве.
В период с 2002 года по настоящее время произошло 39 авиационных событий, связанных с буксировкой ВС, результатом которых явились повреждения элементов конструкции передней опоры шасси. Две трети этих событий явились следствием нарушения требований раздела 5.8 "Буксировка воздушных судов" НТЭРАТ ГА-93.
18.10.2012 в аэропорту Озерная (перрон аэродрома имеет грунтовое покрытие) произошел инцидент с самолетом Л-410 RA-67009.
Ввиду отсутствия на месте стоянки ВС специалиста, руководящего заруливанием, остановка самолета была произведена правее ~ 3 м и впереди ~ 2 м от штатного места стоянки с отклонением относительно продольной оси места стоянки на 15°.
В процессе заруливания, в позиции разворота самолета относительно правой опоры шасси, образовалась борозда от правого колеса (углубление в грунте 10 - 15 см). При этом колесо передней опоры шасси было повернуто до упора вправо и оставалось в таком положении до выруливания самолета.
Завершив посадку пассажиров, загрузку почты и багажа, экипаж начал выруливание со стоянки. При этом правое колесо оставалось заглубленным в грунт на 10 - 15 см. После трех безуспешных попыток выруливания в течение 2-х минут (режим двигателей повышался вплоть до взлетного) ВС еще больше увязло правым колесом в грунт (по ось колеса). Двигатели были выключены.
По согласованию между КВС и авиатехником было принято решение на буксировку без высадки пассажиров и разгрузки ВС. Авиатехник, имеющий допуск на осуществление буксировки данного типа самолета, произвел подсоединение буксировочного водила к передней опоре шасси и сориентировал колесо передней опоры вдоль оси самолета. Какие-либо действия по освобождению правого колеса из грунта не проводились. С момента начала буксировки загруженного самолета при помощи тягача ВС продвинулось вперед еще на ~ 0,5 метра, однако правое колесо продолжило углубляться в грунт, создавая дополнительное сопротивление движению самолета, обусловленное как вязким грунтом (супесь), так и повышенным сопротивлением вращению из-за попадания песка в пространство между барабаном колеса и тормозным устройством. Возникшие при попытке буксировки нерасчетные нагрузки привели к разрушению элементов кронштейна замка и складыванию передней опоры шасси.
Причиной авиационного инцидента явилось принятие экипажем и авиатехником необоснованного решения на буксировку ВС, завязшего в грунте. Сопутствующей причиной явилось неудовлетворительное состояние места стоянки.
30.05.2013 в аэропорту Пулково произошел инцидент с самолетом CL-600 VQ-BOJ.
При буксировке "хвостом вперед" к месту запуска двигателей произошло отсоединение буксировочного устройства от самолета. Самолет по инерции продолжил движение назад. Экипаж применил торможение и после остановки воздушного судна установил на стояночный тормоз.
Причиной отсоединения буксировочного устройства от передней опоры шасси явилось недоведение левого штифта в соединении передней опоры для запирания штифта на замок. Вследствие выхода левого штифта произошло деформирование правого штифта водила, находящегося в соединении с передней опорой, и рассоединение сцепки "водило - передняя опора шасси".
Предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Довести данную информацию до сведения руководителей организаций гражданской авиации, авиационных учебных центров и эксплуатантов воздушных судов АОН.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, руководителям авиационных учебных центров и эксплуатантам воздушных судов АОН:
довести данную информацию до командно-летного, инструкторского, инспекторского состава и членов летных экипажей, инженерно-технического персонала и специалистов по наземному обеспечению полетов;
организовать и провести занятия с летными экипажами, инженерно-техническим персоналом и специалистами по наземному обеспечению полетов по повторному изучению пунктов 3.38, 3.48 ФАП-128, раздела 5.8 и Приложения 1.7 НТЭРАТ ГА-93, а также разделов по организации и процедурам наземного обеспечения руководства по производству полетов (руководства по наземному обслуживанию) в части, касающейся буксировки ВС;
эксплуатантам самолетов Боинг-737 всех модификаций провести занятия с летными экипажами, инженерно-техническим персоналом, специалистами по наземному обеспечению полетов по изучению рекомендаций, изложенных в сервисном письме компании "Боинг" от 17 января 2008 г. N 737-SL-09-003-A ATA: 0910-00 "737 NOSE GEAR COLLAPSE POTENTIAL DURING TOWING/PUSHBACK" (не приводится).
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей