Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 N 434 утверждены новые Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

Приложение 1

Этап 1. Формирование перечня профессиональных стандартов и обобщенных трудовых функций (ОТФ), сопряженных с ФГОС СПО

Пример 1. ФГОС СПО по специальности 35.02.09 "Ихтиология и рыбоводство"

Шаг 1.

По сходству наименований ПС и ФГОС СПО отобраны ПС: "Рыбовод", "Инженер-рыбовод", "Ихтиолог".

Шаг 2.

ПС "Рыбовод":

отобрана ОТФ B "Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре" (подсказкой является возможное наименование должности - техник-рыбовод, которое соответствует квалификации, указанной во ФГОС СПО).

ОТФ A "Выполнение простых технологических операций в аквакультуре" соответствует профессии рабочего "Рыбовод". Она указана во ФГОС СПО в перечне профессий, рекомендуемых к освоению в рамках ППССЗ. Таким образом, ОТФ A может быть исключена из дальнейшего рассмотрения.

ПС "Инженер-рыбовод" условно соответствует: названия ОТФ A и ОТФ B <3> отвечают направленности (профилю) программы, но указана должность инженера, а не техника.

--------------------------------

<3> ПС "Инженер-рыбовод":

ОТФ A "Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре";

ОТФ B "Организация выполнения технологических операций в аквакультуре и управление персоналом".

ПС "Ихтиолог" исключается из дальнейшего анализа, так как в нем описана деятельность, связанная с промышленным рыболовством, а не с выращиванием гидробионтов, как во ФГОС СПО.

Шаг 3.

В ПС "Рыбовод" возможностям образовательной программы СПО соответствует ОТФ B - 5 уровень квалификации.

В ПС "Инженер-рыбовод" - ОТФ A - 5 уровень квалификации; ОТФ B - 6 уровень квалификации.

Шаг 4.

В ПС "Рыбовод" ОТФ B требует СПО.

В ПС "Инженер-рыбовод" ОТФ A - СПО, ОТФ B - указано только высшее образование. ОТФ В, по согласованному мнению разработчиков, из дальнейшего анализа исключается.

Шаг 5.

ПС "Рыбовод": ОТФ B - без требований к опыту работы.

ПС "Инженер-рыбовод": ОТФ A - для имеющих СПО требуется стаж работы в рыбоводстве не менее трех лет. По мнению разработчиков, требуемая квалификация не может быть достигнута только путем освоения основной программы СПО; ФГОС СПО не должен ориентировать на обеспечение готовности выпускников к выполнению данной ОТФ в обязательном порядке, что не исключает знакомства студентов с соответствующей деятельностью в процессе обучения.

Вывод:

ФГОС СПО должен быть сопоставлен с ПС "Рыбовод", ОТФ B "Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре".

Пример 2. ФГОС СПО по специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)"

Шаг 1.

Для актуализации ФГОС СПО отобран ПС "Специалист по эксплуатации лифтового оборудования", поскольку лифтовое оборудование относится к электромеханическому.

Шаг 2.

Направленности (профилю) программы соответствует ОТФ B "Организация технического обслуживания и ремонта лифтов". Возможное наименование должности - специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, не противоречит квалификации техник (старший техник).

Шаг 3.

Возможностям образовательной программы СПО соответствует ОТФ B - 6 уровень квалификации.

Шаг 4.

ОТФ B требует СПО по ППССЗ.

Шаг 5.

ОТФ B - стаж работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов не менее одного года, однако, по согласованному мнению разработчиков, ОТФ нельзя исключать из рассмотрения, так как возможности программы СПО достаточны для подготовки к ее выполнению.

Вывод:

ФГОС СПО должен быть сопоставлен с ПС "Специалист по эксплуатации лифтового оборудования", ОТФ B "Организация технического обслуживания и ремонта лифтов".

Пример 3. ФГОС СПО по профессии 270802.09 "Мастер общестроительных работ"

Шаг 1.

ПС с наименованием, аналогичным ФГОС СПО, отсутствуют. Квалификации, указанной во ФГОС СПО, соответствуют ПС "Арматурщик", "Каменщик", "Монтажник опалубочных систем" (для профессии "Бетонщик"), а также "Сварщик" (для профессии "Электросварщик ручной сварки").

Далее в примере рассмотрен только ПС "Каменщик".

Шаги 2 - 3.

В ПС входят ОТФ:

A. Подготовка и кладка простейших каменных конструкций - 2 уровень квалификации

B. Гидроизоляция, кладка и разборка простых стен - 2 уровень квалификации

C. Устройство и ремонт стен и каменных конструкций средней сложности - 3 уровень квалификации

D. Кладка сложных стен и каменных конструкций - 4 уровень квалификации

E. Усиление и реставрационный ремонт каменных конструкций - 4 уровень квалификации.

Все ОТФ, по согласованному мнению разработчиков, по содержанию и уровню квалификации соответствуют ФГОС СПО.

Шаг 4.

В ПС указано, что все ОТФ требуют подготовки по основным программам профессионального обучения. СПО не указано, но ППКРС также дает возможность освоения профессии каменщика. ОТФ E в соответствии с ЕТКС (выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы") требует освоения ППССЗ, а не ППКРС, однако по результатам обсуждения принято решение не исключать ее из рассмотрения, а провести более детальный анализ. Таким образом, по согласованному мнению разработчиков, ни одна ОТФ на данном шаге не исключается.

Шаг 5.

По ОТФ высоких уровней квалификации в ПС заявлены требования к опыту выполнения работ более низкого уровня квалификации. При освоении программ СПО такой опыт приобретается в процессе обучения, причем при увеличении сроков обучения на базе 9 классов до 2 лет 10 месяцев за счет времени, отводимого на практику, появляется возможность подготовки высококвалифицированных каменщиков. По согласованному мнению разработчиков, ни одна ОТФ на данном шаге не исключается.

Вывод:

ФГОС СПО в части ВД "Выполнение каменных работ" доложен быть сопоставлен с ПС "Каменщик" (все ОТФ).