Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 N 434 утверждены новые Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

Этап 3. Внесение изменений во ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС

Этап 3. Внесение изменений во ФГОС СПО в целях обеспечения

учета положений ПС

Шаг 1. Дополнение раздела "Характеристика профессиональной деятельности выпускников"

В раздел IV "Характеристика профессиональной деятельности выпускников" необходимо добавить пункт 4.4 "Уровень квалификации" и указать его в соответствии с Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Если на этапе анализа было принято решение о дополнении ФГОС СПО новым видом деятельности, его наименование необходимо сформулировать и указать в пункте 4.3.

Шаг 2. Коррекция требований ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП, дисциплин (модулей) ее составляющих

На основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа (этап 2) на данном шаге могут быть скорректированы формулировки вида деятельности, перечень и формулировки профессиональных компетенций, а также перечни и формулировки требований к умениям и знаниям выпускников по междисциплинарным курсам и дисциплинам.

При формулировании или коррекции требований к практическому опыту необходимо исходить из того, что он должен обеспечивать готовность к выполнению соответствующего вида деятельности, овладение всеми необходимыми для этого компетенциями.

При формулировании или коррекции требований к умениям и знаниям необходимо обратить внимание на их отнесение к тем или иным дисциплинам (модулям). Прежде всего речь идет о дифференциации умений и знаний, которые целесообразно изучать в рамках общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов. Общепрофессиональные дисциплины создают фундамент для изучения нескольких профессиональных модулей (видов деятельности). Результаты их освоения не всегда непосредственно связаны с требованиями сферы труда, однако значимы для профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности, продолжения образования. Умения и знания, непосредственно обеспечивающие выполнение того или иного вида деятельности, осваиваются при изучении одного или нескольких междисциплинарных курсов профессионального модуля. В большинстве случаев коррекция умений и знаний будет заключаться в обновлении перечня дидактических единиц и (или) используемой терминологии. В исключительных случаях возможен пересмотр перечня дисциплин и междисциплинарных курсов.

После коррекции необходимо проверить, удалось ли обеспечить соответствие требований ФГОС СПО положениям ПС.

Общие компетенции выпускников прежде всего обусловлены приобретаемым уровнем квалификации. Они изменяются (развиваются) в зависимости от вида программ среднего профессионального образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена), а для последних - при переходе от базовой подготовки к углубленной. В целях актуализации ФГОС СПО на основе описания уровней квалификации в одноименном документе <2> используются приведенные ниже единые перечни общих компетенций для каждой из программ среднего профессионального образования.

--------------------------------

<2> Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

ОК 1. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач и профессионального развития;

ОК 2. Планировать собственную деятельность, исходя из анализа ситуации и задач, поставленных руководителем, выбирать способ действия из известных;

ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, нести ответственность за результаты работы;

ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 5. Работать в команде, устанавливать и поддерживать деловую коммуникацию с коллегами, руководством, клиентами/потребителями (список субъектов определяется с учетом особенностей профессии);

ОК 6. Планировать повышение квалификации и карьерный рост с учетом перспектив развития и социальной значимости профессии;

ОК 7. Учиться, самостоятельно осваивать новые профессиональные умения и знания;

ОК 8. Поддерживать и развивать общую и профессиональную работоспособность, соблюдать правила охраны труда.

Для программ подготовки специалистов среднего звена (базовая подготовка):

ОК 1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач и профессионального развития;

ОК 2. Планировать профессиональную деятельность, определять методы и способы решения практических задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за решение поставленных задач;

ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 5. Работать в команде, организовывать деятельность подчиненных с принятием на себя ответственности за решение поставленных задач (компетенция формулируется с учетом особенностей специальности);

ОК 6. Устанавливать и поддерживать деловую коммуникацию с коллегами, подчиненными, руководством, потребителями/клиентами (список субъектов определяется с учетом особенностей специальности);

ОК 7. Планировать повышение квалификации и карьерный рост с учетом перспектив развития и социальной значимости специальности;

ОК 8. Учиться, самостоятельно осваивать новые профессиональные умения и знания;

ОК 9. Поддерживать и развивать общую и профессиональную работоспособность, соблюдать правила охраны труда.

Для программ подготовки специалистов среднего звена (углубленная подготовка):

ОК 1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач и профессионального развития;

ОК 2. Планировать профессиональную деятельность, определять методы и способы решения технологических или методических задач, оценивать их эффективность и качество (наименование вида или видов задач - технологические и (или) методические - определяется с учетом особенностей специальности);

ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за решение поставленных задач;

ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 5. Работать в команде, мотивировать подчиненных, организовывать и контролировать их деятельность с принятием на себя ответственности за решение поставленных задач (компетенция формулируется с учетом особенностей специальности);

ОК 6. Устанавливать и поддерживать деловую коммуникацию с коллегами, подчиненными, руководством, потребителями/клиентами (список субъектов определяется с учетом особенностей специальности);

ОК 7. Ориентироваться в условиях частой смены технологий, планировать повышение квалификации и карьерный рост с учетом перспектив развития и социальной значимости специальности;

ОК 8. Учиться, самостоятельно осваивать новые профессиональные умения и знания;

ОК 9. Поддерживать и развивать общую и профессиональную работоспособность, соблюдать правила охраны труда.

Шаг 3. Актуализация перечня профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена

В рамках большинства ФГОС СПО по специальности предусмотрена подготовка к выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению, приведен в приложении к ФГОС СПО. На этапе актуализации ФГОС СПО по инициативе работодателей, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям данный перечень может быть скорректирован с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда.