II. Цели и задачи Программы, а также меры по их достижению и решению

II. Цели и задачи Программы, а также меры

по их достижению и решению

Основным фактором успешного социально-экономического развития страны является возрастание роли человеческого капитала, что отмечено в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Учитывая, что стратегической целью социально-экономического развития страны на период до 2020 года является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века, профессиональное музыкальное образование и массовое приобщение подрастающего поколения к музыкальному творчеству приобретает особое значение.

Развивая умственные способности человека, воздействуя через эмоциональную активность личности на ее интеллект, музыкальное образование способствует формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, толерантности, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности. Такое понимание значимости музыкального образования делает актуальным развитие системы музыкального образования в исторически сложившихся двух ее направлениях - подготовке профессиональных музыкантов и широком охвате детей музыкальным творчеством.

В этой связи целями настоящей Программы являются:

1) создание инновационной модели стратегического управления системой российского музыкального образования, обеспечивающей ее устойчивое поступательное развитие, в том числе сохранение сети ДШИ <3>;

2) повышение качества подготовки музыкантов, в том числе учителей музыки;

3) привлечение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей.

--------------------------------

<3> В перечне поручений Президента Российской Федерации (Пр-2821 от 05.12.2014) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года указывается на недопустимость свертывания системы организаций дополнительного образования детей (пп. 18 п. 1).

Для достижения целей Программы в административно-управленческой области необходимо решение задачи по обеспечению вертикали управления и межведомственного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области музыкального образования и педагогики путем:

заключения соглашения между Минкультуры России и Минобрнауки России о взаимодействии по вопросам развития музыкального образования и педагогики, массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному творчеству, государственного контроля за качеством подготовки профессиональных кадров;

акцентирования деятельности Совета по образованию в области музыкального искусства и педагогики при Минкультуры России на обеспечение межотраслевого взаимодействия органов власти разного уровня, выработку предложений по повышению качества музыкального образования и педагогики, в т.ч. путем проведения экспертиз качества подготовки профессиональных кадров, обучения детей в ДШИ, координации проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, качества проведения международных и всероссийских творческих мероприятий для детей и молодежи, участия в формировании содержания основных и дополнительных образовательных программ в области музыкального искусства, а также программ общего образования (в части реализации предмета "Музыка" и деятельности детских творческих коллективов во внеурочное время).

В области методической, творческой и просветительской деятельности необходимо решить пять основных задач:

1. Обеспечить преемственность и качество реализации образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, для чего необходимо:

создать на базе ведущих вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, методические центры ("зоны территориальной ответственности") для обеспечения методической и творческой координации деятельности детских школ искусств, музыкальных училищ, музыкально-педагогических отделений (факультетов) педагогических училищ и вузов, общеобразовательных школ <4>;

разработать систему мер, позволяющих предоставлять право на подготовку профессиональных кадров в области музыкального искусства и педагогики только образовательным организациям со сложившимися творческими школами, имеющим высокопрофессиональный кадровый потенциал и соответствующие материально-технические условия;

разработать механизм по творческому и методическому взаимодействию детских школ искусств с дошкольными организациями и общеобразовательными школами с целью отбора музыкально одаренных детей;

обеспечить прохождение студентами музыкальных училищ и музыкальных вузов педагогической практики в общеобразовательных школах и детских школах искусств;

установить обязательные требования к содержанию выпускных экзаменов по предпрофессиональным образовательным программам, приемных испытаний и выпускных экзаменов по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в области музыкального искусства и педагогики.

--------------------------------

<4> Деятельность методических центров (зон территориальной ответственности) в вузах осуществляется на основании локальных нормативных актов вуза и на основе заключенных договоров о сотрудничестве с заинтересованными сторонами (образовательными учреждениями разных типов), в том числе с имеющимися в субъектах Российской Федерации методическими кабинетами (центрами).

Решение данной задачи невозможно без кардинальной модернизации материально-технической базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней. Следует отметить, что последние годы финансирование большинства региональных и муниципальных детских музыкальных школ и музыкальных училищ осуществляется по остаточному принципу: в образовательных организациях не обновляется парк музыкальных инструментов, не выделяются необходимые средства на пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических работников, проведение творческих и просветительских мероприятий.

В этих условиях на региональном уровне целесообразно использовать программно-целевой подход в финансовой поддержке детских школ искусств и музыкальных училищ (т.е. предусматривать дополнительное финансирование в рамках региональных программ).

2. Повысить качество проводимых на территории страны творческих мероприятий (конкурсов и фестивалей) в области музыкального искусства, поскольку "конкурсомания", захлестнувшая детскую и юношескую аудиторию, не способствует полноценной реализации учебного процесса и неблагоприятно отражается на личности ребенка. Для этого необходимо:

определить перечень приоритетных всероссийских и международных творческих конкурсов и фестивалей, проводимых за счет федеральных средств на территории Российской Федерации;

устанавливать педагогическим работникам, участвующим в подготовке лауреатов конкурсов и фестивалей, льготные условия при прохождении аттестации, а также стимулирующие надбавки к заработной плате;

осуществлять общественно-профессиональную экспертизу творческих конкурсов и фестивалей, проводимых за счет федеральных и региональных средств.

С целью популяризации детского хорового пения, музыкального исполнительства на струнных, духовых и народных инструментах при проведении отбора творческих мероприятий необходимо предусмотреть ежегодное проведение всероссийских и региональных конкурсов детских хоровых коллективов, детских духовых, народных и камерных оркестров с предоставлением права лауреатам конкурсов участия во всероссийских творческих школах для одаренных детей.

3. Обеспечить профессиональными кадрами региональные и муниципальные творческие коллективы, педагогические коллективы детских школ искусств и музыкальных училищ путем:

оптимизации государственного заказа на подготовку профессиональных кадров в области музыкального искусства и педагогики с приоритетом, в том числе, и целевой подготовки специалистов по оркестровым специальностям, истории и теории музыки, музыкальной педагогике;

расширения практики целевой подготовки исполнительских и педагогических кадров в музыкальных вузах для нужд региональных и муниципальных образовательных организаций, учреждений культуры, особенно сельской местности;

привлечения к педагогической и творческой деятельности музыкальных вузов специалистов зарубежных стран, в первую очередь в области оркестрового исполнительства, дирижирования и вокального искусства;

установления перечня образовательных программ в области музыкального искусства, по которым обучающимся будет дано льготное право на прохождение альтернативной военной службы, снижение стоимости оплаты за обучение и проживание в общежитии в случае обучения на платной основе;

создания при музыкальных училищах и вузах структурных подразделений по реализации образовательных программ в области музыкального искусства предшествующего уровня подготовки с целью отбора и дальнейшей профессионализации наиболее одаренных детей и молодежи.

4. Возродить практику функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для решения данной задачи необходимо:

разработать и внедрить в практику общеобразовательных школ комплекс учебно-методических материалов по реализации учебного предмета "Музыка", а также создать на базе каждой общеобразовательной школы детские творческие коллективы во внеурочное время;

возродить практику ежегодных проведений среди общеобразовательных школ детских и юношеских смотров (конкурсов, фестивалей) хорового пения;

осуществлять повышение квалификации учителей музыки на базе ведущих творческих вузов, реализующих программы в области музыкального искусства.

5. Обеспечить информационную поддержку системе российского музыкального образования путем:

создания общероссийской научно-методической информационной базы данных по музыкальному образованию;

разработки учебно-методической литературы, в том числе в электронном виде, инновационных образовательных программ и технологий;

активного привлечения средств массовой информации к пропаганде музыкального искусства и образования для усиления их позитивного влияния на культурную жизнь современного российского общества.