III. Планируемые результаты и предварительная оценка эффективности реализации Программы

III. Планируемые результаты и предварительная оценка

эффективности реализации Программы

Понимание на государственном уровне значимости развития системы российского музыкального образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должно привести к полноценному осуществлению ею важнейших социально-культурных функций:

1) сохранения и приумножения ценностей отечественной музыкальной культуры и дальнейшего возвышения ее роли в мировом культурном пространстве;

2) удовлетворения общественно-культурной потребности в профессиональных кадрах;

3) приобщения к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей и молодежи с целью формирования духовно-нравственного общества, "человеческого капитала" страны - не менее 40 процентов к 2020 году от общего числа детей, обучающихся в общеобразовательных школах, необходимо привлечь во внеурочное время к освоению общеразвивающих программ в области музыкального искусства и участию в творческих коллективах.

Устойчивое поступательное развитие системы российского музыкального образования усилит взаимодействие всех звеньев и уровней музыкального образования. Укрепление отраслевой вертикали управления системой российского музыкального образования позволит восстановить ранее существовавшие тесные профессиональные связи детских школ искусств, музыкальных училищ и вузов как между собой, так и с организациями культуры и общеобразовательными школами, что, несомненно, позволит ликвидировать кадровый дефицит по ряду музыкальных специальностей, обеспечить приток молодых специалистов в региональные и муниципальные оркестры, педагогические коллективы, а также реализовывать на высоком уровне основные и дополнительные образовательные программы в области музыкального искусства и педагогики.

Основой системы российского музыкального образования будет являться развитая сеть детских школ искусств, выполняющая основную функцию по созданию условий для творческого развития музыкально одаренных детей при реализации предпрофессиональных образовательных программ, направленных на:

формирование заинтересованной и грамотной аудитории слушателей и зрителей, способной к адекватному и критическому восприятию произведений музыкального искусства, самостоятельному любительскому музицированию;

формирование у обучающихся основ исполнительского мастерства и необходимого объема теоретических знаний, позволяющих в дальнейшем осваивать профильные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.

Детские школы искусств, музыкальные училища и творческие вузы станут очагами широкой пропаганды музыкального искусства в обществе, в том числе и в общеобразовательных школах.

Повысится качество музыкального образования и педагогики за счет:

обеспечения взаимодействия образовательных организаций разного уровня и ведомственной принадлежности по всем основным видам деятельности (образовательной, творческой, методической);

обеспечения общественно-профессионального контроля за подготовкой кадров, в том числе в детских школах искусств;

установления минимума содержания (единых профессиональных требований) к вступительным творческим испытаниям и выпускным экзаменам для музыкальных училищ, творческих и педагогических вузов с учетом содержания преемственных образовательных программ в области музыкального искусства и музыкальной педагогики.

Повысится качество подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ, в которых возродятся различные формы детского музыкального творчества.

При творческих вузах в качестве структурных подразделений будут созданы детские музыкальные школы, музыкальные училища и/или кадетские музыкальные корпуса для особо одаренных детей, что позволит не только пополнять круг обучающихся по наиболее дефицитным специальностям - оркестровым струнным, духовым и народным инструментам, теории музыки, но и разрабатывать и внедрять экспериментальные методики и технологии по обучению одаренных детей. Музыкальные школы для одаренных детей будут открыты и на базе музыкальных училищ.

Творческие вузы станут научными и методическими центрами, определяющими основные аспекты деятельности организаций музыкального образования и педагогики. Деятельность этих вузов будет направлена не только на подготовку исполнительских и педагогических кадров для организаций культуры (концертных организаций, театров, творческих коллективов) и образовательных организаций, но и развитие музыкального искусства в современных социально-культурных условиях посредством подготовки звукорежиссеров, продюсеров, специалистов в области рекламы, работников средств массовой информации.

Большую роль в создании положительного имиджа системы российского музыкального образования станут играть средства массовой информации, заинтересованные в выполнении своей воспитательной роли и просветительской функции по пропаганде классического и современного музыкального искусства, эффективных методик и технологий по обучению и привлечению подрастающего поколения музыкальному искусству и творчеству.

Развитая система российского музыкального образования страны, отвечающая самым высоким современным требованиям - социальным, профессиональным, правовым и материально-техническим, может стать образцом активного участия образовательных организаций и организаций культуры в построении более совершенного общества будущего - общества, нацеленного не на потребление, а на устойчивое развитие и духовное совершенствование.

С целью оценки результатов реализации настоящей Программы будет ежегодно проводиться мониторинг образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства и педагогики, а также общеобразовательных школ по реализации общеразвивающих программ и функционированию детских музыкальных коллективов.