Взаимодействие наземных служб в аэропорту

Пункт 3.4.2 Руководства по аэропортовым службам, часть 3 "Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения" (документ ИКАО N 9137, издание четвертое - 2012 год), рекомендует операторам аэропортов координировать свою деятельность по осуществлению программы контроля дикой природы со службой УВД и прочими заинтересованными службами с целью обнаружения птиц и диких животных, принятия мер по их отпугиванию, а также доведения информации до сведения экипажей ВС.

01.06.2007 в аэропорту Туруханск произошел инцидент с самолетом Ан-24РВ RA-46674.

При выполнении взлета на скорости 195 км/час произошло столкновение самолета со стаей птиц, находившихся на ВПП. Экипаж ВС прекратил взлет. В результате столкновения с птицами планер ВС получил незначительные повреждения.

В ходе расследования инцидента было установлено, что в течение дня на ИВПП и перроне аэродрома Туруханск наблюдалось перемещение стай птиц в количестве 50 - 100 особей. Согласно действовавшей Технологии взаимодействия по орнитологическому обеспечению полетов в аэропорту Туруханск между аэродромной службой и службой УВД (далее - Технология), диспетчер старта перед взлетом или посадкой должен был осмотреть ИВПП и, в случае наличия птиц, доложить об этом руководителю полетов. При этом руководитель полетов должен вызвать дежурного техника аэродромной службы и организовать выезд на ИВПП. Согласно Технологии, разрешение на выполнение взлета или посадки может быть выдано руководителем полетов только после проведения всех необходимых мероприятий по удалению птиц с ИВПП и при их отсутствии в секторе взлета или посадки.

Перед началом руления самолета Ан-24РВ RA-46674 диспетчер КДП МВЛ доложил руководителю полетов о скоплении птиц в районе от РД-2 до порога ВПП-30. После получения информации о наличии птиц на ИВПП руководитель полетов лишь информировал диспетчера КДП МВЛ о том, что техник аэродромной службы должен быть в районе порога ВПП-30, и активных действий по организации взаимодействия со специалистами аэродромной службы не принял.

После доклада диспетчера КДП МВЛ о невозможности установить связь с техником аэродромной службы руководитель полетов в нарушение требований Технологии и п. 4.5.5 РООП ГА-89 не принял меры по запрещению взлета до проведения аэродромной службой всех необходимых действий по отпугиванию птиц.

По результатам расследования инцидента было установлено, что техник аэродромной службы также не предпринимал никаких действий по отпугиваю птиц перед взлетом самолета. Кроме того, аэродромная служба не располагала техническими средствами (ракетницами) для проведения мероприятий по отпугиванию птиц.

Первоначально экипаж самолета рассчитывал выполнить взлет от РД-2, мотивируя свое решение наличием птиц в районе порога ВПП-30. Однако по команде диспетчера КДП МВЛ экипаж ВС продолжил руление в начало ВПП-30.

После занятия исполнительного старта диспетчер КДП МВЛ разрешил выполнение взлета, несмотря на наличие птиц непосредственно на ВПП: "674 Вам для информации: в районе старта наблюдаю на полосе скопления птиц. Взлет разрешаю". Выдача диспетчером КДП МВЛ разрешения на взлет при наличии препятствий на ВПП противоречила требованиям безопасности полетов. При этом экипаж ВС, получив информацию о скоплении птиц на ВПП, принял решение о выполнении взлета.