Влияние времени суток

Так как большинство птиц летают в течение светлого времени суток, основное число столкновений происходит в дневное время. Однако отмечен ряд опасных случаев, происшедших ночью или в утренние (вечерние) часы, когда столкновения происходили со стаями птиц, остановившимися на отдых или ночлег на искусственном покрытии ВПП, либо птицами, активными в ночное время.

23.08.2000 в 07:40 местного времени в аэропорту Шереметьево произошел серьезный инцидент с самолетом Ил-96-300 RA-96007.

Перед снижением для захода на посадку экипаж самолета прослушал информацию ATIS, которая содержала формальное предупреждение о наличии стай птиц в районе аэродрома. Посадка производилась с включенными фарами.

В ходе расследования было установлено, что перед посадкой на центральной части ВПП-25 (правая) находилась большая стая птиц (сизых чаек) в количестве до 200 особей. Из-за недостаточного контроля за орнитологической обстановкой стая птиц не была обнаружена диспетчерами УВД и специалистами аэродромной службы.

По объяснению членов экипажа ВС, взлетающая с ВПП стая птиц была замечена ими только во второй половине пробега, на скорости около 100 км/час. В результате столкновения самолета с птицами произошло их попадание во все четыре двигателя. По результатам оценки технического состояния двигателей, два двигателя (N 1 и N 4) в последующем были досрочно сняты.

Расследование серьезного инцидента выявило ряд недостатков в деятельности группы орнитологического контроля. Рабочий день группы начинался в 08:00, в результате этого не была организована работа по отпугиванию птиц в ночные и утренние часы.

05.09.2013 при посадке ночью (03 часа 50 минут местного времени) в аэропорту Барнаул произошел инцидент с самолетом Боинг-757-200 VQ-BHR.

При послеполетном осмотре были обнаружены повреждения левого закрылка из-за столкновения с птицей (фото 3).

00000008.jpg

Фото 3. Повреждения закрылка из-за столкновения с птицей

При осмотре ВПП были обнаружены фрагменты тушки птицы (на удалении порядка 600 метров от торца и в 12 метрах левее оси). Останки птицы позволили идентифицировать видовую принадлежность птицы - большой кроншнеп (Numenius arquata), вес 900 - 1100 г, длина 50 - 60 см, размах крыльев 80 - 100 см (фото 4).

00000009.jpg

Фото 4. Фрагменты птицы, приведшей к повреждениям самолета

На территории аэродрома Барнаул нет мест гнездования кроншнепа. Однако в августе - сентябре большой кроншнеп мигрирует из более северных районов к местам зимовок. Перелеты осуществляются главным образом в ночное время.