Этапы полета, на которых происходят столкновения

Наиболее часто случаи столкновения с птицами отмечаются во время взлета, начального набора высоты, захода на посадку и посадки (рис. 5).

00000006.png

Рис. 5. Распределение количества авиационных событий

по этапам полета самолетов

Столкновения на этапе взлета, особенно на скорости, равной или большей скорости V1, представляют наибольшую угрозу для безопасности полетов, так как могут приводить к необходимости продолжения взлета на неисправном, вследствие полученных повреждений, ВС.

29.07.2007, в 04 часа 18 минут местного времени, при взлете в аэропорту Домодедово произошла катастрофа самолета Ан-12БП RA-93912.

На высоте 70 - 75 метров и удалении 300 метров от выходного торца ВПП произошло последовательное выключение двигателей N 3 и 4 из-за столкновения самолета с птицами. На удалении 4,8 км от выходного торца ВПП самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Находившиеся на борту 7 человек погибли.

При расследовании было отмечено, что действовавшая в аэропорту Домодедово инструкция по орнитологическому обеспечению полетов, а также план мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами не были доведены до сведения специалистов указанных в этих документах служб аэропорта. Был сделан вывод о том, что в аэропорту отсутствовала эффективная технология взаимодействия и передачи информации между службами орнитологического обеспечения, управления воздушным движением (далее - УВД) и метеослужбой в отношении реальной орнитологической обстановки на летном поле.

27.10.2012 в аэропорту Херингсдорф (Германия) произошел серьезный инцидент с самолетом Falcon-900EX EASy RA-09003.

При выполнении взлета, в 21:00 местного времени, на удалении 1100 метров от начала разбега, на этапе отрыва самолет столкнулся с двумя дикими животными крупных размеров (кабаны весом 15 - 20 кг). Столкновение привело к разрушению шлиц-шарнира правой основной опоры шасси с разворотом колес на 90° и невозможности уборки шасси после взлета. Кроме того, столкновение привело к повреждению расположенных на правой опоре шасси трубопроводов гидросистемы (фото 1 и 2).

00000007.jpg

Фото 1 и 2. Повреждения самолета в результате столкновения

с дикими животными

Через 30 минут полета экипаж отметил убывание гидрожидкости из системы N 2. Через 1 час 30 минут полета интенсивность утечки увеличилась, в связи с чем командир ВС принял решение о выполнении вынужденной посадки в аэропорту Минск-2.

Вследствие полученных самолетом повреждений для остановки ВС после посадки экипаж не смог использовать торможение колес, реверс тяги среднего двигателя и автоматический выпуск спойлеров, так как работа этих систем блокировалась сигналом об отсутствии обжатия колес правой стойки шасси.

При расследовании было установлено, что рабочая площадь аэродрома Херингсдорф ограждена забором высотой 2,44 метра. Появление диких животных на летном полете позволило сделать заключение о том, что их проникновение произошло под ограждением или через разрывы периметра. Своевременный визуальный контроль целостности системы безопасности периметра рабочей площади аэродрома (ограждения) в светлое время суток со стороны уполномоченных служб аэропорта позволил бы принять необходимые меры по недопущению проникновения диких животных на рабочую ВПП.