МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 18 сентября 2015 г. N АН1.02-3056

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 19

В гражданской авиации Российской Федерации отмечается рост числа столкновений воздушных судов с птицами и дикими животными.

В течение 2015 года Росавиацией зафиксировано 297 случаев столкновений или угроз столкновений воздушных судов с птицами и дикими животными в российских аэропортах, из которых 40 привели к повреждениям конструкции планера или силовой установки. По сравнению с 2010 годом, за 8 месяцев 2015 года число случаев столкновений воздушных судов с птицами и дикими животными, приведших к повреждениям воздушных судов (инцидентам), возросло в 1,4 раза. Рост абсолютного и относительного (на 100 тыс. посадок) числа столкновений воздушных судов с птицами может свидетельствовать о том, что не во всех аэропортах выполняются требования пунктов 8.24 - 8.26 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.

Анализ случаев столкновений воздушных судов с птицами и дикими животными, а также примеры наиболее опасных случаев, происшедших в аэропортах Российской Федерации, содержатся в приложении к настоящей информации.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до сведения организаций гражданской авиации и эксплуатантов (владельцев) воздушных судов.

1.2. При проведении проверок готовности операторов аэродромов к работе в осенне-зимний и весенне-летний период, в том числе в соответствии с директивным письмом Росавиации от 03.08.2015 N АН1.02-2514 "Об организации подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в осенне-зимний период 2015 - 2016 годов", предусматривать необходимость контроля выполнения требований пунктов 8.24 - 8.26 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.

1.3. Распространить среди всех организаций гражданской авиации и эксплуатантов (владельцев) воздушных судов бланки отчетов о столкновении с птицами (приложение к настоящей информации по безопасности полетов).

1.4. Во взаимодействии с территориальными органами Ространснадзора организовать контроль за отправкой операторами аэродромов и эксплуатантами воздушных судов заполненных отчетов о столкновении с птицами в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации (адрес и контактные данные для отправки указаны на бланке формы отчетности о столкновении с птицами).

2. Руководителям операторов аэродромов:

2.1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до персонала служб, ответственных за орнитологическое обеспечение полетов и участие в нем.

2.2. Рассмотреть необходимость создания в аэропорту рабочей группы по вопросам авиационной орнитологии и регулирования живой природы с приглашением к участию в ее работе представителей эксплуатантов воздушных судов и других заинтересованных организаций.

2.3. Провести проверку соблюдения службами, ответственными за орнитологическое обеспечение полетов, требований пунктов 8.24 - 8.26 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, и Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утвержденного приказом МГА СССР от 26.12.1988 N 209.

2.4. Провести анализ Руководства по аэропортовым службам, часть 3 "Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения" (документ ИКАО N 9137, издание четвертое - 2012 год), по результатам которого принять решение о практической реализации в аэропорту содержащихся в нем рекомендаций.

2.5. Организовать учет и анализ всех случаев столкновений воздушных судов с птицами независимо от последствий для воздушного судна, а также оформление отчетов о столкновении с птицами (включая события с воздушными судами иностранных эксплуатантов) и их отправку в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации.

3. Руководителям эксплуатантов воздушных судов:

3.1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до сведения летного и инженерно-технического персонала.

3.2. Организовать оформление отчетов о столкновении с птицами независимо от последствий для воздушного судна и их передачу:

3.2.1. в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации и оператору аэродрома Российской Федерации, на территории или в районе ответственности которого произошло (предположительно произошло) столкновение с птицей; или

3.2.2. в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации в случаях, если столкновение с птицей произошло на территории другого государства или место столкновения не установлено.

Руководитель

А.В.НЕРАДЬКО