1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации процессов управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания содействия членам советов директоров, представляющим интересы Российской Федерации в акционерных обществах (далее - Общество), и исполнительным органам Общества при организации системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции.

1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями российского законодательства, а также учитывают передовую международную практику в части, не противоречащей российскому законодательству. Никакие из положений, приведенных в настоящих Методических рекомендациях, не должны применяться таким образом, чтобы вступать в противоречие с требованиями законодательства <1>.

--------------------------------

<1> Кредитные организации и банковские группы при организации процессов управления рисками и внутреннего контроля руководствуются требованиями Центрального Банка Российской Федерации.

1.3. В Методических рекомендациях использованы термины и определения, содержащиеся в нормативно-правовых актах и методических документах, указанных в п. 1.5.

1.4. Методические рекомендации определяют предложения в части:

- Основных принципов по организации процессов управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции;

- Подходов к информированию заинтересованных сторон о процедурах по предупреждению и противодействию коррупции;

- Порядка мониторинга эффективности процессов управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции;

- Основных подходов к организации взаимодействия с государственными надзорными органами в области предупреждения и противодействия коррупции.

1.5. При создании Методических рекомендаций использовались в том числе следующие нормативно-правовые акты, а также методические документы, включая, но не ограничиваясь:

- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273 "О противодействии коррупции";

- Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";

- Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 N 226 "О национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы";

- Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 "Об обеспечении реализации Указа Президента России "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы";

- Методические указания по подготовке Положения о внутреннем аудите, Положения о системе управления рисками, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 ИШ-П13-4148;

- Рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.11.2013 "Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции";

- Кодекс корпоративного управления Российской Федерации (Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления");

- Хартия Российского союза промышленников и предпринимателей от 20.09.2012 "Антикоррупционная хартия российского бизнеса";

- ISO 19600:2014 - Compliance management systems - Guidelines (Международный стандарт по организации систем управления комплаенс).

1.6. Процессы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции организуются на системной основе с целью обеспечения единого и интегрированного подхода Общества к разработке и внедрению мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции и является частью общекорпоративной системы управления рисками и внутреннего контроля.

1.7. При организации процессов управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции рекомендуется руководствоваться следующими принципами и подходами <2>:

--------------------------------

<2> Разработаны с учетом принципов и подходов, определенных в "Интегрированной концепции построения системы внутреннего контроля COSO", 2013.

- процесс управления рисками и внутреннего контроля по предупреждению и противодействию коррупции является одной из составных частей системы управления рисками и внутреннего контроля в Обществе;

- формирование культуры неприятия коррупции в Обществе;

- систематическое рассмотрение вопросов организации, функционирования и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции советом директоров Общества;

- определение четких ролей и полномочий работников Общества в рамках поддержания системы управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции на всех уровнях управления;

- непрерывное информирование и обучение работников, информирование контрагентов и партнеров в области предупреждения и противодействия коррупции;

- неотвратимость наказания для работников Общества за совершаемое коррупционное нарушение вне зависимости от занимаемой должности;

- непрерывное выявление и оценка коррупционных рисков;

- разработка эффективных и экономически обоснованных мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, предполагающих простоту их реализации, вместе с тем позволяющих максимально снизить вероятность реализации коррупционных рисков;

- непрерывный мониторинг эффективности мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции;

- отказ от ответных мер и санкций: никакие санкции корпоративного характера не могут быть применены к работнику или контрагенту Общества за:

- отказ дать или получить взятку, осуществить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у Общества возникли убытки, упущенная выгода, не были получены коммерческие и/или конкурентные преимущества;

- добросовестное сообщение о предполагаемых нарушениях, фактах коррупции, иных злоупотреблениях или о недостаточной эффективности существующих контрольных процедур;

- если работник Общества или иное лицо предоставляет заведомо ложную информацию или пытается получить личную выгоду, противоречащую интересам Общества, то такое лицо должно быть привлечено к ответственности в соответствии с действующим законодательством.