Утверждено

приказом Минэнерго России

от 10 августа 2015 г. N 555

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОПЕРАТИВНОМ ДЕЖУРСТВЕ В МИНЭНЕРГО РОССИИ

1. Настоящее Положение определяет основные задачи оперативного дежурства в Минэнерго России и организацию деятельности оперативной дежурной смены Минэнерго России.

2. Оперативное дежурство осуществляется в Минэнерго России в соответствии с:

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса";

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 861 "Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса";

распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р;

ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства энергетики Российской Федерации федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденным приказом Минэнерго России от 19 июля 2013 г. N 373.

3. Основными задачами оперативного дежурства в Минэнерго России являются:

доведение до руководства Минэнерго России и организаций топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (далее - ТЭК) сигналов оповещения, получаемых от федеральных органов исполнительной власти;

информирование руководства Минэнерго России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ТЭК о технологических нарушениях, авариях, актах незаконного вмешательства, нештатных ситуациях (далее - кризисные ситуации), чрезвычайных ситуациях или иных событиях на объектах ТЭК, которые влияют или могут повлиять на их функционирование, а также об угрозе возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций. При этом под угрозой возникновения понимаются явления (происшествия) природного, техногенного и противозаконного характера, которые потенциально могут привести к нарушению функционирования объектов ТЭК;

доведение поручений Министра энергетики Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций на объектах ТЭК до его заместителей и руководителей структурных подразделений Минэнерго России;

поддержание взаимодействия с дежурно-диспетчерскими службами, ситуационными (информационными) центрами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ТЭК по вопросам предупреждения и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций.

4. Оперативное дежурство в Минэнерго России осуществляется круглосуточно оперативной дежурной сменой Минэнерго России (далее - ОДС Минэнерго России), в состав которой входят ответственный дежурный Минэнерго России и его помощник (помощники). Порядок несения оперативного дежурства определяется инструкцией, утверждаемой заместителем Министра энергетики Российской Федерации - председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минэнерго России (далее - КЧСПБ Минэнерго России, курирующий заместитель Министра).

5. Ответственный дежурный Минэнерго России и его помощник (помощники) назначаются из числа работников федерального государственного бюджетного учреждения "Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России" (далее - ФГБУ "САЦ Минэнерго России").

6. Для подготовки работников ФГБУ "САЦ Минэнерго России" к несению оперативного дежурства и проверки их готовности к выполнению задач в составе ОДС Минэнерго России проводится проверка знаний документов, применяемых технических и программно-аппаратных средств, тренировки и инструктивные занятия (инструктажи). Формы и периодичность проведения мероприятий по подготовке к оперативному дежурству, проверки готовности к выполнению задач в составе ОДС Минэнерго России и порядок их выполнения определяются руководителем ФГБУ "САЦ Минэнерго России".

7. ОДС Минэнерго России осуществляет:

прием сигналов оповещения, получаемых от федеральных органов исполнительной власти, и их доведение до Министра энергетики Российской Федерации, его заместителей (включая курирующего заместителя Министра), руководителей структурных подразделений Минэнерго России (далее - руководство Минэнерго России) и руководителей организаций ТЭК;

сбор, обработку, анализ, уточнение и хранение информации в области предупреждения и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций на объектах ТЭК;

доведение до руководства Минэнерго России информации о кризисных, чрезвычайных ситуациях и иных событиях на объектах ТЭК, которые влияют или могут повлиять на их функционирование, или угрозе возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;

оповещение руководства и структурных подразделений Минэнерго России, членов КЧСПБ Минэнерго России, оперативных штабов и других временно создаваемых органов управления Минэнерго России о времени и месте сбора, а также подготовка их рабочих мест в помещении Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России (далее - САЦ Минэнерго России);

обмен информацией с дежурно-диспетчерскими службами, ситуационными (информационными) центрами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ТЭК по вопросам предупреждения и ликвидации кризисных и чрезвычайных ситуаций, в том числе направление оперативных запросов информации и ведение телефонных переговоров;

участие в организации и обеспечении проведения учебных мероприятий (учений, тренировок) подготовки органов управления, сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) ТЭК и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России, в том числе совместных с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. ОДС Минэнерго России размещается в административном здании Минэнерго России, в оборудованном для несения оперативного дежурства помещении САЦ Минэнерго России.

9. Для информирования руководства Минэнерго России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций ТЭК ОДС Минэнерго России разрабатываются оперативные документы <1>, содержащие оперативную и плановую информацию.

--------------------------------

<1> Оперативные сводки об основных событиях в ТЭК, справки-доклады о кризисных и чрезвычайных ситуациях на объектах ТЭК, информационные сообщения и оперативные запросы информации.

10. Оперативная информация включает сведения:

о факте или угрозе возникновения кризисных, чрезвычайных ситуаций и иных событий на объектах ТЭК, которые влияют или могут повлиять на их функционирование, параметры которых соответствуют основным параметрам кризисных, чрезвычайных ситуаций и иных событий на объектах ТЭК, определенных по перечню согласно приложению;

о принятых мерах по защите работников и объектов ТЭК, ведении аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций.

11. Плановая информация включает сведения об основных экономических показателях организаций ТЭК, а также иные сведения, не относящиеся к оперативной информации, необходимые для разработки оперативных документов.

12. Прием оперативной и плановой информации осуществляется ОДС Минэнерго России в отношении:

объектов электроэнергетики - от главного диспетчерского центра открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" и организаций электроэнергетики;

объектов нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности - от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" и организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности;

объектов газовой промышленности - от Центрального производственного диспетчерского департамента открытого акционерного общества "Газпром", Центрального диспетчерского управления открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" и организаций газовой промышленности;

объектов угольной промышленности - от федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" и организаций угольной промышленности;

объектов ТЭК, относящихся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, социально значимых и потенциально опасных объектов - от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других официальных источников.

13. Доведение до руководства Минэнерго России и организаций ТЭК сигналов оповещения, получаемых от федеральных органов исполнительной власти, осуществляется ответственным дежурным Минэнерго России в соответствии с инструкцией по действиям ответственного дежурного Минэнерго России при получении и доведении сигналов оповещения, утверждаемой Министром энергетики Российской Федерации.

14. При получении плановой и оперативной информации ОДС Минэнерго России проводится оценка ее содержания, определение перечня лиц, которым адресуется указанная информация, а также порядка ее доведения с установлением степени срочности, объема и способа передачи.

15. При получении оперативной информации о кризисных, чрезвычайных ситуациях и иных событиях на объектах ТЭК, которые влияют или могут повлиять на их функционирование, или угрозе возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций:

немедленно осуществляется информирование руководства Минэнерго России;

в течение 20 минут осуществляется подготовка справки-доклада о возникновении (угрозе возникновения) кризисной или чрезвычайной ситуации на объекте ТЭК, или информационного сообщения о событии, которое влияет или может повлиять на функционирование объекта ТЭК. Справка-доклад (информационное сообщение) представляется руководству Минэнерго России и направляется руководителям структурных подразделений Минэнерго России и организаций ТЭК в соответствии с отраслевой принадлежностью объекта ТЭК, и по согласованию - уполномоченным на прием соответствующих сведений работникам федеральных органов исполнительной власти и организаций, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

16. При поступлении оперативной информации о принятых мерах по защите работников и объектов ТЭК, ведении аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций, ОДС Минэнерго России периодически, но не реже трех раз в сутки, уточняется справка-доклад и разрабатываются другие оперативные документы, которые представляются (направляются) должностным лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения.

17. Плановая информация используется ОДС Минэнерго России при подготовке оперативной сводки об основных событиях в ТЭК и информационных сообщений, которые представляются руководству Минэнерго России и направляются в организации ТЭК, и по согласованию - в федеральные органы исполнительной власти и организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. Оперативные документы хранятся в помещении ОДС Минэнерго России в течение года.