МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 17 февраля 2017 г. N Исх-3397/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 2

В 2016 году Росавиацией разработаны Мероприятия по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП (приложение к поручению руководителя Федерального агентства воздушного транспорта от 05.10.2016 N 1.02-16-ПОР).

По результатам расследования катастрофы самолета Falcon 50EX F-GLSA, происшедшей 20.10.2014 в аэропорту Внуково, издан приказ Росавиации от 06.02.2017 N 69-П "О мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу", в который указанные Мероприятия по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП включены в виде приложения N 2 (размещено в разделе "Летно-методический совет - Безопасность на ВПП - Безопасность операций на ВПП" официального сайта Росавиации в сети Интернет по адресу: http://www.favt.ru/public/materials/0up/meroprvpp060217.pdf).

Следует обратить внимание на то, что указанные Мероприятия по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП не устанавливают сроков исполнения, то есть не являются "разовыми" (рассчитанными на однократное выполнение), что предусматривает постоянную оценку полноты и качества их реализации территориальными органами Росавиации и в организациях гражданской авиации. В связи с этим, контроль реализации Мероприятий следует выполнять в ходе проведения периодических проверок организаций гражданской авиации, в том числе в ходе контроля готовности к ОЗП и ВЛП, расследований авиационных инцидентов, участия в работе групп по безопасности на ВПП, а также в рамках текущей деятельности специалистов территориальных органов Росавиации в аэропортах.

Организациям гражданской авиации следует предусмотреть контроль реализации Мероприятий в рамках функционирования системы управления безопасностью полетов.

В 2016 году с гражданскими воздушными судами произошло 8 инцидентов, связанных с несанкционированным занятием ВПП воздушными судами или автотранспортом, которые были обусловлены такими факторами опасности, как:

а) Отсутствие эффективного взаимодействия между подразделениями (орган ОВД, оператор аэродрома) гражданской и государственной авиации на аэродроме (например, инциденты с самолетами CRJ-200 VQ-BNL 13.05.2016 в аэропорту Петрозаводск (Бесовец), Як-40 RA-88188 05.07.2016 в аэропорту Псков). Для предотвращения событий, связанных с подобными факторами опасности, необходима реализация раздела 7 Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП.

б) Упущения при планировании мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП при изменениях в инфраструктуре (проведении ремонтных работ) на летном поле; формальная работа группы по безопасности на ВПП; неэффективность СУБП оператора аэродрома (инцидент с самолетом Л-410УВП-Э20 RA-67030 07.04.2016 в аэропорту Самара (Курумоч)). Для предотвращения событий, связанных с подобными факторами опасности, необходима реализация пунктов 2.1, 2.2, 2.11, 6.1, 6.3 Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП.

в) Незнание водителем транспортного средства знаков и маркировки, предупреждающих о выезде на ВПП; недостаточная информативность знаков и/или маркировки (инцидент с самолетом А-320 VQ-BIR 16.03.2016 в аэропорту Шереметьево). Для предотвращения событий, связанных с подобными факторами опасности, необходима реализация пунктов 2.1, 2.4, 2.6, 2.7 Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП.

г) Несоблюдение водителем спецавтомобиля правил проведения работ на летном поле (инцидент с самолетом Боинг-737-800 VP-BRF 01.02.2016 в аэропорту Самара (Курумоч)). Для предотвращения событий, связанных с подобными факторами опасности, необходима реализация пунктов 2.4, 2.5, 2.8 Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП.

д) Невнимательность экипажа воздушного судна при ведении радиообмена с диспетчером (инцидент с самолетом Як-42Д RA-42421 07.03.2016 в аэропорту Омск (Центральный)). Для предотвращения событий, связанных с подобными факторами опасности необходима реализация пунктов 4.2 Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП.

При разработке Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП Росавиацией использовались материалы расследований инцидентов, связанных с несанкционированными выездами на ВПП в аэропортах Российской Федерации, которые размещаются в АМРИПП Росавиации (категории RI, NAV).

В приложении к данной информации по безопасности полетов дополнительно приведены примеры происшедших в 2016 году авиационных событий в иностранных аэропортах, связанных с несанкционированным выездом на ВПП или угрозой столкновения с препятствиями на ВПП. Выявленные по результатам расследований этих событий опасные факторы также целесообразно учитывать при реализации Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП.

Предлагаю:

1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность в зоне ответственности территориального органа.

1.2. Предусмотреть периодический контроль состояния реализации организациями гражданской авиации (операторы аэродромов, органы ОВД, эксплуатанты) Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП (приложение N 2 к приказу Росавиации от 06.02.2017 N 69-П "О мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу").

1.3. Обратить внимание на требования пункта 4.3 приказа Росавиации от 06.02.2017 N 69-П "О мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу".

1.4. Запланировать участие в течение 2017 года специалистов территориального органа в заседаниях рабочих групп по безопасности на ВПП.

2. Руководителям организаций гражданской авиации использовать рассмотренные в настоящей информации сведения об опасных факторах, приведших к несанкционированным выездам на ВПП, при реализации Мероприятий по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП (приложение N 2 к приказу Росавиации от 06.02.2017 N 69-П "О мероприятиях по предотвращению несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу").

Начальник

Управления инспекции

по безопасности полетов

С.С.МАСТЕРОВ