I. Необходимость и предпосылки разработки Концепции
Система мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является одной из наиболее важных подсистем в создаваемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" в целях обеспечения охраны окружающей среды единой системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее - ЕСГЭМ).
Основной задачей данной подсистемы ЕСГЭМ является получение и представление заинтересованным потребителям и населению, а также в формируемый согласно вышеуказанному нормативному акту государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) фактических данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), а также результатов оценки и прогнозирования их изменения под влиянием природных и антропогенных факторов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" совершенствование системы мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды осуществляется в ходе создания предусмотренной данным законом Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации.
В этой связи настоящая Концепция определяет основные принципы и направления совершенствования системы мониторинга химического загрязнения окружающей среды.
Согласно законодательству государственный мониторинг загрязнения окружающей среды осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений предусмотрена необходимость учета пунктов и систем наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Проведение данных наблюдений в соответствии с законодательством предусматривается осуществлять в составе выполняемого предприятиями производственного экологического контроля.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования к содержанию программы производственного экологического контроля с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и методические рекомендации по ее заполнению, а также порядок и сроки представления указанного отчета, должны быть установлены приказами Минприроды России.
Их принятие создаст необходимые правовые предпосылки для уточнения на основе принятых требований в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" задач мониторинга на федеральном и региональном уровнях с целью выявления несвойственных для них функций, которые должны осуществляться локальными системами наблюдений.
Совершенствованию системы мониторинга будет способствовать предусмотренное пунктом 8 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 г. N 681 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее - ГФДГЭМ) определение Минприроды России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти требований к формату, содержанию информации, включаемой в государственный фонд, и срокам ее предоставления. На их основе должны быть уточнены требования по предоставлению информации в соответствии с постановлениями Правительства Российской от 15.11.1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды", от 21.12.1999 г. N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" и от 14.02.2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду".
В настоящее время в сфере мониторинга загрязнения окружающей среды используются руководящие документы и государственные стандарты, которые не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному исполнению. Кроме того, большинство из них ориентированы на решение общих задач в данной сфере, без их разделения на задачи федерального, территориального и локального уровней.
Негативными факторами, сдерживающими совершенствование системы мониторинга загрязнения окружающей среды, являются также:
высокий износ приборов и лабораторного оборудования государственной наблюдательной сети и низкий уровень ее технического оснащения, который не отвечает современным, в том числе международным стандартам и требованиям;
отсутствие источников финансирования мероприятий по развитию, модернизации и техническому переоснащению государственной наблюдательной сети;
низкий уровень интегрирования процессов сбора, обработки и представления информации, характеризующей загрязнение окружающей среды, с использованием современных информационных технологий;
отсутствие у большинства органов государственной власти субъектов Российской Федерации достаточных средств для формирования территориальных систем наблюдения;
отсутствие принципов согласованности функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем и сопоставимости получаемых по результатам наблюдений данных.
В обозримой перспективе маловероятно, что сложившиеся экономические условия будут способствовать законодательному возложению на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности по созданию территориальных систем наблюдений, а не предоставленного им в настоящее время права выполнения данных функций при наличии необходимых ресурсов.
Таким образом, настоящая Концепция является ориентиром для органов государственной власти и хозяйствующих субъектов при решении ими вопросов по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдений за состоянием окружающей среды.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей