За период с 2006 по 2016 годы произошло 136 инцидентов, связанных с разрушением авиашин. Большинство инцидентов происходило из-за отказов системы торможения и тормозов, а также ошибок при выполнении посадки (посадка с заторможенными колесами или неправильное использование экипажем воздушного судна (далее - ВС) тормозов при пробеге). Вместе с тем по результатам расследований инцидентов также отмечались следующие опасные факторы:
повреждение авиашины из-за наезда на посторонний предмет на искусственном покрытии;
внутренние повреждения авиашины в результате ее эксплуатации при пониженном давлении;
некачественное восстановление протектора авиашины в условиях предприятий промышленности.
В январе - марте 2017 года Росавиацией зафиксировано 22 случая повреждений авиашин посторонними предметами, не приведших к инцидентам. При этом за весь 2016 год было зафиксировано 7 подобных случаев. Большинство из зарегистрированных в течение 2017 года случаев повреждений авиашин (20 событий) было выявлено при осмотре ВС в аэропорту Внуково (примеры обнаруженных повреждений представлены на фото 1 и 2).
Фото 1. Повреждения авиашины колеса правой опоры шасси
самолета Б-777-200 25.02.2017
Фото 2. Повреждения авиашины колеса левой опоры шасси
самолета Б-777-300 08.03.2017
Следует обратить внимание на случаи повреждений авиашин из-за наезда на посторонние предметы (препятствия) на искусственном покрытии аэродрома, а также вследствие нарушения правил эксплуатации авиашин. Примеры подобных событий и их причины приведены в приложении к данной информации.
Анализ результатов расследований инцидентов, в заключениях о причине которых указывалось на повреждение авиашины посторонним предметом, свидетельствует о том, что в большинстве случаев комиссии по расследованию точно не установили условия, способствующие повреждению. Выводы об этапе полета (взлет, посадка, руление), на котором произошло повреждение авиашин, делались предположительно. Подобная неоднозначность заключений и неполнота данных об условиях повреждения авиашины связана со следующими недостатками:
1. В ходе комиссионных осмотров искусственных покрытий акцент делается на поиск свободно лежащих посторонних предметов, при этом не обращается внимание, например, на:
наличие выступов между плитами, сколы кромок или выбоины плит;
неплотное прилегание (свободное перемещение) встроенных огней светосигнального оборудования ВПП/РД или решеток водоотводных каналов;
возможность выноса на маршруты руления ВС единичных посторонних предметов автотранспортом (из-за разрушения искусственных покрытий на маршрутах движения автотранспорта, налипания на элементы автомобилей грязи и другое);
возможность выноса посторонних предметов (крепежные изделия, проволока, фрагменты упаковки и другое) с мест стоянок, используемых для обработки грузов или технического обслуживания ВС.
2. Не изучаются вопросы исправности и пригодности для эффективного использования навесного (специального) оборудования снегоуборочных и вакуумных подметально-уборочных машин (состояние отвалов, щеток и другое).
3. В ходе расследования не придается должного внимания вопросам:
технологии очистки и контроля состояния искусственных покрытий, в том числе планирования мероприятий по очистке для исключения фактора спешки в процессе работы;
ухудшения состояния искусственных покрытий элементов летного поля вследствие длительной нерешенности вопросов их ремонта;
реализации в рамках СУБП оператора аэродрома мероприятий по предотвращению повреждения ВС посторонними предметами.
С учетом указанного выше, Управлением инспекции по безопасности полетов Росавиации отмечается недостаточная роль государственных инспекторов территориальных органов Росавиации в аэропортах при осмотре и оценке состояния искусственных покрытий в ходе первоначальных действий после авиационных событий. Не применяется практика оформления акта осмотра искусственных покрытий непосредственно государственным инспектором с отражением в нем всех зафиксированных особенностей состояния покрытий. Как правило, государственный инспектор участвует в подписании акта осмотра, оформляемого представителями оператора аэродрома и эксплуатанта ВС, которые являются заинтересованными сторонами. Вследствие этого снижается ценность исходных данных, необходимых для дальнейшего расследования, установления причин и разработки рекомендаций, из-за сомнений в полноте и объективности информации, полученной в ходе первоначальных действий.
Необходимо также учитывать, что недостатки в содержании искусственных покрытий элементов летного поля способствуют не только повреждениям авиашин, но и повреждениям лопаток газовоздушных трактов двигателей, лопастей воздушного, несущего или рулевого винта, элементов планера (механизация крыла, обшивка планера, передняя кромка стабилизатора и другое).
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до руководителей организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность в зоне ответственности территориального органа.
1.2. Провести занятия с государственными инспекторами территориального органа Росавиации в аэропортах по организации первоначальных действий после авиационных событий, в том числе в части, касающейся регистрации состояния искусственных покрытий аэродрома.
1.3. Предусмотреть необходимость подготовки, по результатам первоначальных действий после авиационных событий, акта осмотра искусственных покрытий непосредственно государственным инспектором территориального органа Росавиации в аэропорту (помимо актов, оформляемых в ходе первоначальных действий оператором аэродрома совместно с эксплуатантом ВС) с отражением в нем следующих сведений:
время начала и завершения осмотра элементов искусственного покрытия государственным инспектором;
метеорологические условия (выпадение осадков) и условия освещенности в период проведения осмотра;
маршрут (последовательность) осмотра элементов искусственного покрытия;
качественная и количественная (если возможно) оценка состояния покрытий (коэффициент сцепления, обнаруженные посторонние предметы и нарушения целостности (неровности) искусственного покрытия (их размеры), степень (площадь) загрязнения и высота отложений осадков (лед, снег, слякоть, вода, проливы ГСМ и спецжидкостей), видимость разметки);
информация о месте обнаружения посторонних предметов или загрязнений покрытий (координаты или расстояния до характерных ориентиров (обочина или осевая линия ВПП/РД, места стоянки и т.п.)) с приложением, при необходимости, схем (кроки);
другие особенности, на которые государственный инспектор обратил внимание в ходе осмотра или считает необходимым отразить в акте осмотра;
информация о фото- или видеодокументировании результатов осмотра (рекомендуется цветная фото- или видеосъемка в высоком разрешении).
1.4. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
1.4.1. Изучить настоящую информацию со специалистами организации, ответственными за обеспечение функционирования СУБП, а также персоналом служб, ответственных за содержание искусственных покрытий аэродрома, инженерно-техническим и летным составом.
1.4.2. Рассмотреть необходимость разработки (корректировки) мероприятий для поддержания требуемого стандарта чистоты искусственных покрытий с учетом рекомендаций главы 10 "Удаление мусора" Руководства по аэропортовым службам (часть 2 "Состояние поверхности покрытия", документ ИКАО N 9137, издание четвертое - 2002 год), в том числе:
развитие культуры безопасности (раздел 2.6 Руководства по управлению безопасностью полетов, документ ИКАО N 9859, издание третье - 2013 год);
подготовка персонала оператора аэродрома, эксплуатантов ВС, организаций по техническому и наземному обслуживанию ВС в части предотвращения образования и удаления посторонних предметов, включая периодическое обращение внимания персонала всех работающих на территории аэродрома организаций на опасности, создаваемые посторонними предметами, и необходимость поддержания чистоты на искусственных покрытиях;
обеспечение принятия организациями, подрядчиками ремонтных и строительных работ, работающими на территории аэродрома, мер для исключения попадания посторонних предметов на искусственные покрытия аэродрома (предварительный осмотр и очистка автотранспорта перед его выездом на места стоянок или маршруты руления ВС, уборка и ремонт покрытий в зоне ответственности организации и т.п.);
определение адекватной периодичности осмотра и очистки искусственных покрытий с учетом рисков повреждения ВС посторонними предметами;
проведение предварительного осмотра (представителями оператора аэродрома, эксплуатанта ВС, организации по наземному или техническому обслуживанию ВС) мест стоянок перед заруливанием ВС, а также профилактики их загрязнения посторонними предметами;
принятие мер по надежному закрытию контейнеров для сбора мусора (для исключения разноса мусора ветром или животными);
проведение регулярных совместных осмотров с участием представителей оператора аэродрома, эксплуатантов ВС, организаций по наземному и техническому обслуживанию ВС для обнаружения посторонних предметов и источников их появления;
проведение объективного анализа причин повреждений ВС посторонними предметами с использованием различных источников дополнительной информации, включая, насколько это практически возможно и применимо, фото- или видеорегистрацию для контроля качества подготовки летного поля;
рассмотрение мероприятий по предотвращению повреждений ВС посторонними предметами на заседаниях группы по безопасности на ВПП.
инженерно-технического персонала на установленные разработчиками авиашин и ВС правила и рекомендации по эксплуатации и хранению авиашин, в том числе по оценке технического состояния, условиям замены, периодичности контроля давления;
летного состава на рекомендации по скорости руления, использованию тормозов и интенсивности разворотов на рулении с целью исключения повышенных нагрузок, которые могут приводить к внутренним структурным повреждениям авиашин.
О.Г.СТОРЧЕВОЙ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей