2. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖБЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ СУР

Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее также - продукция), по надзору и оказанию услуг в этой сфере, в том числе:

государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;

государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных полномочий, Службой осуществляется информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Минфином России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по аккредитации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Специфика алкогольного рынка вызывает необходимость активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, оборота и потребления алкогольной продукции, поскольку, данная сфера характеризуется двумя ключевыми особенностями: с одной стороны, удовлетворяет потребности населения в специфичном продукте, чрезмерное употребление которого, в том числе фальсифицированного, приводит к негативным социально-экономическим последствиям, с другой - за счет получаемых доходов от оборота алкогольной продукции государство формирует значительную долю поступлений в бюджет страны.

Противоречия алкогольного рынка порождают риски нанесения ущерба интересам государства, общества и граждан. Вид и содержание данных рисков динамично изменяются в зависимости от влияния объективных и субъективных факторов. Своевременное выявление и нейтрализация критических угроз диктует необходимость применения Службой системного подхода к управлению рисками.

В настоящее время в области управления рисками Федеральной службой делается следующее:

проводится внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность;

разработана научно обоснованная методология определения критериев и контрольных параметров рисков правонарушений на алкогольном рынке;

сформулирован перечень признаков правонарушений, контрольных и межтабличных соотношений в сведениях, содержащихся в банке данных автоматизированных систем Росалкогольрегулирования;

при осуществлении контрольно-надзорных функций формируется реестр рисков правонарушений и определяется порядок оценки рисков правонарушений на алкогольном рынке;

осуществляется управление рисками, связанными с реализацией подпрограммы 11 "Государственное регулирование в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков");

на плановой основе осуществляется предупреждение коррупционных рисков;

оказывается содействие общественному контролю на алкогольном рынке, в том числе посредством Единого социального портала алкогольного рынка (http://public.fsrar.ru/);

обеспечивается функционирование государственных информационных систем (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС); Государственный реестр лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (Реестр лицензий); База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (База данных деклараций); Федеральный реестр алкогольной продукции (ФРАП); Автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (АСКП); Автоматизированная информационная система формирования и ведения электронных паспортов организаций (АИС "Паспорт"));

разработано техническое задание на автоматизацию процессов управления рисками в составе Ситуационного центра Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Несмотря на достигнутые успехи, система управления рисками Службы находится на начальном уровне развития и обладает значительным потенциалом для улучшения.

Необходимость дальнейшего развития системы управления рисками Росалкогольрегулирования также обосновывается:

высокой степенью значимости алкогольного рынка с точки зрения социально-экономических последствий, в том числе его влияния на здоровье нации, ее социальное благополучие, а также формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации;

необходимостью обеспечить эффективный государственный контроль (надзор) в отношении всех участников алкогольного рынка с учетом введения их обязанности по фиксации сведений об объемах оборота алкогольной продукции в ЕГАИС;

быстрым ростом источников данных и объемов сложной для обработки информации о подконтрольных субъектах алкогольного рынка, находящихся в информационных системах Службы;

поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ожиданиями иных заинтересованных сторон;

стратегическими целями, задачами и приоритетами в сфере государственного регулирования алкогольного рынка, устанавливаемыми Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации;

ограниченными ресурсами, имеющимися у Службы, в том числе в условиях общей тенденции сокращения расходов федерального бюджета;

сокращением времени для эффективного реагирования на возникающие угрозы;

необходимостью применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Службы.

Ответом на данные вызовы служит настоящая Концепция.