I. Общие положения

Настоящие методические материалы разработаны в соответствии с пунктом 34 Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению на 2016 - 2020 годы (далее - Комплекс мер).

Комплекс мер утвержден поручением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 3468п-П44 в целях реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. и направлена на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения им до 10 процентов средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Методические материалы подготовлены в целях содействия разработке комплексного плана субъекта Российской Федерации по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности СОНКО (далее - комплексный план субъекта Российской Федерации), предусмотренной пунктом 35 Комплекса мер.

В ходе подготовки комплексного плана субъекта Российской Федерации необходимо учитывать, что Комплекс мер реализуется в содержательной и организационной увязке с планом мероприятий ("дорожной картой") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. N 1144-р (далее - Дорожная карта), а также со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р.

Ввиду того, что Комплекс мер и Дорожная карта направлены на достижение общей цели модернизации социальной сферы посредством расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам, а также того, что ряд задач и мероприятий, предусмотренных в данных документах, совпадает, Минэкономразвития России рекомендует субъектам Российской Федерации скоординировать их реализацию, в частности, путем:

определения или создания в субъектах Российской Федерации единого Координационного органа, обеспечивающего согласованную деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, центров инноваций в социальной сфере, ресурсных центров некоммерческих организаций, общественных палат и других заинтересованных организаций по реализации мероприятий Комплекса мер и Дорожной карты;

определения заместителя главы субъекта Российской Федерации, курирующего вопросы Комплекса мер и Дорожной карты в целях координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по их реализации;

определения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за разработку комплексного плана субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), отвечающего за координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по реализации Комплекса мер и Дорожной карты, по направлениям развития и функционирования социальной сферы (в том числе за счет, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, развития социального предпринимательства, реализации государственно-частного партнерства).

Поэтапное увеличение доступа СОНКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, направлено на достижение следующих результатов:

увеличение доступности и качества услуг в социальной сфере, предоставляемых населению;

расширение возможностей для потребителей выбора поставщика услуг в социальной сфере, а также их вариативности;

повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в социальной сфере;

повышение прозрачности системы предоставления населению услуг в социальной сфере.

Целевыми показателями комплексного плана являются:

1) доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых СОНКО, в общем объеме средств указанных бюджетов, выделяемых на предоставление услуг в соответствующей сфере, в том числе по направлениям:

социального обслуживания и социального сопровождения;

дополнительного образования детей;

охраны здоровья граждан, в том числе в части предоставления услуг по информированию граждан о факторах риска развития заболеваний, по мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, услуги по реабилитации лиц с социально-значимыми заболеваниями, услуги паллиативной помощи, пропаганде донорства крови и ее компонентов, профилактике отказов при рождении детей;

культуры;

физической культуры и массового спорта;

2) количество СОНКО, которым предоставлена имущественная поддержка в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование на конкурсной основе;

3) доля городских округов и муниципальных районов, реализующих муниципальные программы поддержки СОНКО от общего количества муниципальных районов и городских округов в субъекте Российской Федерации за исключением городов федерального значения

4) иные показатели в соответствии с модельным планом.

При этом увеличение доли средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых СОНКО, в общем объеме средств указанных бюджетов, выделяемых на предоставление услуг в соответствующей сфере, должно достигаться не за счет одновременного сокращения аналогичного показателя для других негосударственных организаций, прежде всего за счет внедрения конкурсных механизмов на предоставление услуг в социальной сфере.

Основными задачами комплексных планов являются:

- создание условий для упрощения доступа СОНКО к предоставлению населению услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных источников;

- повышение потенциала СОНКО в предоставлении населению услуг в социальной сфере;

- развития конкуренции в сфере предоставления услуг в социальной сфере.

Субъектам Российской Федерации в ходе реализации комплексного плана необходимо:

обеспечить координацию деятельности заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, центров инноваций в социальной сфере, общественных палат, других заинтересованных организаций во взаимодействии с ресурсными центрами некоммерческих организаций;

провести анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров для участия негосударственных организаций, в предоставлении услуг в социальной сфере;

принять нормативные акты и внести изменения в действующие нормативные акты в целях устранения барьеров для участия СОНКО в предоставлении услуг в социальной сфере и стимулирования их участия в предоставлении данных услуг;

предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий и показателей в государственных программах субъектов Российской Федерации в социальной сфере (социальной защиты граждан, образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры) и планах по их реализации, включая целевые значения доли бюджетных средств, направляемых СОНКО, в размере до 10 или более процентов выделяемых средств по каждому направлению;

включить вопросы предоставления поддержки СОНКО, взаимодействия с СОНКО и привлечения СОНКО к предоставлению населению услуг в социальной сфере в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных гражданских служащих;

принимают участие в формировании и функционировании системы сбора и распространения лучшей практики реализации мер по обеспечению доступа СОНКО к предоставлению населению услуг в социальной сфере, механизмов их государственной поддержки в субъектах Российской Федерации и внедрении конкурентных способов оказания соответствующих государственных и муниципальных услуг.

В целях обеспечения необходимой поддержки развития СОНКО и их стимулирования к участию в предоставлении населению услуг в социальной сфере в субъекте Российской Федерации предусматривается:

развитие эффективных механизмов финансовой поддержки, предоставление СОНКО и юридическим лицам, осуществляющим пожертвования СОНКО налоговых льгот;

предоставление СОНКО имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование;

оказание СОНКО информационной поддержки, в том числе в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы;

поддержка деятельности одной или более специализированных организаций, оказывающих информационно-консультационную поддержку СОНКО, осуществляющих предоставление услуг в социальной сфере (ресурсных центров некоммерческих организаций, добровольческих центров, центров инноваций в социальной сфере);

содействие развитию кадрового потенциала СОНКО, в том числе оказание им поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев;

проведение с участием СОНКО общественной экспертизы проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по поддержке СОНКО на территориях муниципальных образований, включая конкурсную поддержку муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.