Мировая торговля и положение Российской Федерации

В 2016 году в мире было произведено 95 млн. автомобилей, а к 2025 году с учетом среднегодовых темпов роста около 2 процентов в год будет произведено 116 миллионов автомобилей. Ежегодно в мире продается около 44 млн. автомобилей, основными импортерами являются развитые страны (Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, Швейцарская Конфедерация, Канада, Австралийский союз, Япония, Королевство Швеция, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Государство Израиль, на их долю приходится около 70 процентов мирового импорта), крупные развивающиеся страны (Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Бразилия, Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турецкая Республика, Южно-Африканская Республика, Арабская Республика Египет, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, на их долю приходится примерно 20 процентов мирового импорта). Остальной объем импорта (примерно 10 процентов) распределен между небольшими рынками.

Российская Федерация относится к группе стран, автомобильная промышленность которых изначально нацелена на большой внутренний рынок, а экспорт не превышает 10 - 15 процентов объема внутреннего производства в отличие от экспортно ориентированных стран, которые находятся в зонах свободной торговли и продают на экспорт автомобилей 20 - 40 процентов мирового рынка. При этом Россия не имеет эффективной системы торговых соглашений с крупными рынками, что приводит к удорожанию российской продукции на 15 - 30 процентов относительно аналогичной продукции стран-конкурентов. Также в России пока не сложилась комплексная система поддержки экспортеров.

Россия сохранила национальных производителей, которые обладают собственными платформами с высоким уровнем локализации, инжиниринговыми компетенциями и правами на интеллектуальную собственность. Модельный ряд, построенный на базе таких платформ, способен конкурировать в нижнем ценовом сегменте на многих международных рынках. В настоящее время существует необходимость в дальнейшем повышении технического уровня продукции на базе локальных российских платформ, укреплении брендов и выстраивании каналов сбыта на зарубежных рынках.

Условия для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности можно охарактеризовать по следующим направлениям:

конкурентные преимущества:

значительное число современных производств автомобилей и компонентов первого уровня с достаточным объемом незагруженных мощностей;

наличие национальных производителей, обладающих собственными платформами, инжиниринговыми компетенциями, современной высоколокализованной продукцией с высоким экспортным потенциалом;

относительно недорогой труд и инфраструктура;

близость к крупному рынку Европы;

слабые стороны:

высокая себестоимость импортной и экспортной логистики;

слабое развитие сети поставщиков субкомпонентов, сырья, материалов второго и третьего уровня;

отсутствие зоны свободной торговли с ключевыми рынками;

санкции и высокий воспринимаемый уровень страновых рисков;

возможности:

использование низкой себестоимости для экспансии национальных производителей на зарубежные рынки и размещение в Российской Федерации производства нескольких экспортно ориентированных зарубежных моделей;

угрозы:

укрепление рубля;

усиление санкций и другие страновые риски;

рост требований по локализации на развивающихся рынках.