А. Механизированная погрузка, разгрузка и перемещение тяжестей

А. Механизированная погрузка, разгрузка

и перемещение тяжестей

2.4.1. Погрузочно - разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом с помощью подъемно - транспортного оборудования и средств малой механизации согласно требованиям настоящего параграфа, ГОСТ 12.3.009-76* ССБТ. Работы погрузочно - разгрузочные. Общие требования безопасности, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и ГОСТ 12.3.020-80* ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности труда.

При выполнении погрузочно - разгрузочных работ, связанных с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта, должны соблюдаться также Правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно - разгрузочных работах на железнодорожном транспорте и Правила по охране труда на автомобильном транспорте.

2.4.2. Запрещается опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительного расчета прочности несущих конструкций и перегружать их сверх допустимых нагрузок.

Запрещается подвешивать груз к конструкциям зданий, сооружений, трубопроводам и т.п., не предназначенным для этой цели.

2.4.3. Запрещается находиться в траншее во время опускания в нее труб или других элементов оборудования и арматуры, а также под оборудованием и узлами трубопроводов до их закрепления.

2.4.4. Запрещается при выполнении погрузочно - разгрузочных работ с применением экскаваторов, кранов, погрузчиков водителям и лицам, сопровождающим груз, находиться в кабине автомобиля, не оборудованного защитным козырьком.

2.4.5. Запрещается находиться под грейферами, стрелами кранов и машин, на железнодорожных путях, путях механизмов и кранов, в районе перемещения скреперов, а также без необходимости вблизи работающих передвижных и стационарных механизмов (кранов, погрузочных машин, ленточных конвейеров и пр.).

2.4.6. Работать на строительных машинах (стреловых грузоподъемных кранах, экскаваторах, погрузчиках и т.д.) в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается при снятом напряжении по наряду и при наличии разрешения организации, эксплуатирующей данную линию.

Если снять напряжение с воздушной линии электропередачи невозможно, работать на упомянутых машинах в охранной зоне разрешается при условии, что расстояние <*> от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи, не менее следующего:

--------------------------------

<*> Приведенные в п. 2.4.6 настоящих Правил расстояния соответствуют требованиям ГОСТ 12.1.013-78 ССБТ. Строительство. Электробезопасность. Общие требования и СНиП III-4-80. Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве. Эти расстояния отличаются от расстояний, указанных в Правилах техники безопасности при эксплуатации электроустановок, в которых учтены конструктивные особенности электроустановок и порядок выполнения работ электротехническим персоналом.

┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Расстояние, м │ Напряжение, кВ │

├────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ 1,5 │ До 1 │

│ 2 │ 1 - 20 │

│ 4 │ 35 - 110 │

│ 5 │ 150 - 220 │

│ 6 │ 330 │

│ 9 │ 500 - 750 │

│ 9 │ 800 кВ постоянного тока │

└────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘

Допускается работа строительных машин непосредственно под проводами воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением 110 кВ и выше, при условии, что расстояние от подъемных или выдвижных частей машин, а также от перемещаемого ими груза в любом их положении до ближайшего провода не меньше указанного выше для соответствующего напряжения.

2.4.7. При выгрузке навалочных грузов на эстакадах и путях, уложенных на высоте, люки вагонов необходимо открывать со специальных мостиков. Закрывать эти люки следует с помощью специальных люкоподъемников.

2.4.8. Запрещается при открывании люков и дверей вагонов, а также бортов платформ находиться в зоне возможного падения груза или удара бортом или люком.

2.4.9. Для перехода из железнодорожных вагонов на погрузочно - разгрузочную площадку, в склад и обратно должны укладываться сходни, изготовленные из досок или рифленого железа. Сходни должны соответствовать ГОСТ 26887-86. Площадки и лестницы для строительно - монтажных работ. Общие технические условия.

2.4.10. При высоте штабеля до 1,2 м (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) он должен находиться на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки ближайшего к грузу железнодорожного рельса, а при большей высоте - не менее 2,5 м. Уложенные грузы не должны иметь выступающих частей (проволок, ломов, шпал и др.).

2.4.11. Передвигать железнодорожные вагоны или платформы вдоль фронта выгрузки (погрузки) следует локомотивами, толкателями или маневровыми лебедками. Передвижение вагонов по фронту выгрузки или погрузки вручную с применением простейших приспособлений (ручной лебедки, аншпуга) допускается в исключительных случаях только по горизонтальному участку пути в количестве не более одного груженого или двух порожних четырехосных вагонов, обязательно сцепленных, на расстояние не более длины вагона и под непосредственным руководством специально выделенного лица.

Передвигать вручную вагоны с опасными грузами запрещается.

2.4.12. Перед началом передвижения вагонов сходни, мостки, слеги и другие приспособления, мешающие передвижению, должны быть убраны, а работающие предупреждены о передвижении вагонов.

2.4.13. На электрифицированных путях подниматься для выполнения каких-либо работ на крыши вагонов, цистерн, груженых платформ, полувагонов и контейнеров до отключения контактной сети и ее заземления запрещается.

2.4.14. При погрузочно - разгрузочных работах на открытом подвижном составе вблизи электрифицированного пути необходимо следить, чтобы работающие и инструмент, которым они пользуются, а также загружаемые (выгружаемые) изделия не оказывались ближе 2 м от токоведущих частей контактной сети, находящейся под напряжением.

Работа на подвижном составе, расположенном на расстоянии 2 - 4 м от токоведущих частей контактной сети, может производиться без снятия напряжения и заземления контактной сети, но под наблюдением специально выделенного лица. При работах на расстоянии более 4 м наблюдение не требуется.

Разгрузка вагонов и цистерн с топливом, а также с кислотами и щелочами под проводами контактной сети запрещается.

2.4.15. Перевозить людей вне кабины автомобиля - самосвала, автомобиля - цистерны, трактора и других специализированных автомобилей, самоходных машин и механизмов, конструкции которых не приспособлены для перевозки людей, а также на грузовом прицепе (полуприцепе) и грузовом мотороллере запрещается.

2.4.16. Водители (машинисты) транспортных средств и механизмов всех видов обязаны выполнять сигналы "стоп", кем бы они ни подавались.

2.4.17. Перевозить взрывчатые, горючие, сильнодействующие ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы, а также необезвреженную тару из-под них следует в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и Методическими указаниями по лицензированию.

2.4.18. Слив кислот и других опасных грузов из цистерн или тарная их разгрузка должны производиться в соответствии с требованиями п. 3.7.14 настоящих Правил.

2.4.19. Бутыли с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами необходимо перевозить в корзинах или деревянных обрешетках, соответствующих требованиям п. 2.1.26 настоящих Правил. Бутыли должны быть установлены в кузове автомобиля и плотно закрыты.

Не разрешается устанавливать корзины (или обрешетки) с бутылями одну на другую (в два ряда) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания во время перевозки.

Горючие жидкости перевозить на автомобилях в бутылях, бидонах, ведрах и подобных им емкостях запрещается; для этой цели должна использоваться металлическая тара с плотно завинчивающейся пробкой.

2.4.20. Перевозка опасных и тяжеловесных грузов, а также движение транспортного средства, если один из его размеров (с грузом или без него) превышает следующие: по высоте - 3,8 м от поверхности дороги, по ширине - 2,5 м, по длине - 20 м для автопоезда с одним прицепом (полуприцепом), 24 м для автопоезда с двумя прицепами и более или если груз выступает за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, должны производиться после получения разрешения госавтоинспекции.

2.4.21. К управлению авто- и электропогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по устройству и эксплуатации погрузчиков и имеющие удостоверение на право управления ими. Водители электропогрузчика должны иметь I группу по электробезопасности.

Эксплуатация погрузчиков должна производиться в соответствии с инструкциями завода - изготовителя.