1.1. Рекомендации по технологическому проектированию подстанций (ПС) определяют основные положения по проектированию ПС и переключательных пунктов (ПП) переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ, включая ПС и распределительные устройства (РУ) заводского изготовления.
1.2. Настоящие Рекомендации распространяются на вновь сооружаемые, расширяемые, а также подлежащие техническому перевооружению и реконструкции (ТПВ и РК) ПС и ПП напряжением 35 - 750 кВ.
При проектировании указанных ПС и ПП с учетом существующих схем РУ, компоновок оборудования, конструкций зданий и вспомогательных сооружений возможны обоснованные отступления от настоящих Рекомендаций. Указанное не распространяется на требования, связанные с техникой безопасности, пожаробезопасностью, экологией.
При проектировании ПС и ПП руководствуются Правилами устройства электроустановок, настоящими Рекомендациями, а также другими нормативными документами.
1.3. При проектировании подстанций обеспечивается:
1.3.1. Надежное и качественное электроснабжение потребителей.
1.3.2. Внедрение передовых проектных решений, обеспечивающих соответствие всего комплекса показателей подстанций современному мировому техническому уровню.
1.3.3. Высокий уровень технологических процессов и качества строительных и монтажных работ.
1.3.4. Соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды.
1.3.5. Ремонтопригодность применяемого оборудования и конструкций.
1.3.6. Передовые методы эксплуатации, безопасные и удобные условия труда эксплуатационного персонала.
1.4. Проектирование новых подстанций, ТПВ и РК выполняется на базе обоснований, содержащих основные технические решения, экономическую оценку эффективности инвестиций, а также финансовые показатели реконструируемой подстанции, в том числе себестоимость передачи электроэнергии, прибыль, рентабельность и срок инвестиций.
1.5. Проектирование ПС выполняется на основании:
1.5.1. Схемы развития энергосистемы.
1.5.2. Схемы организации ремонта, технического и оперативного обслуживания (схемы организации эксплуатации) энергосистемы.
1.5.3. Схемы развития средств управления общесистемного назначения, включающей релейную защиту и автоматику аварийного режима (РЗА), противоаварийную автоматику, а также схемы развития систем диспетчерского управления и систем учета энергии и мощности.
1.5.4. Схемы организации плавки гололеда на ВЛ в прилегающем к ПС районе.
1.6. Из схем развития энергосистемы и сетей района принимаются следующие исходные данные:
1.6.2. Нагрузки на расчетный период по годам и их рост на перспективу с указанием распределения их по напряжениям и категориям (%).
1.6.3. Число, мощность и номинальные напряжения трансформаторов; соотношения номинальных мощностей обмоток трехобмоточных трансформаторов.
1.6.4. Уровни и пределы регулирования напряжения на шинах ПС и необходимость дополнительных регулирующих устройств с учетом требований к качеству электроэнергии.
1.6.5. Необходимость, тип, количество и мощность источников реактивной мощности, в том числе шунтирующих реакторов.
1.6.6. Число присоединяемых линий напряжением 35 кВ и выше и их нагрузки (число линий 6, 10 кВ и их нагрузки - по данным заказчика).
1.6.7. Рекомендации по схемам электрических соединений ПС.
1.6.8. Режимы заземления нейтралей трансформаторов.
1.6.9. Места установки, число и мощность шунтирующих реакторов и других защитных средств ограничения перенапряжения в сетях 110 кВ и выше.
1.6.10. Места установки, число и мощность дугогасящих реакторов для компенсации емкостных токов в сетях 35 кВ и выше (для сети 6, 10 кВ - по данным заказчика).
1.6.11. Требования по обеспечению устойчивости электропередачи (энергосистемы).
1.6.12. Требования к схемам управления общесистемного назначения.
1.6.13. Расчетные значения токов однофазного и трехфазного КЗ с учетом развития сетей и генерирующих источников на срок до 10 лет, считая от предполагаемого срока ввода ПС в эксплуатацию, а также мероприятия по ограничению токов КЗ.
1.7. Из схем организации ремонта, технического и оперативного обслуживания (схем организации эксплуатации) энергосистем принимаются следующие исходные данные:
1.7.1. Форма и структура ремонтно-эксплуатационного обслуживания и оперативно-диспетчерского управления ПС.
1.7.2. Технические средства для ремонтно-эксплуатационного обслуживания и оперативно-диспетчерского управления ПС.
1.7.3. Граница раздела обслуживания объектов различными энергообъединениями и энергопредприятиями.
1.8. Из схем организации плавки гололеда на ВЛ в прилегающем к ПС районе принимаются следующие исходные данные:
1.8.1. Необходимость и способ плавки гололеда на проводах и тросах ВЛ, отходящих от ПС.
1.8.2. Количество устанавливаемых на ВЛ дистанционных сигнализаторов гололедообразования.
1.9. Из схем управления общесистемного назначения принимаются следующие данные:
1.9.1. Объемы реконструкции устройств релейной защиты и вторичных цепей самой ПС (при расширении и модернизации) и ПС прилегающей сети.
1.9.2. Объемы реконструкции средств противоаварийной автоматики (ПА), автоматического регулирования частоты и мощности (АРЧМ), напряжения (АРН) прилегающей сети.
1.9.3. Данные о необходимости установки дополнительных коммутационных аппаратов, измерительных трансформаторов.
1.10. При отсутствии каких-либо данных, перечисленных в п. п. 1.5 - 1.8, или при наличии устаревших данных соответствующие вопросы разрабатываются при выполнении обоснований инвестиций или уточняются в составе проекта (рабочего проекта) ПС в виде самостоятельных разделов.
1.11. Проект (рабочий проект) ПС выполняется на расчетный период (5 лет с момента предполагаемого срока ввода в эксплуатацию), а также с учетом перспективы ее развития.
1.12. Развитие электрической сети.
1.12.1. При проектировании ПС рассматриваются вопросы по приведению схемы прилегающей электрической сети и ее отдельных элементов в соответствии с:
выполненной и утвержденной схемой развития электрических сетей энергосистемы или ее отдельных элементов, а также проектной документацией на строительство отдельных электросетевых объектов, если их осуществление сохраняет свое значение и целесообразность в условиях изменений, произошедших после утверждения схемы сети (проекта объекта) или ввода в работу первой очереди объекта;
обеспечением требований законодательства в области охраны окружающей среды и сбережения энергоресурсов.
1.12.2. В распределительной сети энергосистемы новое строительство и техническое перевооружение существующей сети направлено на обеспечение:
необходимой надежности построения схем электрической сети, при которой обеспечиваются нормативные требования;
инструкций, касающихся внешнего электроснабжения отдельных потребителей (групп потребителей);
оптимизации работы электрической сети путем обеспечения условий регулирования напряжения (установка трансформаторов с РПН и др.), при которых достигается надлежащее качество напряжения у потребителей в нормальных и расчетных послеаварийных режимах работы электрической сети;
исключения перегруженных участков электрической сети с целью снижения потерь электроэнергии (ликвидация "очагов" потерь);
1.12.3. Очередность и сроки проведения работ по техническому перевооружению отдельных участков электрической сети и собственно электросетевых объектов устанавливаются с учетом:
эффективности принимаемых решений по реконструкции;
технического состояния действующих объектов электрических сетей, их морального и физического износа;
важности рассматриваемого объекта электрической сети для энергосистемы. При этом учитывается влияние рассматриваемого объекта на условия работы сети в смежных энергосистемах, а также обеспечение транзитных перетоков мощности и электроэнергии;
возможностей, обеспечивающих проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению.
1.12.4. В основной сети энергосистемы (как правило, электрическая сеть напряжением 330 кВ и выше) техническое перевооружение существующей сети направлено на обеспечение:
пропускной способности сети в отдельных сечениях межсистемных связей с учетом транзитных перетоков мощности (в соответствии с требуемыми значениями);
резервирования системы внешнего электроснабжения отдельного энергоузла без ограничения его максимальной нагрузки на время ликвидации аварийной ситуации (переключения и др.). При крупных системных авариях допускается неполное резервирование отдельного энергоузла с ограничением его максимальной нагрузки на время ремонта или замены основного оборудования на 25%, но не более 400 МВт при внешнем электроснабжении на 750 кВ, 250 МВт - на 500 кВ, 150 МВт - на 330 кВ и 50 МВт - на 220 кВ (при условии обеспечения питания ответственных потребителей);
выдачи полной мощности электростанций к узловым подстанциям энергосистемы.
1.13. Объем технического перевооружения и реконструкции подстанции определяется на основании документов, подготовленных по результатам полного обследования и оценки технического состояния подстанции и утвержденных в установленном порядке.
1.14. При проектировании технического перевооружения и реконструкции подстанций устраняются дефекты, неисправности и повреждения оборудования, конструкций, устройств, схем, зданий, сооружений, а также изменяются все технические решения, которые не соответствуют действующим нормативам или являлись причиной отказов при эксплуатации подстанций.
Возможно оставление без изменений конструкции и технических решений, принятых на существующей подстанции, если, несмотря на их несоответствие нормам, действующим на момент технического перевооружения, они удовлетворяют требованиям правил техники безопасности при производстве соответствующих работ и в процессе эксплуатации не было случаев отказов по причинам этих несоответствий.
1.15. Работоспособность оборудования и конструкций, оставляемых для дальнейшей эксплуатации, в необходимых случаях подтверждается проведением соответствующих испытаний.
Оборудование с истекшим сроком службы заменяется новым.
1.16. Проектная документация на новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию подстанций разрабатывается на основании утвержденных обоснований инвестиций.
В случае, когда в качестве альтернативы техперевооружению действующей подстанции имеется вариант сооружения новой подстанции, разработке рабочей документации предшествует выполнение проекта.
1.17. Проектная документация на техническое перевооружение и реконструкцию подстанций разрабатывается в одну стадию - рабочий проект с утверждаемой частью.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей