5.2. Электроприводы запорной арматуры

Требования настоящего подраздела распространяются на встроенные и дистанционные электроприводы с двухсторонним ограничителем момента, предназначенные для комплектации запорной арматуры.

5.2.1. Рабочее положение электроприводов - любое, при котором двигатель не находится под редуктором.

Электроприводы должны обеспечивать:

- перемещение запорного органа арматуры с пульта управления;

- перемещение запорного органа арматуры с помощью ручного дублера электропривода;

- остановку запорного органа арматуры в любом промежуточном положении нажатием кнопки "СТОП";

- автоматическое отключение электродвигателя концевыми выключателями при достижении запорным органом арматуры крайних положений;

- автоматическое отключение электродвигателя выключателями ограничителя момента при достижении заданного значения момента на выходном органе привода во время хода на закрытие и открытие (см. также пункт 2.3.32);

- световую сигнализацию на пульте управления крайних положений запорного органа арматуры;

- световую сигнализацию на пульте управления срабатывания ограничителей момента;

- сигнализацию на пульте управления о достижении запорным органом заданного промежуточного положения;

- указание крайних и промежуточных положений запорного органа на шкале встроенного указателя (для приводов, устанавливаемых вне оболочки);

- исключение самоперемещения запорного органа арматуры под влиянием среды в трубопроводе и внешних факторов (температура, вибрация, сейсмические воздействия и т.п.).

5.2.2. Характеристики изделий

Электроприводы должны быть рассчитаны для работы в повторно-кратковременном режиме с ПВ не менее 25%, при этом допускается не более шести пусковых режимов в час. Большее количество пусковых режимов должно указываться в ТУ. Электроприводы должны иметь два конечных, два путевых и два выключателя ограничителя момента. Путевые и муфтовые выключатели должны обеспечивать выключение электродвигателя и сигнализацию положения "закрыто", "открыто", "момент".

Электроприводы должны быть снабжены ручным дублером. Ручной дублер должен подключаться вручную, а отключаться автоматически при пуске электродвигателя. Усилие на ручном дублере не должно превышать 735 Н при максимальном моменте открытия (закрытия) и 295 Н при перемещении запорного органа.

Уровень звукового давления при работе электропривода не должен превышать 80 дБ на расстоянии 2 м от его наружного контура.

Электроприводы должны иметь два концевых и два путевых выключателя, и выключатели двухстороннего ограничителя момента, которые должны обеспечивать выключение электродвигателя и сигнализацию положения "закрыто", "открыто", "авария".

Регулировка ограничителей момента, концевых и путевых выключателей должна производиться раздельно как в сторону "закрытия", так и в сторону "открытия". Должны быть предусмотрены меры, исключающие самопроизвольный повторный запуск электродвигателя и обеспечивающие начало движения запорного органа с максимальным моментом привода. Допускаемое отклонение крутящего момента от установленного значения не должно быть более +10% от максимального значения диапазона настройки.

Электроприводы должны иметь местные указатели положения. Электроприводы, устанавливаемые под герметичной оболочкой, могут не иметь местных указателей. Основные технические данные и характеристики электроприводов к запорной арматуре должны быть указаны в ТУ по форме табл. 1 Приложения 17.

Обмотки электродвигателя должны иметь класс изоляции по нагревостойкости не ниже F.

Электроприводы должны выполнять свои функции при параметрах окружающей среды, при которых происходит эксплуатация арматуры.

5.2.3. Маркировка

Каждый электропривод должен быть снабжен табличкой, на которой должны быть указаны: наименование или товарный знак изготовителя; условное обозначение электропривода; диапазон крутящих моментов, Нм; частота вращения, об./мин.; предельное число оборотов, об.; номинальная мощность, кВт (на табличке двигателя); степень защиты; масса, кг; заводской номер; год выпуска.

5.2.4. Консервация

Выбирать консервационные смазки следует исходя из условий хранения и транспортирования электроприводов. Качество консервационных смазок должно быть подтверждено сертификатами изготовителя.

Выбранный способ нанесения смазки должен обеспечивать на поверхности, подвергаемой консервации, сплошной слой смазки, однородный по толщине, не содержащий при внешнем осмотре пузырьков воздуха, комков и инородных включений. В паспорте на электропривод должны быть указаны дата проведения консервации, метод консервации и срок действия консервации.

5.2.5. Упаковка

После консервации электроприводы должны быть упакованы в ящики, чертежи которых разрабатывает изготовитель. Перед упаковкой электроприводов отверстия корпусов, штуцеров и другие отверстия должны быть закрыты заглушками.

5.2.6. Испытания

5.2.6.1. Электроприводы должны подвергаться испытаниям, указанным в п. 3.5.1: опытные образцы - в соответствии с требованиями ТЗ и/или ТУ и НД, опытно-промышленные и серийные образцы - в соответствии с ТУ.

5.2.6.2. Программы испытаний электроприводов должны разрабатываться и согласовываться в порядке, установленном для разработки и согласования программ испытаний арматуры. Приемочные испытания должны проводиться по программам, согласованным с разработчиком арматуры и эксплуатирующей организацией, остальные типы испытаний (кроме приемосдаточных) - по программам, согласованным с разработчиком арматуры. Если при испытаниях будет обнаружено несоответствие изделия требованиям ТУ, то должны быть проведены повторные испытания (повторным испытаниям подвергается удвоенное количество образцов).

5.2.6.3. Проверять фактическую массу электропривода следует на опытных образцах и на электроприводах серийного производства, подвергшихся значительному конструктивному изменению, и при замене материалов с большой разницей удельного веса.

5.2.6.4. Необходимо проверить электропривод на соответствие требованиям пункта 5.2.2.

5.2.6.5. Сопротивление изоляции (между электрическими цепями и токоведущими частями и корпусом) и электрическую прочность изоляции токоведущих частей следует проверять согласно требованиям соответствующих нормативных документов.

5.2.6.6. Для проверки электропривода на соответствие требованиям пункта 5.1.2 должны проводиться испытания, подтверждающие работоспособность электропривода в указанных условиях.

5.2.6.7. Проверять степень защиты электроприводов согласно требованиям пункта 5.1.1 следует на стадии приемочных, периодических и типовых испытаний.

5.2.6.8. На основании результатов приемосдаточных испытаний необходимо построить график настройки ограничителей момента для каждого электропривода, который необходимо приводить в паспорте на каждый электропривод.

5.2.7. Надежность

Электроприводы относятся к классу ремонтопригодных восстанавливаемых изделий с нормируемой надежностью.

При эксплуатации профилактические осмотры и, в случае необходимости, техническое обслуживание должны требоваться не ранее чем через 15000 ч.

Срок службы электроприводов (средний или назначенный) - не менее 20 лет.

Межремонтный период - не менее 4 лет. Объем ремонта должен быть указан в руководстве по эксплуатации электропривода.

Назначенный ресурс за межремонтный период - не менее 1500 циклов. Цикл состоит из хода "закрытие-открытие" с перерывами, соответствующими ПВ.

ВБР электропривода должна обеспечивать требования подраздела 2.6. Доверительную вероятность для расчета нижней доверительной границы ВБР следует принимать равной 0,95. Расчет и подтверждение значений показателей надежности следует проводить в соответствии с требованиями пунктов 2.6.9 и 2.6.10.

5.2.8. Комплектность

В комплект поставки должны входить:

а) электропривод в собранном виде;

б) паспорт на электропривод;

в) руководство по эксплуатации;

г) комплект запасных частей (в соответствии с КД);

д) паспорт и руководство по эксплуатации на электродвигатель (по одному экземпляру на партию).

Руководство по эксплуатации допускается поставлять на партию электроприводов, поставляемых в один адрес, но не менее одного экземпляра на 10 изделий.